Открытое занятие в старшей группе "В лес за лекарственными растениями"
Открытое занятие в старшей группе "В лес за лекарственными растениями"
Где можно найти лекарства? В аптеке. А ещё - в лесу, в поле, на пыльной дороге. Вместе с Лесовичком мы идём в лес за наукой. Узнаем, какие растения применяют при болезни сердца, ангине, расстройствах желудка, порезах. Мы идём в гости, а для этого надо знать правила поведения в природе. Повторить известные правила и познакомиться с новыми вам поможет наше мероприятие «В лес за лекарственными растениями»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие в старшей группе "В лес за лекарственными растениями" »
Открытое мероприятие «В лес за лекарственными растениями», проведённое в старшей группе МОУ «Самосдельская средняя общеобразовательная школа имени Шитова В. А.»
15.05.2015г.
Тема мероприятия: «В лес за лекарственными растениями».
Цели: Познакомить детей с лекарственными растениями, правилами сбора, применением, охраны растений. Научить различать самые обычные цветущие травы. Учить ценить и беречь красоту природы. Развивать речь, логическое мышление, память. Закрепить знание правил поведения в природе, ориентирование, используя народную мудрость, учить читать книгу природы, воспитывать в детях наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.
Где можно найти лекарства? В аптеке. А ещё - в лесу, в поле, на пыльной дороге. Вместе с Лесовичком мы идём в лес за наукой. Узнаем, какие растения применяют при болезни сердца, ангине, расстройствах желудка, порезах. Мы идём в гости, а для этого надо знать правила поведения в природе. Повторить известные правила и познакомиться с новыми вам поможет наше мероприятие «В лес за лекарственными растениями»
Объявление темы и цели занятия.
Сегодня мы совершим прогулку по лесу. Но не простую, а прогулку за наукой. С собой мы возьмём фантазию, смекалку. Свой кругозор, наблюдательность. Но прежде, чем идти в путь, давайте вспомним признаки хорошей погоды – метеоприметы.
-При заходе и восходе солнца заря золотистая – длительное сохранение характера погоды.
-С восходом солнца появляются кучевые облака – давление воздуха увеличивается.
-После захода солнца на траве появляется роса - к хорошей погоде.
Вспомним ориентирование.
-Мхи и лишайники покрывают деревья и камни с северной стороны.
-Смола больше выступает на соснах с южной стороны.
-Муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев.
-если в полдень встать лицом по направлению полуденной тени, то впереди будет север, позади - юг, справа – восток, слева – запад.
По компасу – положить его на ровную поверхность и оттянуть предохранитель, то есть освободить стрелку. Когда стрелка остановится, надо осторожно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки оказался против буквы «С», а красный против буквы «Ю».
Можно отправляться в путь!
Но ещё нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо, соблюдать правила хорошего поведения. И в поле, и в лесу, и на лугу мы тоже в гостях. В гостях у природы, у тех, кто живёт здесь. Здесь тоже есть свои правила вежливости, которые все должны неукоснительно соблюдать. А вот и наш друг, Лесовичок, который будет нас сопровождать в нашем путешествие по природе.
Посмотрите, какие знаки показывает нам Лесовичок. Это природоохранные знаки:
-Не оставляй после себя мусор! Помни: бумага, оставленная тобой, пролежит на земле более 2-х лет, консервная банка – более 30-ти лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, а стекло – 1000 лет!
-Не ломай зелёные ветки и деревья! Не качайся на них. Не повреждай кору деревьев!
-Не разоряй муравейники и птичьи гнёзда!
-Не рви паутину, и не уничтожай пауков, они полезны!
-Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу!
-Не рви цветов в природе для букетов!
А сейчас экологическая загадка: сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашей группы сорвал бы 5 штук?10 штук? Какой сделаем вывод?
-Не разжигайте костёр в лесу! Берегите лес от пожара!
Помните, из одного дерева можно сделать 1 млн. спичек, а одной спичкой можно сжечь 1 млн. деревьев! Будьте осторожны с огнём в лесу. Звучит фонограмма стихотворения о лесе под музыку П. И. Чаковского «Времена года».
Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
Лес – это наше богатство, это наряд нашей земли, это чистый воздух для всех живущих на планете, это кладовая, щедро отдающая свои плоды.
Физкультминутка.
Тема урока. Ну, вот мы входим в сказочный лес. Лес этот полон добрых чудес! Мы подходим к лесной полянке. Но не всем путешественникам везёт в походе. Иногда во время экскурсии кто-то из ребят натрёт ногу или поранит её. Как же быть, ведь аптеки поблизости нет? Слово нашим докторам.
Информационное сообщение докторов Пилюлькина и Медуницы.
Много трав растёт полезных на земле страны родной.
Могут справиться с болезнью мята, пижма, зверобой!
Есть в травах и цветах целительная сила для всех умеющих их разгадать.
При болезнях сердца помогают капли ландыша. А ещё цветы ландыша используют для изготовления одеколонов, духов, мыла.
Но, будьте осторожны, ведь плоды ландыша и его цветы – ядовиты!
Если у вас плохой аппетит вам поможет одуванчик, или корень цикория. Он тоже улучшает пищеварение.
При частой ангине – календула, а при простуде – верное средство душистый отвар ромашки. От болезни желудка поможет тысячелистник.
А вот при головной боли заварим чай из кипрея, его так и называют иван-чай. Его когда-то пили наши предки. А вот росянка – это лекарственное растение, которое питается комарами и мошками. А ещё росянка лечит бородавки. И чистотел тоже поможет от них избавиться.
-Какое растение может заменить вату? Мох сфагнум. Во время войны его использовали вместо ваты, так как он хорошо впитывает влагу и обезвреживает рану.
Отгадайте загадки.
Он шипы свои выставил колко, шипы у него, как иголка.
Но мы не шипы у него соберём, полезных плодов для аптеки нарвём!
Травка та растёт на склонах и на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист. Что за чудо – чайный лист?
Бусы красные висят. Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.
В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка?
Жгусь, а не огонь. С листочками, а не дерево.
Как собирать лекарственные растения.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Учитель показывает плакат. Растения собирают в сухую погоду. Нельзя собирать лекарственную траву вблизи дорог и на улицах городов. Цветки собирают в начале цветения, корни – весной и осенью, кору – весной, в начале сокодвижения.
Правила сушки растений.
-Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света.
-Листья кладут черешками в одну сторону.
-Корневища отмывают от грязи и разрезают.
-3-4 раза в день растения переворачивают, сухие убирают.
Итог урока.
Проведём небольшую викторину «Лесная аптека»
-Ты натёр в пути ногу, как облегчить путь?
-Какое болотное растение можно использовать вместо ваты и йода?
-Плоды каких растений очень богаты витаминами С?
-Какими лечебными свойствами обладают цветки мать – и – мачехи?
-Какая ягода заменяет лимон?
-Какую траву любят кошки?
-Участник экспедиции порезал ногу. Чем остановить кровь?
-Какие редкие растения ты знаешь?
-Как нужно вести себя в природе?
Что делается в нашей стране для сохранения растений?
И в заключении мы попробуем напиток и определим, из какого растении он сделан.
Лесовичок вручает дипломы об окончании лесной академии.