Просмотр содержимого документа
«Основной закон государства»
Классный час "Конституция – основной закон государства"
Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.
Задачи:
воспитание чувства гордости за свою страну;
развитие интереса к истории России;
расширение кругозора.
Ход классного часа
Учитель: Прежде чем перейти к теме нашего классного часа, давайте вспомним:
– Как называется наша Родина?
Учащиеся: Наша Родина называется – Россия. (слайд 2)
Учитель: Как называют людей, живущих в России?
Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.
Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?
Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 3)
Учитель: Какие символы государства вы знаете?
Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 4)
Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
– А кто знает, что такое Конституция?
Учащиеся: Конституция – это основной закон государства. (слайд 5)
Учитель: Верно.
(слайд 6) – В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (слайд 7)
– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно. (слайд 8)
– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов.
(слайд 9)
Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Она начинается с конституционной преамбулы. На столах лежат сборники Конституции РФ. Найдите преамбулу, она располагается на странице 3. Зачитайте её.
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
(слайд №10)
– Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов: основной части и заключительные и переходные положения. Откройте содержание. Раздел 1. Включает в себя сколько глав? Назовите их.
Раздел 2 ?
– Наша страна называется то Россией, то Российской Федерацией. Кто прав? В статье 1 пункт 2 Конституции записано: «Наименование Российская Федерация и Россия равноправны». т.е. наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.
–А что значит слово «федерация»?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».
– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
– Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации (зачитать) «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
- Как вы понимаете «демократическое», «демократия»
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.
– Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. (слайд 11)
– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 6 лет.. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 прочитайте о том кто может быть избран Президентом РФ.
(слайд 12) – Кто является президентом в России в настоящее время?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Государственная Дума выбирается народом сроком на 5 лет, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть.
Учитель: Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно на 5 лет. В её состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, кто может быть избран в Государственную Думу. (прочитайте)
Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.
Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?
Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?
Учитель: (слайд 13)
Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.
Учитель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?
- Откройте главу 2, найдите и зачитайте права граждан РФ. А группа Линькова Влада в это время постарается найти обязанности граждан РФ.
Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина.
Права и свободы граждан
Право на жизнь
Право на защиту своей чести и доброго имени
Право личную неприкосновенность
Право на жилище и его неприкосновенность
Право на свободное передвижение
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Свобода мысли и слова
Право избирать и быть избранным
Право на труд
Право на отдых
Право на получение социальной помощи
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на образование
Право на получение юридической помощи
Свобода информации
Свобода творчества
Обязанности граждан
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность платить налоги
Учитель: Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. (слайд 14) У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много в сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» (слайд 15)
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. (слайд 16)
Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.