Просмотр содержимого документа
«Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив. Не уклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность.
В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектра.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно - педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..
- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках. –
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.
Подготовила: логопед д/ сада № 9 Бондарева Н.М.
Современные образовательные технологии в логопедической работе групп комбинированной направленности в условиях реализации ФГОС ДО.
Реализация принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО, развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с тяжелыми нарушениями речи – требование сегодняшнего дня. Вопрос о выборе индивидуальной образовательной траектории развития ребенка с ТНР, в т.ч. степень его инклюзии, должен решаться исходя из особенностей развития и возможностей ребенка, с учетом специально созданной развивающей среды на базе дошкольной организации.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от учителя - логопеда совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей, использование современных образовательных технологий. Все это привело к активному поиску меж предметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста.
Интеграция детей с ТНР дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в речевом развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества.
Наиболее адекватные условия для осуществления процесса инклюзии дошкольников с ОВЗ могут быть созданы в ДОУ комбинированного вида, в которых предусмотрены функционирование комбинированных групп, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Приоритетными направлениями этого процесса являются:
1) своевременное выявление недостатков в речевом развитии детей, направление на ТПМПК;
2) организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии с целью предотвращения формирования вторичных отклонений;
3) формирование у детей с ТНР предпосылок к обучению в общеобразовательной школе.
С целью реализации данных направлений в своей работе учитель-логопед использует следующие образовательные технологии:
- ИКТ технологии способствуют повышению интереса детей к изучаемому материалу, способствуют повышению качества логопедической работы. Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения.
- Игровые технологии стимулируют интерес детей к логопедическим занятиям, развивают когнитивные процессы, социально - коммуникативные умения и навыки.
- Личностно-ориентированные технологии направлены на разностороннее и творческое развитие ребенка.
- Технологию сотрудничества, которая способствует реализации инклюзивного образования в аспекте «разные и равные».
- Технологию алгоритмов, которая способствует формированию последовательности и планирования, самоконтроля на занятиях.
- Технологию дифференциации и индивидуализации обучения способствуют реализации индивидуальной траектории развития ребенка.
- Здоровье сберегающие технологии.
Реализация здоровье сберегающих технологий актуальна не только на логопедических занятиях, но и в непрерывной образовательной деятельности с детьми в условиях группы комбинированной направленности. Представленные формы реализации данной технологии используются не только для детей с ТНР, но и для детей с нормой речевого развития, что способствует реализации идеи инклюзивного образования. В процессе совместной работы воспитателя и учителя-логопеда реализуются следующие задачи:
1. Повышение результативности воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации.
2. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
3.Стимуляция работоспособности, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста;
4. Пропаганда здорового образа жизни.
В группах комбинированной направленности технология здоровье сбережения реализуется по следующим направлениям:
Формирование диафрагмального дыхания. Работа над плавностью и длительностью выдоха. Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи у детей дошкольного возраста. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь ребенка.
Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:
- насыщение организма кислородом;
- профилактика ОРВИ.
Гимнастика для глаз.
Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:
- развивают концентрацию внимания;
- обеспечивают межполушарное взаимодействие;
- развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями;
- улучшает аккомодацию глаза.
Такие упражнения как «Бегающие огоньки», «Солнечные зайчики» и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи по развитию зрительно - пространственной ориентировки.
Использование элементов логопедической ритмики.
Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная. В результате решения именно оздоровительных задач у дошкольников с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г. А. Волкова).
Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Самомассаж. Логопедический массаж ложками.
В логопедической работе все большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.
По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.
Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи, прищепки и др.) способствует активизации речевых зон коры головного мозга. При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.
Сочетание таких упражнений как самомассаж, логопедический массаж ложками, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную работоспособность.
Таким образом, оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровье сберегающей и здоровье развивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровье сберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.