Солтүстік Қазақстан облысы Ғ. Мүсрепов атындағы ауданы
КММ «Тахтаброд орта мектебі»
Северо-Казахстанская область, район им. Г. Мусрепова
КГУ «Тахтабродская средняя школа»
ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
« Конкурс знатоков права».
Подготовила: Турончик Н.В.
Цель:
Обобщить знания детей об основных правах ребенка; объяснить, что означают понятия «право» и «обязанности», где отражены права;
Задачи:
- Формировать представления о правах и обязанностях школьника;
-На примере сказочных героев, показать, как нарушаются права
- Дать детям возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;
-Сформировать уважительное отношение школьников к правам человека.
Форма проведения: учебно-игровое занятие.
Оборудование: ИКТ, сигнальные карточки, карточки для викторины, пиктограммы «добро» и «зло», таблички – характеристики доброго и злого человека,
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Сообщение учителем темы и цели занятия
– Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о ваших правах и обязанностях. Мы обобщим ваши знания об основных правах ребенка, объясним понятия « право» и « обязанности», выясним, где отражены права.
– Давным-давно тысячи лет назад на земле появились первые люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? А что же такое право?
Воспитатель вывешивает на доску табличку.
Право – это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе. |
– В беседах между собой, путём переговоров людям удалось решить
эти вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. А как вы считаете, есть ли права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) А какие права детей вы знаете? ( Ответ детей: право на жизнь, учебу, отдых) - Сейчас вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.
Но о детях заботятся не только в семье. Существует Организация Объединенных Наций (ООН), принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Так вот в 1989 году эта организация приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» (Идет показ слайда Эскиз обложки).
Конвенция – это соглашение, договор, в котором государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка.
– Все права детей записаны в этой Конвенции. В ней речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
Основные положения Конвенции о правах ребенка:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Сейчас мы проведем небольшую викторину между девочками и мальчиками нашего класса и проверим ваши правовые знания, т.к. мы каждый год проводим классные часы по правовому воспитанию, сегодня мы обобщим ваши знания. Команды назовем так: умники и умницы.
Задание 1 Разминка Для того чтобы вам было легче запомнить права, их изобразили на знаках – разрешающих или запрещающих. Предлагаю вам сыграть в дидактическую игру «Разрешается – запрещается». Я буду говорить о каком-то праве, а вы команды по очереди будете отвечать: «Разрешается или запрещается».
| Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг. Слушать мнение ребенка Разрешается. |
| Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго запрещается. |
| С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это разрешается. |
| Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это запрещается. |
| Рисовать и петь, учиться, Если заболел – лечиться. Это разрешается. |
| Этот трудится ребенок. Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа Строго запрещается. |
| Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить – Это разрешается |
| Этот слабый горбит спину, Пред сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго запрещается. |
– Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно не только знать, но и соблюдать
Задание 2. Викторина « Права литературных героев» А сейчас мы проведём небольшую викторину. На экране изображены с левой стороны – названия сказок, с правой – нарушенное право. Вы должны верно соединить название сказки с нарушенным правом. На листочках делаете в течение 1 минуты. А затем мы вас проверяем.
1 «Колобок» | 2 Вмешательство в личную жизнь |
2 « О Царе Салтане» | 4 Нарушено право на отдых |
3 « Золотой ключик» | 1 Нарушено право на жизнь |
4 « Золушка» | 3 Нарушено право на неприкосновенность |
«Колобок»- нарушено право на жизнь, «О царе Салтане»- происходит вмешательства в личную жизнь, « Золотой ключик»- нарушено право на неприкосновенность, « Золушка»- нарушено право на отдых.
А теперь вспомните персонажей этих сказок: Бабка и дед сами покушались на жизнь колобка, Карабаса Барабаса, который жестоко обращался с куклами, мачеху, которая заставляла Золушку много работать, в сказке о « Царе Салтане» царь подслушал, что является вмешательством в личную жизнь.
Задание 3 Характеристика добра и зла
Как вы можете охарактеризовать этих персонажей, которые нарушали права главных героев сказок? (Ответ детей: Они плохие, злые, жестокие.)
(– А каким вы представляете себе доброго человека? Назовите черты его характера. (Ответ детей: Он добрый, вежливый, справедливый.))
Ребята, давайте сейчас дадим характеристику добра и зла. За одну минуту команда умников называет черты характера злого человека, а команда умниц – черты доброго человека ( по 6 слов). Затем мы проверим по слайдам как вы угадали и совпадут ли слова.
ЗЛОЙ ЖЕСТОКИЙ ГРУБЫЙ ВЛАСТНЫЙ ЛЖИВЫЙ СОВЕРШАЕТ ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ | ДОБРЫЙ ВЕЖЛИВЫЙ ЧЕСТНЫЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ СОВЕРШАЕТ ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ |
| |
– И с этим заданием вы тоже справились. Молодцы
ЗАДАНИЕ 4. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА
Конвенция гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого- то и обязательных для выполнения/Обязанности есть и у учеников. Сейчас мы выясним как вы отличаете права от обязанностей. Задание. Определить где права, а где обязанности школьника (команды по очереди вытягивают каточки)
1-бесплатное образование
2- отдых на перемене между уроками, между четвертями, по окончании учебного года
3-уважать родителей
4-уважительное, вежливое отношение к себе
5-посещать школу
6-следить за внешним видом, в школе носить одежду установленной формы
7- медицинскую помощь
8-не пропускать занятия без уважительных причин
9-вести себя корректно на переменах и уроках
10- выполнять домашнее задание
11- знать и соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
12-беречь школьное имущество
ОТВЕТЫ:
ПРАВА: 1,2,4,7,
ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,6,8,9,10,11,12,
Задание 5 Верно ли, что… ( учитель зачитывает утверждения, а учащиеся выражают свое согласие или несогласие, поднимают красную карточку, если не согласны, и синюю если согласны)Очко защитываем, если большинство участников ответили верно.
Права - это то, что принадлежит каждому с рождения?
Права человека должны соблюдаться всегда и везде?
Права должны соблюдать только взрослые?
Права- это сама жизнь.
Мы должны соблюдать права и бороться за соблюдение прав.
Каждый человек выбирает, соблюдать права или нет.
.( неверные №3 и № 6)
Задание 6 Блиц-опрос ( Наше заключительное задание Блиц-опрос»_ Командам по очереди задаются вопросы, вы должны дать прав. ответы. Начинаем с умниц
1 В каком международном документе записаны права детей ( Конвенция о правах детей)
2. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста. (ребенок)
3 Кто является ответственным за обеспечение прав детей? ( государство)
4 Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый? (11)
5 В каких сказках нарушались права героев? ( Колобок, Золушка, Золотой ключик)
6 С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет. (воинский)
7 С 14 лет в свободное время и с согласия родителей подросток имеет право …не более 4 часов в день ( работать)
8 С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься…деятельностью ( предпринимательской)
7 Подведение итогов викторины.
8 Психогимнастика «Выйди к свету»
– А сейчас займите удобное положение, закройте глаза и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой – то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.
– Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно, одиноко, тревожно.)
– Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.
– А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, успокоение, радость.)
– Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.
9. Итог занятия.– Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня поговорили о правах детей, о добре и зле, о хороших и плохих поступках. Я советую вам знать и соблюдать свои права и права другого человека. А так же помнить одно из главных правил: Плохо тому, кто добра не делает никому.
Самоанализ открытого классного часа « Конкурс знатоков права».
Данный классный час был приурочен к тематической неделе Права и являлся обобщающим по праву. Я поставила следующую цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
Задачи:
- Формировать представления о правах и обязанностях школьника;
-На примере сказочных героев, показать, как нарушаются права
- Дать детям возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;
-Сформировать уважительное отношение школьников к правам человека.
Открытый классный час был проведен в форме учебно-игрового занятия. Класс был разделен на две группы.
На уроке я использовала следующее оснащение: ИКТ, сигнальные карточки, карточки для викторины, пиктограммы «добро» и «зло», таблички – характеристики доброго и злого человека.
Классный час был начат с сообщения учителем темы и цели. Затем учащиеся заслушали небольшое сообщение учителя об истории создания Конвенции о правах детей. Дети активно включились в работу и перечислили ряд прав, им уже известных. Затем я познакомила учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка. Речь учителя сопровождалась показами соответственных слайдов. Затем началось соревнование между двумя командами: умниками и умницами. Учащиеся легко справились с первым заданием « Разрешается- запрещается», в котором надо было ответить одно из этих слов, когда учитель зачитывал о каком-то праве в стихотворной форме. Очень интересным было задание « Права литературных героев», где надо было соединить название сказки с нарушенным правом. Учащиеся с легкостью дали характеристики добру и злу, подобрали качества, характеризующие плохого и доброго человека. В задании « Права и обязанности школьника» учащиеся определили, какие высказывания относятся к праву, а какие к обязанностям. В последних заданиях ребята также показали хорошие знания по праву, ответив на все вопросы правильно. В конце классного часа была проведена психогимнастика « Выйди к свету», поговорили о хороших и плохих поступках, из которой ребята сделали вывод, что надо совершать только добрые поступки, жить по мудрым законам жизни и тогда на душе будет светло, спокойно и радостно. Все задачи, поставленные мной в начале урока, были реализованы.