Просмотр содержимого документа
«План воспитательной работы в 1-4 классе "Ступени познания"»
МБОУ БАЛАГАНСКАЯ СОШ №2
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В 1-4 КЛАССЕ
Классный руководитель:
Слепнева В.Л.
2016-2017
Анализ воспитательной работы в 1 классе
(2016-2017 уч. год)
Цель воспитательной работы класса:
создание условий для развития творческой индивидуальности личности каждого ребенка.
Задачи:
1. начать работу по формированию коллектива класса через активизацию деятельности каждого ребенка,
2. способствовать воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе, чувства ответственности за нее,
3. развивать способности, формирование эстетических потребностей и вкусов.
4. заложить основы культуры межличностных отношений и совместной деятельности на принципах честности, дружбы, трудолюбия и взаимопомощи.
В первом классе каждый ребенок личность отдельная, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно.
В этом году произошла адаптация детей к процессу обучения в школе. Главной задачей было обеспечение ее естественного протекания и благополучных результатов. Для этого велась систематическая работа по вовлечению детей в учебную деятельность, что дало положительные результаты. Ваня, Вика, Данила, Маша и Лиза адаптировались к школе быстро, освоились, приобрели новых друзей не только в классе, но и в школе. Они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя и воспитателя. У Рагозина Матвея период адаптации несоответствие поведения требованиям школы затянулся. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя, воспитателя и индивидуальной программе психологической поддержки со стороны школьного психолога реакция Матвея к концу года стала более адекватной к школьным требованиям.
В течение всего учебного года велась работа по формированию коллектива класса через активизацию деятельности каждого ребенка. Для этого проводились моделирующий игры, классные часы, внеклассные мероприятия, экскурсии и прогулки, направленные на решение конкретных задач. Игры «Давайте познакомимся», «Ребята-помощники» (планирование внеклассных мероприятий). Темы классных часов «Как настроить себя на урок», «Поведение в школе», «Кто я такой?» и другие. Внешкольное общение: конкурсы рисунков и поделок, экскурсии и поделки, походы в музей , чаепития и праздничные программы.
К концу 1 полугодия был выбран актив класса. Командиром стала Тамбовцева Настя . Не смотря на то, что дети играют вместе Диянов Данила, Зацепина Кристина организовывают сюжетно ролевые и подвижные игры. Класс еще не стал единым коллективом. В следующем году необходимо продолжить работу по формированию коллектива.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся являются одной из важнейших задач. Ребята принимали активное участие во всех спортивных мероприятиях, проводимых в школе-интернате («Веселые старты», неделя физкультуры и спорта, беседы, проводимые учителем , просматривание фильмов по безопасности и охране здоровья). В течение года проводилась утренняя зарядка. Физминутки на уроках и на самоподготовке, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости.
Велась систематическая работа по вовлечению детей в интеллектуальную деятельность (участие в недели русского языка и литературы, в конкурсе письмо деду Морозу , в недели математике, в конкусе чтецов). На школьном конкурсе чтецов Фёдоров Миша занял призовое 1 место. В турнире знатоком русского языка и литературы класс занял 2 место, а в математической игре «Считай, смекай, отгадывай» - 3 место.
В этом году нам на помощь пришел компьютер. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Не смотря на то, что в этом направлении наблюдаются положительные моменты считаем, что есть потенциал в работе. За счет которого можно получить лучший результат. А это значит, что и дальше необходимо вовлекать детей в интеллектуальную деятельность, через осуществление в образовательном процессе коррекционно-развивающей работы. Духовное развитие личности не возможно без привития любви к Родине, чувства гордости за свой класс, школу.
В течение года проводились мероприятия в соответствие с воспитательной программой . Это праздники («Здравствуй, это я!»), познавательные путешествия («Страницы истории родного края »), творческие мастерские («Подарок маме»), конкурсы рисунков и другие. В следующею учебном году необходимо продолжить работу по реализации данной программы, так как каждое занятие направлено на формирование нравственных смыслов и жизненных ценностей.
В следующем году продолжить сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
В целью изучения коллектива класса и личности детей была проведена диагностика сформированности и развития коллектива класса. Работая с детским коллективом, всегда очень важно знать, как относятся к друг другу все ребята, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе.
В начале учебного года школьный психолог провел тест на развитие каждого ребенка. Так же был составлен социальный паспорт на класс и определен уровень воспитанности коллектива класса.
Результаты исследования системы воспитания обучающихся родителями показали, что из 26 семей 3 семьи неполные (Шишкина, Диянов, Кудрявцева) из-за развода родителей. Две семьи многодетные (Собянина, Гудаева) Возраст родителей от 30 – 42 лет. Из 26 родителей 10 человека имеют высшее образование, 13 – средне-специальное, 3 – среднее.
Жилищные условия у всех семей удовлетворительные.
50% семей класса стараются идти в ногу со временем, считают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте. Они не отстраняются от воспитания ребенка, а идут рядом с ним, наблюдая за ним, как он строит отношения с близкими людьми, одноклассниками, учителями и воспитателями.
25% семей имеют проблемы личностного характера. Проблемы разные – это и материальная обеспеченность семьи, система ценностей и требований, предъявляемых семьёй. В таких семьях родители не всегда последовательны в своих методах воспитания, очень часто воспитательную работу возлагают на школу.
25% семей необходимым воспитывать своего ребенка по образцу и подобию, считая. Что он должен повторить родителей. Они думают, что опекать ребенка просто необходимо. Поэтому в следующем учебном году необходимо продолжить психолого-педагогическую диагностику класса, уделять большое внимание просвещению родителей учащихся класса, привлекать родителей к участию в различных мероприятиях.
Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношения к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а так же к самому себе. Эта методика позволяет увидеть динамику улучшения или ухудшения качества воспитательного процесса как в отношении одного ученика, так и класса.
Анализ карты уровня воспитанности учащихся показал ,что над повышением уровня воспитанности необходимо работать в следующем году.
В начале учебного года была спланирована работа с родителями. Это открытые уроки, совместные мероприятия детей и родителей (праздник «День Матери», «Прощание с букварем», «Прощание с 1 классом» и др.), родительские собрания. Все это дало положительный результат: родители были активны в организации культурных походов, участии в субботнике, укреплении материально-технической базы. В приобретении для каждого ребенка и класса школьных принадлежностей, в оформлении классного уголка. В следующем учебном году нужно поддерживать сложившиеся отношения.
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, а основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психофизическим особенностям младших школьников.
В новом учебном году необходимо:
1 продолжить работу по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка,
2 продолжить работу по воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе. Чувства ответственности за нее,
3 продолжить развитие способностей, формирование эстетических потребностей и вкусов, сознательной дисциплины.
Учитель: Слепнёва В.Л.
Ступени познания
Воспитание - великое дело: им решается участь человека. В.Г. Белинский
Актуальность и принципы
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Мой проект воспитательной работы «Ступени познания» в начальной школе. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данного проекта опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году- воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год- воспитания - год становления коллектива., подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе проекта заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
1.2. Цели и задачи программы
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
Развивать умение общаться и сотрудничать.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Изучать личностные качества обучающихся.
Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.
1.3. Приоритетные направления развития воспитания школьников.
Направление 1. « Здоровье».
Направление 2. «Интеллектуальное».
Направление 3. «Духовно - нравственное».
Направление 4. «Патриотическое»
Направление 5. «Профилактика правонарушений и преступлений».
Направление 6 «Семья».
1.4.Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной шко лы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, роди тели, педагоги, администрация школы, социальный педагог.
1.5.Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре учебных года.
1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
беседы, рассказы, убеждения учителя;
слушание;
решение проблем;
обсуждение прочитанной литературы;
исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
игры;
ролевые игры;
рассказывание истории, сказок;
импровизированные сценки, спектакли;
дебаты;
мозговой штурм или мозговая атака;
изготовление газеты;
моделирование;
тренинги;
опросы, анкетирование.
Экскурсии:
посещение библиотек;
посещение д/к ;
посещение музея;
посещение природы .
1.7. Предполагаемым результатом данного воспитательного проекта является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общения и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреп ленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать его до конца;
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно ;
открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,
доверии, справедливости и требовательности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Содержание программы я разделила на 6 основных направлений:
Направление 1. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Направление 2. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
-Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную не насыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления «Интеллект»:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района;
- интеллектуальные бои;
- спецкурсы для интеллектуального развития.
Направление 3. «Духовно - нравственное»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении :
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Основные понятия направления:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии, поездки.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление 4 «Патриотическое»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники, читательские конференции по праву.
Направление 5 «Профилактика правонарушений и преступлений».
Работа с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию
Организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
Выявление детей и семей группы риска
Психодиагностика и психопрофилактика
Направление 6 ««Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи.
2.1. 1 класс « Познай самого себя
Направление
Мероприятие
Цели, задачи
Сентябрь
Сохранение здоровья
1. Игра «Я - школьник».
2.Месячник безопасности дорожного движения.
3. Проведение инструктажей по ГО, ПДД, ППБ.
4. День здоровья.
5. «Волшебные стёкла»- беседа о зрении.
Создать условия для сохранения здоровья, физического развития. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам и сознательное отношение к своему здоровью.
Интеллектуальное развитие
1. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса.
2. Игра «Что? Где? Когда?»
3. Экскурсия в природу «Вот и осень пришла»
Прививать интерес к учёбе, повысить мотивацию учения, расширять кругозор, развивать логическое мышление, внимание.
Духовно – нравственное
1.«Я гражданин России»
2. Правила поведения в школе, в столовой…
3. Посещение представления «Праздник первоклассника»
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
Создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершенствования духовно-нравственных оправданных поступков.
Патриотическое
1.«Государственная символика РФ»
2. Права и обязанности школьника.
3. День солидарности в борьбе с терроризмом. ( беседа)
Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Изучение семей обучающихся, составление социального паспорта.
Выявление семей, требующих особого внимания со стороны учителя, школы (вызывающих беспо койство)
Семья и школа
1. Игра «Давайте познакомимся»
2. Родительское собрание «Давайте познакомимся!»
3. Консультирование родителей.
4. Р.собрание «Знакомство с Уставом школы».
Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся. Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях. Создавать условия для духовного общения детей и родителей.
Направление
Мероприятие
Октябрь
Сохранение здоровья
1. Участие во всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей».
2. Кл.час по теме «Внимание, грипп».
3. Обеспечение всех обучающихся класса горячим питанием.
4. Весёлые эстафеты.(совместно с родителями)
5. Кл.час «Огонь- друг и враг человека»
Интеллектуальное развитие
1. Экскурсия в библиотеку.
2. Викторина «Знаешь ли ты птиц?»
3. Праздник «Золотая осень».
Духовно – нравственное
1. Поздравление учителей с праздником.
2. Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку»
3. Час общения «Моя любимая игрушка».
4. Учебная книга – наш друг.(учебное занятие)
Патриотическое
1. Месячник гражданской обороны. (беседы)
2. Подготовка к празднику «День народного единства».
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Беседа о правилах поведения в школе, на прогулке.
2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
Семья и школа
1. Подготовка к участию в конкурсе «Звёздный дождь».
2. Весёлые эстафеты.
3. Индивидуальное консультирование родителей.
Направление
Мероприятие
Ноябрь
Сохранение здоровья
1. Разучивание подвижных игр.
2. Беседа о вредных привычках среди детей.
3. Беседа по теме «Как правильно пользоваться электроприборами, водой, газом…»
Интеллектуальное развитие
1. Посещение кружков по интересам учащихся в школе.
2. Творческие конкурсы по окружающему миру.
3. Кл.час «Мир моих увлечений».
4. Экскурсия в музей
Духовно – нравственное
1. Кл.час «Традиции семьи – история России»
2. Поговорим о нравственности. (беседа)
3. Мудрые заповеди предков. (беседа)
4. Ролевые игры «Учимся дружить»
5. Беседа о празднике «День матери».
Патриотическое
1. Кл.час «Я гражданин России».
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Кл.час «Азбука безопасного поведения»
Семья и школа
1. Индивидуальные встречи с родителями.
2. Подготовка к конкурсу «Звёздный дождь»
Направление
Мероприятия
Декабрь
Сохранение здоровья
1. День здоровья «Снежные забавы»
2. Игра «Красный, жёлтый, зелёный».
3.Игра «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
4. Контроль за посещаемостью.
Интеллектуальное развитие
1. Кл.час по теме «Книга рекордов Гиннеса».
2. КВН по русскому языку.
3. Участие в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку.
4. Диагностическое исследование по изучению мотивации учения детей класса.
Духовно – нравственное
1. Участие в акции «В защиту хвойных растений».
2. Игра-путешествие «Где живёт Дед Мороз?»
3. Кл.час « Встречают по одёжке, провожают по уму».
Патриотическое
1. Кл.час по теме «День Конституции РФ»
2. Беседа о дне Героев Отечества. (9 декабря)
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. «Что такое конституция? Какие права и обязанности есть у тебя» (беседа)
2. Игра «Тропинка безопасности»
Семья и школа
1. Участие в конкурсе «Снежная скульптура».
2. Родительское собрание «Проблемы и трудности периода адаптации первоклассников».
3. Выставка рисунков «Семейные радости».
Направление
Мероприятие
Январь
Сохранение здоровья
1. Беседа о рациональном правильном питании
2. Подвижные игры на свежем воздухе.
3. Витамины наши друзья…(беседа)
Интеллектуальное развитие
1. КВН «Лес – наше богатство».
2. Конкурс пословиц о зимних приметах.
3. Мои любимые уроки.(Викторина-игра)
Духовно – нравственное
1. Кл.Час «История одежды мальчиков и девочек».
2. Путешествие по страницам Красной книги».
3. Птичкам зимой надо помогать. Конкурс кормушек.
Патриотическое
1. Семейные праздники.(беседа, рисунки)
2. Участие в конкурсе социальных проектов «Я гражданин России».
3. «Защита хвойных растений». Конкурс рисунков.
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Мои права и обязанности. (беседа)
2. Встреча с социальным педагогом школы.
Семья и школа
1. Конкурс кормушек, рисунков.
2. Родительское собрание «Мотивы учения младших школьников».
Направление
Мероприятие
Февраль
Сохранение здоровья
1. «Самые ловкие и смелые»(спортивные соревнования)
2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице.
3. Беседа и личных вещах гигиены… Встреча с медицинским работником школы.
Интеллектуальное развитие
1. Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
2. Кл.час «Поговорим о профессиях»
3. Игра-путешествие «Путешествие по сказкам»
Духовно – нравственное
1. Искусство делать подарки. (беседа)
2. Ролевая игра «Пойми меня правильно».
Патриотическое
1. Урок мужества.
2. Символика п. Балаганск.
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Кл.час «Где нас подстерегает опасность?»
2. Разговор о взаимоотношениях детей друг с другом.
Семья и школа
1. Конкурс рисунков «Профессии моих родителей».
2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице.
3. Индивидуальные встречи с родителями и консультирование.
Направление
Мероприятия
Март
Сохранение здоровья
1. Лыжная прогулка в лес.
2. «В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка.
3. «Дорожные приключения Бабы-Яги». Игра по ПДД.
Интеллектуальное развитие
1. Конкурс лучших тетрадей, учебников.
2. Кл.час « Путешествие в книжное царство - мудрое государство».
Духовно – нравственное
1. Концерт для мам и бабушек.
2. «О наших мамах, бабушках, сестричках». Викторина.
3. Кл.час « Добру путь откроет сердце».
Патриотическое
1. Игра «Приятная наука вежливость»
2. Этическая беседа «Не стесняйся доброты своей»
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Кл.час «Будь справедливым в словах и поступках».
Семья и школа
1. Лыжная прогулка совместно с детьми.
2. Концерт для мам и бабушек. «Спасибо, дорогие мамы».
3. Родительское собрание «Волевые качества ребёнка. Как их развивать» ( встреча с психологом).
Направление
Мероприятие
Апрель
Сохранение здоровья
1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее».
2. Кл.час «Чистота – залог здоровья!»
Интеллектуальное развитие
1. Игры на развитие воображения и внимания.
2. КВН по сказкам.
Духовно – нравственное
1. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?»
Патриотическое
1. Беседа «Любовь к Родине».
2. Экскурсия в музей .
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Упражнения на гармонизацию противоречивости личности.
2. Методика «Моя семья».
Семья и школа
1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее».
2. Клуб выходного дня
3. Консультирование родителей.
Направление
Мероприятие
Май
Сохранение здоровья
1. Кл.час «Чтобы гриппа не бояться, надо братцы закаляться».
2. Правила поведения на водоёмах.
3. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт».
Интеллектуальное развитие
1. Конкурс «Грамотеев».
2. Экскурсия в природу.
Духовно – нравственное
1. Кл.час «Будь справедливым в делах и поступках».
2. Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать».
3. Посещение театра.
Патриотическое
1.Кл.час «О тех, кто мир нам подарил».
2. Беседа «Будь внимательным к людям».
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Беседа «Плохо природе, плохо человеку».
2. Будь внимателен на дорогах.
Семья и школа
1. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы».
2. Итоговое родительское собрание.
3. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт».
2 класс «Учись дружить»
Направление
Мероприятие
Сентябрь
Сохранение здоровья
1. Кл.час «Правила поведения в школе, общественных местах…»
2. Игра – путешествие «Береги сам себя»
3. День здоровья.
Интеллектуальное развитие
1. Час общения «Моя любимая игрушка»
2. Кл.час «Зачем мы ходим в школу?»
Духовно – нравственное
1. Кл.час «Человек среди людей».
2. Ролева игра «Учимся дружить».
3. Беседа «Содержи в порядке книжки и тетрадки»
Патриотическое
1. Беседа «Я - гражданин России»
2. Беседа «Знай свои права».
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Кл.час «Что значит быть ответственным на улицах и дорогах»
2. Составление социального паспорта.
Семья и школа
1. Родительское собрание «Воспитание в семье»
2. Консультирование родителей по текущим вопросам.
3. Участие в ярмарке «Дары осени 2011»
Направление
Мероприятие
Октябрь
Сохранение здоровья
1. «Славная осенняя пора». Экскурсия в парк.
2. Беседа «О режиме дня».
3. Проведение инструктажей по технике безопасности, по пожарной безопасности.
Интеллектуальное развитие
1. Кл.час «Трудно ли учиться в школе».
2. Сказка родина чувств А.С.Пушкин «У лукоморья».
Духовно – нравственное
1. Кл.час «Что такое хорошо!»
2. Кл.час «Профессии наших родителей».
Патриотическое
1. Беседа «Россия – родина моя».
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Чтение и обсуждение произведений В.Осеевой и Л.Толстого о поступках детей.
Семья и школа
1. Кл.час «Профессии наших родителей»
2. Индивидуальное консультирование родителей.
Направление
Мероприятие
Ноябрь
Сохранение здоровья
1. Кл.час «Правила гигиены».
2. Беседа «Береги зрение с молоду».
3. Весёлые старты.
Интеллектуальное развитие
1. Кл.час «Самооценка и взаимооценка, как способ познания себя и других».
1. Экскурсия в природу «Весна! Весна! И все ей рады!»
2. Беседа «Осторожно, грипп!»
3. Выходи играть во двор.
Интеллектуальное развитие
1. Игры для тренировки памяти.
2. КВН для девочек «Супершкольница».
Духовно – нравственное
1. Праздник «Я песню милой маме пою»
2. День театра. (27 марта). Поход в театр.
Патриотическое
1. Кл.час «Какое оно, наше общество?»
2. Лекторий по правилам пожарной безопасности.
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Беседа о службах экстренной помощи.
2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
Семья и школа
1. Родительское собрание « О детской дружбе».
2. Праздник «Я песню милой маме пою»
Направление
Мероприятие
Апрель
Сохранение здоровья
1. Кл.час «Почему важно не забыть о гигиене».
2. День здоровья «Весёлые старты». (7 апреля – Всемирный день здоровья)
Интеллектуальное развитие
1. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»
2. Конкурс лучших тетрадей, дневников , учебников.
3. «Космический» КВН
Духовно – нравственное
1. Кл.час «Готов ли я к обучению в 5 классе?»
2. Путешествие по Красной книге.
3. Беседа о международном дне книги.
Патриотическое
1. День космонавтики. Игра – викторина «Космический рейс».
2. Деловая игра «Мои права и обязанности».
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Кл.час «Берегись огня».
2. Встреча с представителем правоохранительных органов.
3. Круглый стол «Должен ли я знать и соблюдать законы страны?»
Семья и школа
1. День здоровья «Весёлые старты».
2. Беседа с родителями по теме «Проблемы преемственности обучения в начальном и среднем звене, пути и способы решения».
Направление
Мероприятие
Май
Сохранение здоровья
1. Кл.час «Волшебные стёкла»(разговор о зрении)
2. Игра – путешествие «Станции здоровья»
Интеллектуальное развитие
1. Игра «Путешествие по родному краю».
2. КВН «Природные зоны»
Духовно – нравственное
1. Беседа – диспут «За что уважают человека в семье и обществе».
2. Кл.час «Международный день птиц».
Патриотическое
1. Концерт. «Вспомни героев своих!»
2. Конкурс чтецов ко дню Победы.
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
1. Беседа «Основные правила пожарной безопасности на природе».
2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
3. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы».
Семья и школа
1. Родительское собрание «Прощай начальная школа».
2. Консультирование родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
I Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
2) Знание истории посёлка и области;
3) Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
II.
1) Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
2) Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
III.
Раскрытие собственной индивидуальности через:
а) навыки группового взаимодействия;
б) работу творческого коллектива “Класс!”;
IV.
Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
V.
Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
Методические рекомендации.
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Большая работа в этот год проводиться школьным психологом. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «мальчики и девочки». «Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
4. МОНИТОРИНГ
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету по направлениям программы.
Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
Изучение межличностных отношений;
Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок.
Основные формы изучения
Наблюдения.
Беседы с учениками, родителями.
Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы
Аспекты изучения
Показатели
1
2
1. Создание условий для развития личности воспитанника
Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе
Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности
Характеристика семьи учащегося
Уровень адаптации учащихся
Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе