kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Пернатые друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия ко дню птиц "Пернатые друзья"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Пернатые друзья"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Елизаровская основная общеобразовательная школа»

Мантуровский муниципальный район

Костромская область









Сценарий мероприятия


«Пернатые друзья»


для учащихся 1-9 классов






Автор: Кешокова Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов МКОУ Елизаровская ООШ

Мантуровского муниципального района









2016 год



Цель мероприятия:

познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.


Задачи:

Образовательные:

-познакомить с основными характеристиками коростеля, полевого жаворонка, серого журавля, деревенской ласточки, большой синицы, обыкновенного скворца, обыкновенной пустельги, тонкоклювого кроншнепа, аиста, совы, чайки, зимородка, снегиря, лебедя, чибиса, белой трясогузки, варакушки; особенностями их внешнего облика, гнездования и поведения;

- формирование навыков общения


Развивающие:

- формировать потребность у детей чувства восхищения от общения с природой;

-способствовать развитию внимания, мышления, памяти и творческого восприятия полученной информации;

- развитие познавательного интереса, чувства любви к родному краю, его природе.


Воспитательные:

- вызвать интерес и желание наблюдать за птицами и помогать им; привлечь внимание к проблеме уменьшения численности отдельных видов птиц; содействовать воспитанию чувства ответственности за свои действия в природе.



Оформление:


1. Выставка стенгазет « Пернатые друзья».

2. Выставка скворечников.

3. Выставка рисунков «Птицы родного края».

4.Музыка «Звуки природы», «Голоса птиц».

5.Видеофильм «Удивительный мир птиц».










Звучит музыка « Звуки природы».


Ведущий:

- А как вы думаете, почему сегодняшнее мероприятие посвящено нашим пернатым друзьям?

- 1 апреля- Всемирный День птиц. Правильно.


За окном — весна. Солнце и ветер сгоняет снег.

Журчит вода. Пробуждается природа от долгого зимнего сна. И мы с нетерпением ждем наших друзей — пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи.

Птицы… знакомые и незнакомые, наши далёкие и близкие соседи по планете. Ежегодно стаи пернатых, движимые великим инстинктом продолжения рода, покрывают огромные расстояния по извечным маршрутам. На этом пути их предостерегают опасности и испытания. Сколько трудов, забот, усилий стоит им каждый перелет, каждое гнездо, каждый оперившийся птенец!

Нельзя не проникнуться восхищением к этим пушистым, горластым

комочкам жизни, которых ждут небо, дорога, ветры и звёзды, и мы…

Птицы заслуживают заботы и любви.

1 ученик:

В 1982 г. в Москве проходил XVI Международный орнитологический конгресс, участников его попросили ответить на вопрос: что дали птицы человечеству? Вот ответ:

- краски, песни, вдохновение;

- мечту полета, ощущение свободы;

- победу над силой тяжести;

- красоту, поэзию;

- хлеб и глубокое ощущение радости.

2 ученик:

Каким скучным был бы мир без птиц! Так давайте же их любить,

сохранять и любоваться их полетом!

3 ученик:

Птицы придают прелесть полю, лесу, лугу, берегу реки. Они лучшие

украшения лесов, парков, садов. Своими яркими красками, звучной песней они

делают природу радостной и приятной.

4 ученик:

По красоте и яркости оперения птицы могут соревноваться с цветами.

5 ученик:

А их песни! Разве можно представить весенний парк, лес без пения птиц.

6 ученик:

Несётся клич со всех концов,

Несётся клич во все концы.

Весна пришла! Даёшь скворцов!

Добро пожаловать, скворцы!

Ведущий:

Именно в это время проводится День птиц. Впервые праздник был организован юннатами Сокольнической биостанции в далёком 1927 году. Через год День птиц зашагал по всей стране. С тех пор он стал массовым праздником юннатов. И сегодняшняя наша встреча является продолжением этой давней традиции.


Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране -

Встречать любовно стаи птичьи,

Всем сердцем радуясь весне.

А теперь мы с вами отправимся в прекрасный и многообразный мир птиц. Сначала поговорим об удивительных фактах из жизни пернатых.


Ведущий:

Учащиеся начальных классов приготовили информацию о птицах. Им слово!


( На экране – картинки птиц и слышится тихая музыка с голосами птиц.)


1 ученик.

Наверняка не всем известно, что скорость полёта скворца- 70 км /час, зяблика- 55 км/час, ласточки-74 км/ час, чайки-45 км/час, вороны- 30 км/ час, воробья- 56 км/час.


2 ученик.

Можете ли вы представить, что земляная кукушка развивает при беге скорость до 35 км/ч , фазан -34 км/ч, кроншнеп - до 15 км/ч, а домашняя курица может бежать (при угрозе опасности ) со скоростью до 14 км/ч.


3 ученик.

Наверное, не каждый знает, что вес африканского страуса - 90 кг, а высота его более 2,5 м, страус эму весит около 50 кг, высота этой птицы -1,7 м.


4 ученик.

Не каждый знает и о том, что высота полёта ласточки - 3 км, лебедя - 2,4 км.


5 ученик.

Учёные установили, что в одной кладке у журавля и голубя по 2 яйца, у большой синицы -15, а страус эму откладывает до18 яиц.


6 ученик.

Знаете ли вы, что у одного вида колибри вес яйца весит всего лишь 2 мг, у кукушки - 3 г, у гагары -180 г, у пингвина - до 500 г, а яйцо страуса весит до 1,5 кг ?


Ведущий:

Ребята, птицы привлекают внимание многих из вас! Человек издавна наблюдал птиц в природе, изучал их жизнь и постоянно расширял свои знания о своих пернатых друзьях. Птицы играют большую роль в природе и имеют большое значение для человека. Учёные подсчитали, что мохнатый канюк, питающийся мышами-полевками, в течение 50 дней съедает не менее 415 грызунов. Скворцы поедают саранчу, кузнечиков, других насекомых — вредителей полей, садов и огородов. Большой пестрый дятел неустанно долбит своим острым клювом кору и гнилую древесину деревьев. Достает и поедает жуков-короедов, усачей и других вредителей леса.



Стихи читают учащиеся начальных классов:


1.От рассвета до заката –

Вот рабочий день пернатых!

Рано солнышко встаёт

За собою в путь зовёт:

2. Люди добрые, - проснитесь!

На работу торопитесь.

Птичий хор уже давно

Раздаётся за окном.

3.Ждёт птиц трудная работа,

Целый день одна забота-

Накормить своих птенцов,

Желторотых « молодцов».

4. Ну а им и горя мало,

Потому что кормит « мама».

В тёплом гнёздышке лежат,

Потихонечку пищат.

5. Им родители приносят

Много разных вредных мошек.

Столько…, что не перечесть

Вот за это птицам – честь!


Ведущий.

Каково же значение птиц для природы и людей?

На этот вопрос ответят ученики 5 класса.


1 ученик:

Наверняка вам известно, что кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

2 ученик:

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений, и что особенно важно, проволочника.

3 ученик:

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

4 ученик:

Степной орёл уничтожает очень много сусликов и мышей. Подсчитано, что 1 мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик -16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

5 ученик:

Помогают человеку и воробьи: в период выкармливания птенцов они в больших количествах уничтожают долгоносиков, гусениц листовёрток, шелкопрядов, мух и их личинок.

6 ученик:

Маленькая птичка королёк съедает за год 8-10 млн. вредных насекомых.

7 ученик:

Скворец издавна помогает людям содержать в «чистоте» сад и огород, уничтожая майского жука, слизней и т.д. За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит сам и от этого совсем не растолстеет, т.к. очень много энергии тратит на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. Кроме того, скворцы - большие мастера пения, способны копировать чужие голоса: не раз скворец с успехом подражал соловью.


Ведущий.

Сейчас в мире 100 млрд. диких птиц и ещё около 50 млрд. домашних и полудомашних . Иными словами, на каждого из нас приходится примерно 30 пернатых. Понятно, что их значение в нашей жизни огромно. Они и наши благодетели (домашняя птица) и наши враги (птицы- вредители, птицы-переносчики болезней). Птицы украшают нашу жизнь. Их весёлый говор, звонкая задорная песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и любовь!

Без птиц мертва природа…


1 ученик:

Плохо, если нет друзей

У лесов, садов, полей.

Если б перестали птицы

Есть букашек на обед

Черви, мыши, гусеницы

Нанесли б огромный вред.

2 ученик:

С птичками- певуньями

Веселей живётся,

Потому и надо нам

О них позаботиться.

3 ученик:

Сделать домик для скворца,

Для синиц - синичник,

А когда придёт зима -

Подготовить им корма:

Мячики репейные,

Веники крапивные,

Букетики лебеды-

И не будет им беды.


Ведущий.

Ребята, охраняйте птиц, зимой подкармливайте их, устанавливайте искусственные гнездовья. Очень тяжело зимой без корма птицам и зверям.

4 ученик:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!


5 ученик.

Пусть птица, любая зверушка

Знает - в лесу ей готова кормушка,

Отличная, новая лесная столовая!

Для зверей, птиц созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от рук браконьеров.

Ведущий:

Пришло время защищать проекты «Самый лучший домик для пернатых». (скворечники).

Учащиеся с 1 по 9 классы защищают проекты. Жюри оценивает и подводит итоги. Здесь же идёт награждение за лучший проект домика для птиц.



Ведущий.

А теперь, дорогие друзья, пришло время загадок и викторин. Оно позволит нам выбрать тех, кто лучше всех знает многообразный и удивительный мир пернатых. Итак, Начинаем.

Вопросы викторины.

1. Какая птица не садится ни на землю, ни на деревья, хотя и летает? (Стрижи)

2. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)

3. Какие птицы прилетают к нам позже всех и раньше всех улетают на юг? (Ласточки)

4. Когда выводит своих птенцов клёст? ( В феврале)

5. Какая птица называется фамилией великого русского писателя?

( Гоголь)

6. Что птицам страшнее зимой - холод или голод? ( Голод)

7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)

8. Какая птица может летать хвостом вперёд? ( Колибри)

9. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла-15 см)

10. Когда температура тела у воробья выше - летом или зимой? (Одинакова)

11. Назовите самых быстрых птиц. ( Соколы – 300 км/ч, стрижи - -170 км/ч.)

12. Какие птицы не высиживают птенцов? ( Кукушки)

13. Какие птицы ползают по дереву и вверх, и вниз? ( Поползень)

14. О какой птице люди говорят: « Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?» (Павлин)

15. Какая птица очень красива, но каркает как ворон? ( Райская птица)

16. Какая птица бегает за кормом по дну реки? ( Оляпка)


Ведущий.

А умеем ли мы наблюдать за поведением птиц в природе? Выяснить это нам поможет викторина « Барометры природы», клторую подготовили учащиеся 6 класса.


1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. Когда это бывает? ( Перед дождём)

2. Стрижи летают низко с криком. К чему бы это? ( К дождю).

3. Свистит снегирь. О чём это говорит? ( Скоро наступит зима).

4. Голуби воркуют, кукушки кукуют. К чему бы это? ( К тёплой погоде.)

5. Воробьи купаются в песке. Как изменится погода? (Будет дождь).

6. Вороны садятся на верхушки деревьев. ( Перед морозом)

7. Вороны садятся на снег. ( К оттепели)

8. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю)

9.Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди…

( хорошую погоду).




Ведущий:

Ребята, а кто знает пословицы или приметы, связанные с птицами.

После опроса детей, знакомят всех с приметами учащиеся 7 класса.


- Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.


-Под которой кровлей голуби водятся — та не горит.


- Ласточка прилетела — скоро гром загремит.


- Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.


- Кукушки стали куковать — морозам больше не бывать.


- Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.


- Воробьи перелетают стайками с места на место — к сильному ветру.


-Грачи сели в гнездо, через 3 недели выходить на посев.


-Птица хохлится к непогоде.


-Гуси летят — зимушку на хвост тащат.


-Поздний отлёт птиц предвещает тёплую зиму.


-Чайка прилетела — скоро лед пройдет.


-Вороны в кучу собираются - к ненастью, купаются - тоже; каркают стаей летом - к ненастью, зимой - к морозу.


-Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром - к худу;на крыше дома - в этом доме будет свадьба.


-Где водятся голуби - тот дом не горит.


- Увидел скворца – весна у крыльца.


- Сколько проталинок – столько и жаворонков.


-Теплая осень — к долгой зиме.


-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет.


-Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.


- Ласточки низко летают, к дождю.


-Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.


-Перелетная весна течет стаями - к дружной весне.


-На Сороки (Сороки, сорок мучеников - 22 марта) день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.


- Познакомьтесь с пословицами о птицах?


1. Годы не птица, улетят не поймаешь.

2. Старого воробья на мякине не проведешь.

3. Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.

4. Всяк кулик своё болото хвалит.

5. Птицу узнают в полёте, человека в работе.

6. Человек без Родины, что соловей без песни.

7. Цыплят по осени считают.

8. Счастье вольная птица, где захотела там и села.

9. Соловья за песни кормят.



- Сделайте пояснение к поговоркам о птицах.


1. Как с гуся вода, (вышел сухим)

2. Надулся, как индюк.

3.. Заладил, как дятел, (долбит кору с большим упорством, порой стучит целый день)

5. Вышел сухим из воды

6. Синичка невеличка, а птичка.

7. Забился, как сыч.

8. Глухая тетеря (токующий тетерь и глухарь ничего не слышат).




Ведущий:

Настало время загадок!

Учащиеся 8 класса приготовили загадки!


1. Простая буква я, ну что же,

Коль сорок раз меня повторишь,

Так сразу птицей стану я

Всем вам известная друзья! (Сорока)

2. Одежда белая, а ножки -

Обуты в красные сапожки

Из моды выйдут — вот беда! Ему не снять их никогда (Гусь)

3. Гребешок на голове

Две ноги и шпоры две

Он в один и тот же час

Рано утром будит нас. (Петух)

4. По ночам летает на охоту

Днем не видит, да и спать охота (Сова)

5. Говорят, они воришки.

Эти серые малышки.

И шумливы и драчливы.

Все щебечут чьи вы? Чьи вы? (Воробьи)

6. На шесте — дворец.

Во дворце — певец.

А зовут его… (Скворец)

7. Летом за пахарем ходит.

А под зиму с криком уходит (Грач)

8. В воде купался, а сух остался. (Гусь)

9. Маленький мальчишка в сером армячишке

по дворам шныряет, крошки подбирает,

по полям кочует, коноплю ворует. (Воробей)

10. Ты его узнаешь сразу:

Белоклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит

Червяков, жучков находит -

Верный вестник теплых дней,

Первый страж и друг полей. (Грач)

11. Сотру, сотру! — кричит.

В кору, в кору стучит.

Живет в глуши лесной.

И летом и зимой Старательный работник -Лесной носатый плотник. (Дятел)

12.Видали вы его не раз -Он скачет в двух шагах от вас;

Чирик — чирик. Чирик — чирик! Кто к этой песне не привык? (Воробей)

13. Она черна,

Она шумна,

Стоит — галдит:

Гал-гал! Гал-гал! Кто угадал? (Галка)

14. Длинноногий, длинноносый, Длинношей, безголосый, Он летает на охоту. За лягушками к болоту. (Аист)

15.Я птица самая большая,

В степях, пустынях я живу

На самом жарком континенте.

Летать я больше не могу,

Но если хищника увижу,

Спасаюсь бегом (как экспресс),

Вблизи — ногами защищаюсь,

Смотри, ко мне ты, враг не лезь. (Страус)

16.По лесу летало, в воду упало — не булькнуло. (Перо птицы)

17.Поймать можно, а через гору перекинуть нельзя. (Пух, перо)

18. Стоит дом на полке, хозяин на крылечке сидит. (Скворечник скворец)

19.Не дровосек, не плотник, а в первый в лесу работник. (Дятел)

20. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)

21.Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы. (Сорока)

22.Белый как снег, надутый как мех, лопатами ходит, а рогом ест (Гусь)

23.Красные лапы, длинная шея, Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

24.Хвост с узорами, сапоги со шпорами Ночью распевает, время возвещает. (Петух)

25.Хоть я не молоток — по дереву стучу,

В нем каждый уголок обследовать хочу (Дятел)

26.Как сажа черна, как сметана бела.

Люблю всем в лесу рассказать, где была. (Сорока)

27. Днем спит, а ночью летает — прохожих пугает. (Сова)

28. Живет в лесу, ухает как разбойник. (Филин)

29.Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды

С первым снегом прилетает. (Снегирь)


Ведущий:

Конкурс «Угадай сказку или басню».


1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.

(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки

(«Гуси-лебеди»)

3. Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости

хитрой рыжей плутовки (И.А.Крылов «Ворона и лисица»)

4. Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы

послужить неплохим, источником доходов для бабки с дедом

(«Курочка-ряба»)

5. Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

6. Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть

с места средство передвижения. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»)

О братьях наших меньших.

Назовите автора стихотворения

1. Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой

Долины сохнут и пестреют.

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей… Пушкин А. С.

2. Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли А. Толстой

3. .Несется клич со всех концов,

Несется клич во все концы;

Весна пришла! Даешь скворцов!

Добро пожаловать скворцы! В. Маяковский

4. Мимо курица бежала

И посуду увидала;

«Куд-куда! Куд-куда!

Вы откуда и куда К. Чуковский

5. От вороны карапуз убежал заохав

Мальчик этот просто трус.

Это очень плохо. В.Маяковский

6. И все засуетилось,

Все гонит зиму вон -И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит… Ф. Тютчев.


Ведущий:

А сейчас викторина «Ты мне – я тебе».Её приготовили учащиеся 9 класса.


- Ответьте правильно на вопросы о птицах.

1.Какая птица носит название насекомого? (Мухоловка)

2. Какие птицы даже зимой в лютые морозы истребляют насекомых -

вредителей растений? (Синицы, дятлы, пищухи, корольки)

3.У какой птицы самый длинный язык? (Дятел, 15 см)

4.Когда t° тела воробья ниже — зимой или летом? (Одинаковая)

5. В каком названии птицы достаточно переменить букву, чтобы получился

доктор? (Грач — врач).

6.Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

7.Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

8.Какая птица носит название танца? (Чечетка)

9.Какой город может парить в воздухе? (Орел)

10.Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятел)

11. Какая птица носит название корабля? (Фрегат)

12.Какие птицы носят ботанические названия? (Подорожник, чечевица)

13.Может ли пингвин назвать себя птицей? (Нет, т.к. он не умеет

говорить)

14. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка)

15.Почему птица попавшая в колодец не может из него вылететь? (Взлетает

только по спирали).

16.Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом легче

переносят холод. (Слой воздуха между перьями увеличивается,

вследствие плохой теплопроводности задержав отдачу тепла телом

птицы).

17. В сильный мороз птицы чаще замерзают на лету, чем сидя на месте. Чем

это можно объяснить? (При полете оперение птицы сжато и

содержится мало воздуха).

18. Какие птицы приносят друг другу подарки? (Самец крачки — самки -

рыбу, пингвины, крошнели — камешки, чайки — обрывки водорослей

свиристели -ягоду, цапли — палки).

Какие птицы охраняются в Мантуровском районе, Костромской области?

19. Почему весной скворцы, галки садятся на лошадей, коров, овец?

{Выщипывают шерсть из животных для подстилки гнезд)

20. Что птицам страшнее зимой — холод или голод? (Голод)

21. Дышит ли цыпленок в яйце (Да)

22. Какие птицы являются символом верности и любви (Лебедь)

23.Какие птицы живут рядом с нами?

24. Как человек может помочь птицам?

Ведущий:

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

Звучит песня "Просьба", сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой.

1.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится.

На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:

Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

2.

Люди - исполины, люди - великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце, сердце человечье.

Припев:

3.

Люди - человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы,

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица.

Припев:




Ведущий:

Почему мы считаем птиц своими друзьями?

Каких наших птиц и почему можно назвать санитарами?

Как охраняются птицы в нашей стране?


Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На Земле вдруг пропадут?


Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

И обгложут ветки, почки,

Вот что будет, если птицы

Все исчезнут – пропадут.


Ведущий:

Итак, птицы охраняют растения от вредных насекомых, которые уничтожают зелень. Чего еще лишится Земля, если пропадут все птицы?


И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки щебетанья,

Чик – чирика воробья.

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете.

- А кто из вас слышал пение птиц ранним утром? Какое впечатление у вас осталось от этого птичьего концерта?

(После ответов детей включается фонограмма записи пения птиц в утреннем лесу).


- Радует, что вы много знаете о птицах, Есть целая наука, которая подробно изучает жизнь и повадки птиц. Как она называется?

Она называется орнитология, а ученых зовут орнитологами.

До сих пор ученых интересует многие до конца не раскрытые тайны уникального поведения птиц. Но на один интересный вопрос: «Зачем птицы поют» - ответ не найден.

Для птиц весенние песни имеют очень серьезное и важное значение. Своей песней Птица как бы устанавливает невидимою, зато слышимую границу участка. Есть у птичьей песни и иное значение. Будущий папа подыскивает подходящее место для гнезда, начинает звать маму своих будущих птенцов.


- Ребята, что вы знаете о Красной книге?

-«Красная книга» - красная,

Значит природа в опасности,

Значит нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно.

«Красная книга»!

- Что люди стараются сделать для сохранения редких видов птиц?



И последний конкурс «Защита плакатов на тему: «Берегите птиц!»

Каждый класс защищает свой плакат песней, сценкой, стихотворением…

Жюри подводит итоги.


В конце мероприятия все смотрят видеофильм «Удивительный мир птиц».


Отрывки из фильма:

«Птичьи портреты нашей местности».

1. Хочу вам поведать об одной удивительной птице, которая одна из

множества пернатых обитателей тропических лесов ежегодно прилетает к нам

весной,— устраивает гнездо, выводит птенцов, а осенью вновь улетает на

далекий юг — вглубь Африки. Иволга так зовут эту птицу.

Иволга пользуется довольно большой известностью. Уже одной

красоты ее достаточно, чтобы сделать птицу знаменитой. Ярко-оранжевый или

золотисто-желтый цвет головы и туловища, бархатно-черная окраска крыльев и

хвоста делают самца иволги неотразимым. Правда, самочка и молодые особи

имеют более скромное оперение.

Но не только красоте обязана иволга своей известностью: не так чаете

удается, полюбоваться птицей, уж очень она осторожна, да и держится в кроне

высоких деревьев, А вот своеобразный голос ее ни с чем не спутаешь. Песня

иволги, состоящая из одного колена, звучит необыкновенно громко и

сочетается с резкими звуками. Вероятно, поэтому иволгу в народе называют лесной кошкой. Действительно, неприятные звуки ее голоса напоминают крик кошки, которой наступили на хвост.

Поет иволга с восхода до заката солнца с небольшими перерывами.

Гнездится по всей европейской части страны, включая Крым и Кавказ. Гнездо

устраивает большей частью на высоких деревьях. В дело идут сухие травинки,

тонкие полоски бересты — (верхнего слоя березовой коры), паутина, перышки,

шерсть. Самочка откладывает 4–5 белых, иногда слегка розоватых, яиц,

покрытых серыми пятнышками и точками. Высиживание, в котором участвуют

попеременно и самец и самочка, продолжается 14–16 дней. Питается иволга

различными насекомыми, да и до ягод она — большая охотница. Именно они в

конце лета -начале осени составляют ее главную пищу. Особенно иволга любит

вишни, а потому является очень нежелательным гостем для хозяев фруктовых

садов.

Друзья! Как же мы забыли птиц из вороньего племени! Положение

надо исправить! Мы расскажем вам о самой маленькой из всего вороньего рода

птице — галке. Почти повсеместно она является оседлой птицей, проводящей

круглый год на одном и том же месте. Галка очень шустрая, ловкая и далеко не

глупая. Она общительна не только с себе подобными, но и с грачами, воронами,

скворцами. Их часто можно встретить в общей стае. Она прекрасно летает, и по

быстроте полета превосходит всю остальную свою «черную» родню. К человеку

относится доверчиво: большей частью вьет гнездо в непосредственной

близости от его жилища. Галка охотно гнездится в дуплах и изредка на ветвях

деревьев. Часто ее гнездо расположено рядом с гнездами грачей, с которыми

галка вообще находится в весьма дружественных отношениях.

На пары эти птицы разбиваются еще с осени. С наступлением ранней

весны они принимаются за починку старых и постройку новых гнезд. В это

время часто можно видеть галок, собирающих с земли под деревьями сухие

прутики, из которых и состоит главным образом гнездо этой птицы. Если снег

еще покрывает землю, то галки ломают сухие веточки с деревьев. Внутри гнездо выстлано перьями. В каждой кладке у галок 4–6 яиц.

Рассказывают, что раньше в России крестьяне пользовались галкой как наседкой. Деревенские куры вследствие плохого содержания садились на яйца очень поздно, поэтому — то для получения ранних цыплят, куриные яйца подкладывали в гнездо к галке. Не подозревая обмана, птица усердие высиживала яйца. Но надо было видеть ее удивление и беспокойство, когда из яиц появлялись цыплята. В это время за галкой следили и тотчас же отбирали у нее, цыплят, иначе она их клевала.

Кукушка, которая никогда не воспитывает своих птенцов. Установлено, что кукушки подбрасывают свои яйца в гнезда 150 видам птиц/ (На экране — изображения кукушки и птиц, в гнезда которые она подбрасывает яйца: камышовки, серой трясогузки, славки).

Кукушкино яйцо можно найти в гнезде почти любой певчей птицы: пеночки, крапивницы, завирушки, мухоловки, серой славки и даже кулика. Кукушка весит 100 г, а птички- воспитатели кукушат — 7 — 10 г. Птенец кукушки весит всего 3 г, если вы положите ему на спину 6-граммовую гирьку, он ее сбросит. Вот также он выбрасывает из гнезда птицы-воспитателя ее птенцов. Давайте подслушаем «разговор» глухаря и кукушки.

Глухарь, Ну, рассказывай, по правде, по совести, начисто выкладывай, как дошла ты до жизни такой. Обид на тебя птичьих не счесть, жалоб слезны? не оберешься, а пуще всех обижены тобою славки-непоседы. Разве можно всех перечесть, кого ты обидела, кукушка серая, бездомная. Вот отвечай теперь, говори, почему ты гнезда своего не вьешь, птенцов не выкармливаешь, не высиживаешь яйца, а подбрасываешь их в чужие гнезда? Кукушата твои прожорливы, да злые-презлые: лишь из яйц вылупятся, мигом своих названных из гнезда выбрасывают на гибель.

Кукушка. Не взыщите лесные жители, судьи строгие за то, что скажу я вам — не в суд себе, не в осуждение. Нет здесь моей вины. Я не мать бессердечная, что детенышей своих на злосчастье обрекает. Сама я несчастная, судьба горькая. Завидую я вам птицы. Совьете вы гнездо. Яички снесете и высиживаете деток своих. А я? Не могу я так. Снесу одно яичко и рада бы высиживать птенца, а уж другое чувство во мне. Из первого яичка, что я снесла, уже кукушонок выклевывается. И что тут делать? Лететь за кормом для вылупившегося птенца или только что снесенное яичко теплотой материнской согревать? Вот и приходится мне, матери горемычной подкладывать свои яйца в чужие гнезда. Если мне уж не суждено деток своих нянчить, пусть неродная мать о них позаботится. И стыдно мне, и сироток жалко. Разнесу яички свои по чужим гнездам, а сама в криках своих скорбь свою выражаю.

Да что тут рассуждать много. Вот ответьте мне, лесные жители. Кто в лесу уничтожает мохнатых гусениц? А они злейшие враги леса — эти мохнатики. Может глухари, совы, тетерева? А? Стыдно стало. Никто кроме меня их не ест. У всех после них животы болят. Я 100 штук в день съедаю. И пользу я большую приношу. Не могу я этой едой накормить своих птенцов, они умрут от этой пищи, вот и приходится подкладывать яйца другим птицам…Извините…

Ведущий:


Весна! Прозрачная зелень первых листьев, чистые стволы берез, запах ещё не совсем просохшей земли, разноголосый птичий гомон слышится вокруг. Сотни птиц поют, кричат, щебечут одновременно. Они радуются наступлению весны и возвращению на родину. Мы рады их возвращению.


1-й ученик

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любые времена года,

Открыт для нас в жару стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.


2-й ученик

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я –

Здравствуй, Родина моя!


3-й ученик

На нашей планете живут

Чудесные созданья,

Они летают и поют

И землю свято берегут.



Учащиеся каждого класса получают задания: Развесить скворечники.


Все участники праздника отправляются на территорию школы со скворечниками и развешивают их.










Литература:


1. Пословицы, поговорки, загадки М., «Современник», 2006г.

2. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии, М., Просвещение, 2002г.

3.Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии ,М., Просвещение, 2012г.

4. Нестеров В.В. Зоовикторина, М., Просвещение, 2000г.

5. Журналы «Юный натуралист».

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Пернатые друзья"

Автор: Кешокова Таньяна Ивановна

Дата: 05.03.2017

Номер свидетельства: 397965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Познавательная игра "Наши пернатые друзья" "
    ["seo_title"] => string(47) "poznavatiel-naia-ighra-nashi-piernatyie-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "133046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416455984"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Внеклассное занятие по теме: "Наши пернатые друзья"."
    ["seo_title"] => string(51) "vnieklassnoiezaniatiiepotiemienashipiernatyiedruzia"
    ["file_id"] => string(6) "259723"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448812722"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Внеклассное мероприятие. «  Встреча  пернатых  друзей» "
    ["seo_title"] => string(57) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vstriecha-piernatykh-druziei"
    ["file_id"] => string(6) "156752"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421485139"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Игра «Поле чудес» Тема: «Пернатые друзья» "
    ["seo_title"] => string(44) "ighra-polie-chudies-tiema-piernatyie-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "195668"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427953905"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Пернатые друзья "
    ["seo_title"] => string(18) "piernatyie-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "119719"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413482654"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства