Просмотр содержимого документа
«"Папа, мама и я - дружная семья"»
Тема: «Папа, мама и я – дружная семья.»
Направление: « Личностное».
Форма занятия: беседа.
Цель:воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Методы: словесные, наглядные.
Оборудование: плоскостные изображения деревьев, набор картинок по теме "Семья".
Словарь: семья, родители.
Предварительная работа: рассматривание картинок по теме «Семья», рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев , чтение художественной литературы.
Ход занятия:
1 Организационный момент.
"Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся ."
2 Актуализация темы.
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья? Папа, мама и я, И сестренка моя- Вот и вся у нас семья: - Ну а как же бабушка? - Ну а как же дедушка? Что такое семья? Папа, мама и я, Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий И сестренка моя Вот и вся у нас семья.
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).
-
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
3 Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
4 Основная часть.
Вопросы к детям.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра "Подбери признаки"
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Составление генеалогического древа.
- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама В серединке я как раз Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )
- Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)
- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с именами членов своей семьи)
- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Физминутка "Семейная зарядка".
Осенью, весною Летом и зимою Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает Повороты вправо - влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой И качаю головой.
Рассказы детей о членах семьи.
Мама.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она, Кто она? Отвечу я: это мамочка моя. (В. Руссу)
(Рассказ 2-3 детей о своей маме.)
Папа.
Мой папа красивый И сильный, как слон. Любимый, внимательный, ласковый он. Я жду с нетерпением папу с работы. Всегда мне в портфеле приносит он что-то. Мой папа находчивый, умный и смелый Ему по плечу даже сложное дело. Его обниму я и тихо шепну: - Мой папочка, я тебя крепко люблю! Ты самый заботливый, самый родной, Ты добрый, ты лучший И ты только мой!
(Рассказ 2-3 детей о папе).
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья. До чего хорошая бабушка моя! Сказок знает столько, что не перечесть, И всегда в запасе новенькое есть. А вот руки бабушки - это просто клад! Быть без дела бабушке руки не велят. Золотые, ловкие. Как люблю я их! Нет, других, наверное, не найти таких! (Л. Квитко)
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке).
Дедушка.
Мой дедуля дорогой, Мы гордимся все тобой! И скажу я по секрету: Лучше нет на свете деда! Буду я всегда стараться На тебя во всём равняться! (А. Чурбанова)
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке).
Младший брат.
Есть у меня братишка Смешной такой мальчишка! Мне во всём он подражает И ни в чём не уступает. Если мы играем в мячик, Я скачу, он тоже скачет, Я сижу - и брат сидит, Я бегу - и брат бежит. Такой смешной мальчишка Младший мой братишка. (И. Лопухина)
(Рассказ ребенка о своем младшем брате).
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик папа,
Этот пальчик мама,
Этот пальчик я,
Вместе дружная семья.
(повторить 2-3 раза).
5 Продолжение основного этапа.
"Школа - моя вторая семья".
- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Школа).
- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).
6 Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.