Воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, воспитать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту войну, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.
Задачи:
1. образовательные: обогатить знания о героическом прошлом своего народа, страны; показать массовый героизм советского народа в борьбе с фашизмом;
2. воспитательные: вызвать у детей чувство гордости за свой народ;
3. развивающие: рассказать о поисковом движении в России; расширить исторический кругозор.
Оборудование: проектор, экран, презентация «Они не вернулись с той войны», видеофильмы «Священная война», «Ленинградский метроном», экспонаты, найденные во время Вахт Памяти в Ленинградской и Новгородской областях,
фотоальбом, видеофильм про раскопки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, воспитать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту войну, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.
Задачи:
1. образовательные: обогатить знания о героическом прошлом своего народа, страны; показать массовый героизм советского народа в борьбе с фашизмом;
2. воспитательные: вызвать у детей чувство гордости за свой народ;
3. развивающие: рассказать о поисковом движении в России; расширить исторический кругозор.
Оборудование: проектор, экран, презентация «Они не вернулись с той войны», видеофильмы «Священная война», «Ленинградский метроном», экспонаты, найденные во время Вахт Памяти в Ленинградской и Новгородской областях,
фотоальбом, видеофильм про раскопки.
Ход беседы:
Вводная часть: сообщение темы, беседа.
«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
-Как вы понимаете эти слова? (О подвигах людей не забывают)
-Много людей погибло во время ВОВ, но подвиг, который они совершили, отдав свою бесценную жизнь за Родину, мы помним всегда.
-Где написаны эти слова? (На памятнике неизвестному герою)
-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (о войне)
-Речь пойдет о ВОВ, о людях, которым мы обязаны своей мирной жизнью.
22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Весь советский народ встал на защиту Родины. В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в 6 гигантских битвах, провела около 40 крупных наступательных операций. (Видео «Священная война»)
Сегодня мы с вами поговорим об одной из этих операции – прорыве блокады Ленинграда. История человечества не знает такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какой проявили воины и жители Ленинграда, защищая свой город, находящийся в блокаде. (Видео «Ленинградский метроном»)
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной дерективы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга от 22 сентября 1941 г: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй».
8 сентября 1941 года Ленинград был взят в плотное кольцо блокады. Голод, холод, варварские артиллерийские налеты, бомбежки – все испытал город на Неве. Но после ожесточенных боев стало ясно, что ленинградцы не собираются сдаваться. Немцы разбомбили продовольственные склады. Ленинградцы были обречены на голод. Детям выдавалось по 125 граммов хлеба в день, а кроме хлеба не было почти ничего, только иногда теплая мучная похлебка да горячий кипяток вместо чая. Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали. Но те, у кого остались силы, продолжали работать для фронта. За 6 военных месяцев 1941 года ленинградцы сделали 713 танков, 480 бронемашин,58 бронепоездов, 2405 полковых и 648 противотанковых пушек, около 10000 пулеметов, изготовили свыше 3 млн. снарядов и мин, более 80000 реактивных снарядов.
Для прорыва блокады был создан Волховский фронт, в который входили 2 Ударная армия, 59 и 52 армии. Страшная судьба постигла эти армии. Первая попытка прорыва блокады была неудачной, и все они почти в полном составе оказались в окружении. Сдался в плен фашистам и командующий 2 Ударной армии генерал Власов.
Выйти из «мешка» смогли немногие. Удалось пробить в районе поселка Мясной Бор коридор шириной всего 300—400 метров. Армии, в плотных порядках пошедшие на прорыв, в районе поселка Мясной Бор подверглись уничтожающему перекрестному огню из всех видов оружия. По воспоминаниям очевидцев, в течение многих часов территория в районе Мясного Бора представляла собой огнедышащий кратер. Прорваться к своим удалось немногим, да и те, из-за предательства генерала Власова считались предателями.
Большое количество солдат и офицеров попало в плен. Всего за время войны в плен попало почти 6 миллионов советских солдат. Более половины из них погибли в немецких концентрационных лагерях. Но и у себя на Родине бывшие пленные считались предателями. Даже бежавшие из плена люди при переходе через линию фронта снова арестовывались и могли вновь оказаться в лагере – на этот раз в советском.
А те, кто погиб от холода и голода, прорываясь из «котла», до сих пор лежат в тех болотах.
2. Основная часть:
1. Рассказ о возникновении поискового движения в России;
2. Показ экспонатов, найденных в поисковых экспедициях в Ленинградской и Новгородской областях.
1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! 2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. 4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.