Просмотр содержимого документа
«"Пернатые друзья"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Елизаровская основная общеобразовательная школа»
Мантуровский муниципальный район
Костромская область
Сценарий мероприятия
«Пернатые друзья»
для учащихся 1-9 классов
Автор: Кешокова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов МКОУ Елизаровская ООШ
Мантуровского муниципального района
2016 год
Цель мероприятия:
познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с основными характеристиками коростеля, полевого жаворонка, серого журавля, деревенской ласточки, большой синицы, обыкновенного скворца, обыкновенной пустельги, тонкоклювого кроншнепа, аиста, совы, чайки, зимородка, снегиря, лебедя, чибиса, белой трясогузки, варакушки; особенностями их внешнего облика, гнездования и поведения;
- формирование навыков общения
Развивающие:
- формировать потребность у детей чувства восхищения от общения с природой;
-способствовать развитию внимания, мышления, памяти и творческого восприятия полученной информации;
- развитие познавательного интереса, чувства любви к родному краю, его природе.
Воспитательные:
- вызвать интерес и желание наблюдать за птицами и помогать им; привлечь внимание к проблеме уменьшения численности отдельных видов птиц; содействовать воспитанию чувства ответственности за свои действия в природе.
Оформление:
1. Выставка стенгазет « Пернатые друзья».
2. Выставка скворечников.
3. Выставка рисунков «Птицы родного края».
4.Музыка «Звуки природы», «Голоса птиц».
5.Видеофильм «Удивительный мир птиц».
Звучит музыка « Звуки природы».
Ведущий:
- А как вы думаете, почему сегодняшнее мероприятие посвящено нашим пернатым друзьям?
- 1 апреля- Всемирный День птиц. Правильно.
За окном — весна. Солнце и ветер сгоняет снег.
Журчит вода. Пробуждается природа от долгого зимнего сна. И мы с нетерпением ждем наших друзей — пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи.
Птицы… знакомые и незнакомые, наши далёкие и близкие соседи по планете. Ежегодно стаи пернатых, движимые великим инстинктом продолжения рода, покрывают огромные расстояния по извечным маршрутам. На этом пути их предостерегают опасности и испытания. Сколько трудов, забот, усилий стоит им каждый перелет, каждое гнездо, каждый оперившийся птенец!
Нельзя не проникнуться восхищением к этим пушистым, горластым
комочкам жизни, которых ждут небо, дорога, ветры и звёзды, и мы…
Птицы заслуживают заботы и любви.
1 ученик:
В 1982 г. в Москве проходил XVI Международный орнитологический конгресс, участников его попросили ответить на вопрос: что дали птицы человечеству? Вот ответ:
- краски, песни, вдохновение;
- мечту полета, ощущение свободы;
- победу над силой тяжести;
- красоту, поэзию;
- хлеб и глубокое ощущение радости.
2 ученик:
Каким скучным был бы мир без птиц! Так давайте же их любить,
сохранять и любоваться их полетом!
3 ученик:
Птицы придают прелесть полю, лесу, лугу, берегу реки. Они лучшие
украшения лесов, парков, садов. Своими яркими красками, звучной песней они
делают природу радостной и приятной.
4 ученик:
По красоте и яркости оперения птицы могут соревноваться с цветами.
5 ученик:
А их песни! Разве можно представить весенний парк, лес без пения птиц.
6 ученик:
Несётся клич со всех концов,
Несётся клич во все концы.
Весна пришла! Даёшь скворцов!
Добро пожаловать, скворцы!
Ведущий:
Именно в это время проводится День птиц. Впервые праздник был организован юннатами Сокольнической биостанции в далёком 1927 году. Через год День птиц зашагал по всей стране. С тех пор он стал массовым праздником юннатов. И сегодняшняя наша встреча является продолжением этой давней традиции.
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране -
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
А теперь мы с вами отправимся в прекрасный и многообразный мир птиц. Сначала поговорим об удивительных фактах из жизни пернатых.
Ведущий:
Учащиеся начальных классов приготовили информацию о птицах. Им слово!
( На экране – картинки птиц и слышится тихая музыка с голосами птиц.)
1 ученик.
Наверняка не всем известно, что скорость полёта скворца- 70 км /час, зяблика- 55 км/час, ласточки-74 км/ час, чайки-45 км/час, вороны- 30 км/ час, воробья- 56 км/час.
2 ученик.
Можете ли вы представить, что земляная кукушка развивает при беге скорость до 35 км/ч , фазан -34 км/ч, кроншнеп - до 15 км/ч, а домашняя курица может бежать (при угрозе опасности ) со скоростью до 14 км/ч.
3 ученик.
Наверное, не каждый знает, что вес африканского страуса - 90 кг, а высота его более 2,5 м, страус эму весит около 50 кг, высота этой птицы -1,7 м.
4 ученик.
Не каждый знает и о том, что высота полёта ласточки - 3 км, лебедя - 2,4 км.
5 ученик.
Учёные установили, что в одной кладке у журавля и голубя по 2 яйца, у большой синицы -15, а страус эму откладывает до18 яиц.
6 ученик.
Знаете ли вы, что у одного вида колибри вес яйца весит всего лишь 2 мг, у кукушки - 3 г, у гагары -180 г, у пингвина - до 500 г, а яйцо страуса весит до 1,5 кг ?
Ведущий:
Ребята, птицы привлекают внимание многих из вас! Человек издавна наблюдал птиц в природе, изучал их жизнь и постоянно расширял свои знания о своих пернатых друзьях. Птицы играют большую роль в природе и имеют большое значение для человека. Учёные подсчитали, что мохнатый канюк, питающийся мышами-полевками, в течение 50 дней съедает не менее 415 грызунов. Скворцы поедают саранчу, кузнечиков, других насекомых — вредителей полей, садов и огородов. Большой пестрый дятел неустанно долбит своим острым клювом кору и гнилую древесину деревьев. Достает и поедает жуков-короедов, усачей и других вредителей леса.
Стихи читают учащиеся начальных классов:
1.От рассвета до заката –
Вот рабочий день пернатых!
Рано солнышко встаёт
За собою в путь зовёт:
2. Люди добрые, - проснитесь!
На работу торопитесь.
Птичий хор уже давно
Раздаётся за окном.
3.Ждёт птиц трудная работа,
Целый день одна забота-
Накормить своих птенцов,
Желторотых « молодцов».
4. Ну а им и горя мало,
Потому что кормит « мама».
В тёплом гнёздышке лежат,
Потихонечку пищат.
5. Им родители приносят
Много разных вредных мошек.
Столько…, что не перечесть
Вот за это птицам – честь!
Ведущий.
Каково же значение птиц для природы и людей?
На этот вопрос ответят ученики 5 класса.
1 ученик:
Наверняка вам известно, что кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
2 ученик:
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений, и что особенно важно, проволочника.
3 ученик:
Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.
4 ученик:
Степной орёл уничтожает очень много сусликов и мышей. Подсчитано, что 1 мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик -16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
5 ученик:
Помогают человеку и воробьи: в период выкармливания птенцов они в больших количествах уничтожают долгоносиков, гусениц листовёрток, шелкопрядов, мух и их личинок.
6 ученик:
Маленькая птичка королёк съедает за год 8-10 млн. вредных насекомых.
7 ученик:
Скворец издавна помогает людям содержать в «чистоте» сад и огород, уничтожая майского жука, слизней и т.д. За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит сам и от этого совсем не растолстеет, т.к. очень много энергии тратит на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. Кроме того, скворцы - большие мастера пения, способны копировать чужие голоса: не раз скворец с успехом подражал соловью.
Ведущий.
Сейчас в мире 100 млрд. диких птиц и ещё около 50 млрд. домашних и полудомашних . Иными словами, на каждого из нас приходится примерно 30 пернатых. Понятно, что их значение в нашей жизни огромно. Они и наши благодетели (домашняя птица) и наши враги (птицы- вредители, птицы-переносчики болезней). Птицы украшают нашу жизнь. Их весёлый говор, звонкая задорная песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и любовь!
Без птиц мертва природа…
1 ученик:
Плохо, если нет друзей
У лесов, садов, полей.
Если б перестали птицы
Есть букашек на обед
Черви, мыши, гусеницы
Нанесли б огромный вред.
2 ученик:
С птичками- певуньями
Веселей живётся,
Потому и надо нам
О них позаботиться.
3 ученик:
Сделать домик для скворца,
Для синиц - синичник,
А когда придёт зима -
Подготовить им корма:
Мячики репейные,
Веники крапивные,
Букетики лебеды-
И не будет им беды.
Ведущий.
Ребята, охраняйте птиц, зимой подкармливайте их, устанавливайте искусственные гнездовья. Очень тяжело зимой без корма птицам и зверям.
4 ученик:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна -
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!
5 ученик.
Пусть птица, любая зверушка
Знает - в лесу ей готова кормушка,
Отличная, новая лесная столовая!
Для зверей, птиц созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от рук браконьеров.
Ведущий:
Пришло время защищать проекты «Самый лучший домик для пернатых». (скворечники).
Учащиеся с 1 по 9 классы защищают проекты. Жюри оценивает и подводит итоги. Здесь же идёт награждение за лучший проект домика для птиц.
Ведущий.
А теперь, дорогие друзья, пришло время загадок и викторин. Оно позволит нам выбрать тех, кто лучше всех знает многообразный и удивительный мир пернатых. Итак, Начинаем.
Вопросы викторины.
1. Какая птица не садится ни на землю, ни на деревья, хотя и летает? (Стрижи)
2. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
3. Какие птицы прилетают к нам позже всех и раньше всех улетают на юг? (Ласточки)
4. Когда выводит своих птенцов клёст? ( В феврале)
5. Какая птица называется фамилией великого русского писателя?
( Гоголь)
6. Что птицам страшнее зимой - холод или голод? ( Голод)
7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)
8. Какая птица может летать хвостом вперёд? ( Колибри)
9. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла-15 см)
10. Когда температура тела у воробья выше - летом или зимой? (Одинакова)
Какие птицы охраняются в Мантуровском районе, Костромской области?
19. Почему весной скворцы, галки садятся на лошадей, коров, овец?
{Выщипывают шерсть из животных для подстилки гнезд)
20. Что птицам страшнее зимой — холод или голод? (Голод)
21. Дышит ли цыпленок в яйце (Да)
22. Какие птицы являются символом верности и любви (Лебедь)
23.Какие птицы живут рядом с нами?
24. Как человек может помочь птицам?
Ведущий:
Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.
Звучит песня "Просьба", сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой.
1.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится.
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
2.
Люди - исполины, люди - великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье.
Припев:
3.
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы,
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
Припев:
Ведущий:
Почему мы считаем птиц своими друзьями?
Каких наших птиц и почему можно назвать санитарами?
Как охраняются птицы в нашей стране?
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На Земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
И обгложут ветки, почки,
Вот что будет, если птицы
Все исчезнут – пропадут.
Ведущий:
Итак, птицы охраняют растения от вредных насекомых, которые уничтожают зелень. Чего еще лишится Земля, если пропадут все птицы?
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки щебетанья,
Чик – чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете.
- А кто из вас слышал пение птиц ранним утром? Какое впечатление у вас осталось от этого птичьего концерта?
(После ответов детей включается фонограмма записи пения птиц в утреннем лесу).
- Радует, что вы много знаете о птицах, Есть целая наука, которая подробно изучает жизнь и повадки птиц. Как она называется?
Она называется орнитология, а ученых зовут орнитологами.
До сих пор ученых интересует многие до конца не раскрытые тайны уникального поведения птиц. Но на один интересный вопрос: «Зачем птицы поют» - ответ не найден.
Для птиц весенние песни имеют очень серьезное и важное значение. Своей песней Птица как бы устанавливает невидимою, зато слышимую границу участка. Есть у птичьей песни и иное значение. Будущий папа подыскивает подходящее место для гнезда, начинает звать маму своих будущих птенцов.
- Ребята, что вы знаете о Красной книге?
-«Красная книга» - красная,
Значит природа в опасности,
Значит нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно.
«Красная книга»!
- Что люди стараются сделать для сохранения редких видов птиц?
И последний конкурс «Защита плакатов на тему: «Берегите птиц!»
Каждый класс защищает свой плакат песней, сценкой, стихотворением…
Жюри подводит итоги.
В конце мероприятия все смотрят видеофильм «Удивительный мир птиц».
Отрывки из фильма:
«Птичьи портреты нашей местности».
1. Хочу вам поведать об одной удивительной птице, которая одна из
множества пернатых обитателей тропических лесов ежегодно прилетает к нам
весной,— устраивает гнездо, выводит птенцов, а осенью вновь улетает на
далекий юг — вглубь Африки. Иволга так зовут эту птицу.
Иволга пользуется довольно большой известностью. Уже одной
красоты ее достаточно, чтобы сделать птицу знаменитой. Ярко-оранжевый или
золотисто-желтый цвет головы и туловища, бархатно-черная окраска крыльев и
хвоста делают самца иволги неотразимым. Правда, самочка и молодые особи
имеют более скромное оперение.
Но не только красоте обязана иволга своей известностью: не так чаете
удается, полюбоваться птицей, уж очень она осторожна, да и держится в кроне
высоких деревьев, А вот своеобразный голос ее ни с чем не спутаешь. Песня
иволги, состоящая из одного колена, звучит необыкновенно громко и
сочетается с резкими звуками. Вероятно, поэтому иволгу в народе называют лесной кошкой. Действительно, неприятные звуки ее голоса напоминают крик кошки, которой наступили на хвост.
Поет иволга с восхода до заката солнца с небольшими перерывами.
Гнездится по всей европейской части страны, включая Крым и Кавказ. Гнездо
устраивает большей частью на высоких деревьях. В дело идут сухие травинки,
шерсть. Самочка откладывает 4–5 белых, иногда слегка розоватых, яиц,
покрытых серыми пятнышками и точками. Высиживание, в котором участвуют
попеременно и самец и самочка, продолжается 14–16 дней. Питается иволга
различными насекомыми, да и до ягод она — большая охотница. Именно они в
конце лета -начале осени составляют ее главную пищу. Особенно иволга любит
вишни, а потому является очень нежелательным гостем для хозяев фруктовых
садов.
Друзья! Как же мы забыли птиц из вороньего племени! Положение
надо исправить! Мы расскажем вам о самой маленькой из всего вороньего рода
птице — галке. Почти повсеместно она является оседлой птицей, проводящей
круглый год на одном и том же месте. Галка очень шустрая, ловкая и далеко не
глупая. Она общительна не только с себе подобными, но и с грачами, воронами,
скворцами. Их часто можно встретить в общей стае. Она прекрасно летает, и по
быстроте полета превосходит всю остальную свою «черную» родню. К человеку
относится доверчиво: большей частью вьет гнездо в непосредственной
близости от его жилища. Галка охотно гнездится в дуплах и изредка на ветвях
деревьев. Часто ее гнездо расположено рядом с гнездами грачей, с которыми
галка вообще находится в весьма дружественных отношениях.
На пары эти птицы разбиваются еще с осени. С наступлением ранней
весны они принимаются за починку старых и постройку новых гнезд. В это
время часто можно видеть галок, собирающих с земли под деревьями сухие
прутики, из которых и состоит главным образом гнездо этой птицы. Если снег
еще покрывает землю, то галки ломают сухие веточки с деревьев. Внутри гнездо выстлано перьями. В каждой кладке у галок 4–6 яиц.
Рассказывают, что раньше в России крестьяне пользовались галкой как наседкой. Деревенские куры вследствие плохого содержания садились на яйца очень поздно, поэтому — то для получения ранних цыплят, куриные яйца подкладывали в гнездо к галке. Не подозревая обмана, птица усердие высиживала яйца. Но надо было видеть ее удивление и беспокойство, когда из яиц появлялись цыплята. В это время за галкой следили и тотчас же отбирали у нее, цыплят, иначе она их клевала.
Кукушка, которая никогда не воспитывает своих птенцов. Установлено, что кукушки подбрасывают свои яйца в гнезда 150 видам птиц/ (На экране — изображения кукушки и птиц, в гнезда которые она подбрасывает яйца: камышовки, серой трясогузки, славки).
Кукушкино яйцо можно найти в гнезде почти любой певчей птицы: пеночки, крапивницы, завирушки, мухоловки, серой славки и даже кулика. Кукушка весит 100 г, а птички- воспитатели кукушат — 7 — 10 г. Птенец кукушки весит всего 3 г, если вы положите ему на спину 6-граммовую гирьку, он ее сбросит. Вот также он выбрасывает из гнезда птицы-воспитателя ее птенцов. Давайте подслушаем «разговор» глухаря и кукушки.
Глухарь, Ну, рассказывай, по правде, по совести, начисто выкладывай, как дошла ты до жизни такой. Обид на тебя птичьих не счесть, жалоб слезны? не оберешься, а пуще всех обижены тобою славки-непоседы. Разве можно всех перечесть, кого ты обидела, кукушка серая, бездомная. Вот отвечай теперь, говори, почему ты гнезда своего не вьешь, птенцов не выкармливаешь, не высиживаешь яйца, а подбрасываешь их в чужие гнезда? Кукушата твои прожорливы, да злые-презлые: лишь из яйц вылупятся, мигом своих названных из гнезда выбрасывают на гибель.
Кукушка. Не взыщите лесные жители, судьи строгие за то, что скажу я вам — не в суд себе, не в осуждение. Нет здесь моей вины. Я не мать бессердечная, что детенышей своих на злосчастье обрекает. Сама я несчастная, судьба горькая. Завидую я вам птицы. Совьете вы гнездо. Яички снесете и высиживаете деток своих. А я? Не могу я так. Снесу одно яичко и рада бы высиживать птенца, а уж другое чувство во мне. Из первого яичка, что я снесла, уже кукушонок выклевывается. И что тут делать? Лететь за кормом для вылупившегося птенца или только что снесенное яичко теплотой материнской согревать? Вот и приходится мне, матери горемычной подкладывать свои яйца в чужие гнезда. Если мне уж не суждено деток своих нянчить, пусть неродная мать о них позаботится. И стыдно мне, и сироток жалко. Разнесу яички свои по чужим гнездам, а сама в криках своих скорбь свою выражаю.
Да что тут рассуждать много. Вот ответьте мне, лесные жители. Кто в лесу уничтожает мохнатых гусениц? А они злейшие враги леса — эти мохнатики. Может глухари, совы, тетерева? А? Стыдно стало. Никто кроме меня их не ест. У всех после них животы болят. Я 100 штук в день съедаю. И пользу я большую приношу. Не могу я этой едой накормить своих птенцов, они умрут от этой пищи, вот и приходится подкладывать яйца другим птицам…Извините…
Ведущий:
Весна! Прозрачная зелень первых листьев, чистые стволы берез, запах ещё не совсем просохшей земли, разноголосый птичий гомон слышится вокруг. Сотни птиц поют, кричат, щебечут одновременно. Они радуются наступлению весны и возвращению на родину. Мы рады их возвращению.
1-й ученик
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любые времена года,
Открыт для нас в жару стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
2-й ученик
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, Родина моя!
3-й ученик
На нашей планете живут
Чудесные созданья,
Они летают и поют
И землю свято берегут.
Учащиеся каждого класса получают задания: Развесить скворечники.
Все участники праздника отправляются на территорию школы со скворечниками и развешивают их.
Литература:
1. Пословицы, поговорки, загадки М., «Современник», 2006г.
2. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии, М., Просвещение, 2002г.
3.Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии ,М., Просвещение, 2012г.
4. Нестеров В.В. Зоовикторина, М., Просвещение, 2000г.