Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Задача нас, педагогов – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к близким, к родному дому. Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях России – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого учащегося. Именно поэтому педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных объединений и т.д. имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся.
За последние годы (2001 – 2015 г.г.) правительство Российской Федерации разработало три программы гражданско-патриотического воспитания, последняя и действующая в настоящее время – это программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Госпрограмма состоит из пяти разделов и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи. Программа нашего учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию на период 2015-2020 г.г., является составной частью общего воспитательного процесса, и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность нашей организации по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Так же в нашем учреждении, каждый год разрабатывается отдельный план месячника по военно-патриотическому воспитанию.
Системообразующим элементом любого учреждения дополнительного образования являются образовательные программы. Педагогический коллектив Дворца использует огромный потенциал гражданско-патриотического воспитания практически в каждом из направлений деятельности. Разнообразные виды деятельности определяются спецификой изучаемого предмета.
В рамках туристко-краеведческой направленности во Дворце реализуется 8 программ по патриотическому воспитанию. Данные образовательные программы патриотического содержания предоставляют следующий спектр направлений:
- патриотическое (героико-патриотическое воспитание детей и молодежи через программы «Юный стрелок», «Меткий стрелок»);
- музейно-экскурсионное («Краеведение»);
-историческое (история народов - «Изучение культуры и истории русского народа», «Туган як тарихын ойряну»).
Реализация данных направлений в программах детских объединений происходит через различные формы деятельности:
-выполнение исследовательских работ по краеведению («Жить помня о корнях своих»);
- организация поисковой работы;
- волонтерская и «тимуровская» работа;
- проведение встреч с известными людьми, героями, ветеранами войн;
- изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
- организация детских творческих конкурсов и спортивных соревнований т д.
Дополнительное образование стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не дополучает в детском саду, школе, и вследствие своей мобильности расширяет возможности для развития школьников. В частности, это касается знаний по истории и культуре родного края, формирующих гражданскую позицию ребенка.
Таким образом, учреждение дополнительного образования в масштабах города может выступать в роли центра, координирующего усилия учреждений образования, культуры, основного и дополнительного образования детей и подростков, в формировании гражданской позиции и воспитании патриотизма молодежи.