Просмотр содержимого документа
«Песни Великой Отечественной войны»
Песни войны
Задачи: Раскрыть перед детьми значение песен военной поры; познакомить с творчеством поэтов и композиторов военных лет; сообщить элементарные сведения о войне; формировать патриотическое сознание и уважение к истории своей страны; развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни, стихотворения.
Оборудование: доска Smart Board, проектор, ноутбук, грампластинка для показа.
Часть первая:
- В этом году наша страна будет отмечать семьдесят первую годовщину Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Случается так, что люди ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека – это ещё полбеды, а вот когда целые народы, армии – это уже беда! Тогда гибнут люди – и мамы, и папы, и дети. Тогда разрушаются дома, уничтожаются города, деревни – и всё это называется ВОЙНА
Слайд 2:
- Люди растерялись, застыли в ужасе. Что делать? Как дальше жить? И здесь нужно было всем объединиться в общем горе и подняться на борьбу с врагом. Ну что нас может вдохновить на это, объединить в едином порыве? (ответы детей) И песня тут оказалась вовремя, стала важным помощником…
Через три дня, после начала войны, в газетах опубликовали стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворение это прочитал композитор Александр Васильевич Александров. Стихи произвели на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. И уже на следующий день была готова песня «Священная война». Ещё день на репетицию с оркестром, и вечером её уже исполнял ансамбль на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Представьте себе вокзал: шум, суета, резкие команды. Но как только зазвучала песня, зал постепенно затих и
Слайд 3:
погрузился в тишину. Все встали, как во время исполнения гимна, людей охватило общее волнение. Бойцы потребовали повторения. В тот вечер песня прозвучала пять раз! Так начался славный и долгий путь песни. Давайте послушаем её.
- Ребята, какие чувства вызывает эта песня? Она рождает желание подняться всем миром против врага, бороться, не жалея себя
Слайд 4:
- В годы войны были сформированы специальные концертные бригады. Это артисты, певцы и танцоры, поэты и композиторы объединили свои силы и, рискуя своими жизнями, приезжали с выступлениями прям на линию фронта, место где велись боевые действия. В перерывах между сражениями они давали концерты. В любом месте: в лесу, в поле, в любой обстановке они могли создать атмосферу праздника. И бойцы, пусть не на долго, вновь прикасались к мирной жизни, отдыхали и набирались сил для новых сражений. Вот как это было осенью 1941 года. Фронтовые операторы
Слайд 5:
- Все те, кого разлучила война, тосковали о доме и своих любимых. Поэтому особенно тепло была принята первая лирическая песня, созданная во время Великой Отечественной войны, песня «В землянке».
- Батальон, в котором служил поэт Алексей Александрович Сурков, автор стихов этой песни, вышел из окружения через минное поле. Каждый шаг мог стать последним в твоей жизни, если ты случайно наступишь на мину. После этих испытаний, Алексей Александрович просидел всю ночь у железной печке в землянке, так и не уснув. Поэт и воин писал письмо своей жене в стихах. Эти стихи и легли в основу песни
Слайд 6:
Вместе с другими песнями, воевал с врагом и синий платочек. Эта песня о расставании, об ожидании встречи. Солдаты знали, что их ждут дома любимые и это им придавало силы, и дарило надежду на скорейшую встречу. Сейчас мы послушаем эту песню в исполнении Клавдии Ивановны Шульженко. Эта запись была сделана в 1942 году, специально для показа фронтовикам. И назывался этот фильм «Концерт фронту». В него входили выступления многих артистов. Именно эти кадры видели бойцы перед сражениями
Слайд 7:
Сейчас мы поговорим о песне, которую вы все знаете и любите. Это «Катюша». Как вы думаете, о чём эта песня? Эта песня была написана поэтом Михаилом Васильевичем Исаковским и композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Была написана она перед войной, а во время войны полюбилась солдатами так, что они назвали ласковым словом «Катюша» новое грозное оружие.
Слайд8:
«Эх дороги, пыль, да туман. Холода, тревоги, да степной бурьян.» Это слова песни, которая была написана вскоре после окончания Великой Отечественной войны композитором Анатолием Новиковым и поэтом Львом Ошаниным. Задумались поэт и композитор: всё, что можно написать о войне, вроде бы уже написано. Разве что попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт? И они загорелись этой темой: ожидание боя, его ощущение, готовность к нему. Песня эта, как рассказ о выстраданном, пережитом, раздумье о том, что довелось пережить в минувшей войне нашему народу.
Слайд 9:
- Теперь мы послушаем ещё одну песню, которая родилась в послевоенном 1947 году. Называется она «Песенка фронтового шофёра» Слова к ней написал Борис Ласкин, а музыку – Борис Мокроусов. Давайте слушать.
- Скажите, ребята, по сравнению с предыдущей песней, какое настроение у этой песни? Она быстрая, весёлая, когда слышишь её, хочется пританцовывать. А о чём эта песня, как вы поняли? Эта песня про фронтовых шофёров. В ней звучат такие слова: «Эх путь дорожка фронтовая, не страшна нам бомбёжка любая, а помирать нам рановато есть у нас ещё дома дела.» Эти слова вселяют надежду, поднимают настроение. А вам понравилась песня? Какая из двух песен понравилась больше? Они обе хорошо отражают нелёгкий путь фронтовых дорог, но характер музыки разный. Вот, оказывается, как можно говорить об одном и том же с разным настроением, вызывая разные чувства.
Слайд 10:
небо.
А через тридцать лет после окончания войны, была написана песня «День Победы». Сегодня она стала гимном Великой Победы. Мы не представляем праздника Победы без этой песни. Она звучит торжественно и лирично, объединяя нас в радостном порыве.