Методы и приемы: беседа, поисковые вопросы, использование видеоматериала, элементов соревнования, деление на команды, прослушивание записи звуков природы, творческое задание.
Материалы и оборудование: мультимедийный комплекс, магнитофон, кассета со звуками природы (пение птиц, звуки дождя, вой ветра, шелест листьев), иллюстрации со следами животных, фотографии объектов природы (грибов, ягод, рыб) .
Ход мероприятия
Педагог. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому северному краю, где живут коренные жители: ненцы, коми-зыряне, селькупы и где живем мы с вами. Есть такая легенда:
Чтец:
Ямальский край- заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены
Хозяйка тундры: Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в край Ямальский всех вас приглашаю
Добро пожаловать, дорогие друзья! Кому как не мне, Хозяйке тундры, хорошо знать землю моих предков, моих народов: ненцы, коми-зыряне и селькупы. Трону одну струну и задумаюсь: что волнует мои народы. Трону другую струну и думаю: возможно, ли спасти природу, ее мудрую гармонию. Трону третью струну – течет полноводная река Обь, рыба над струями плещет. А небо, небо белой ночи, звенит от полета уток, гогота гусей, лепета лебедей. Живая музыка белой ночи, неужели вас не заворожит. Тронешь струну и задумаешься: как обо всем этом вам рассказать. Может сказки помогут. Ведь в них душа народа! Трогаю струну волшебного журавля и решаю: сказка, пой о жизни моего края! Лейся песня!
\звучит мелодия ненецкой песни/
Педагог: И привела нас, ребята, песня на берег реки Пур, притока великой сибирской реки Оби.
Чтец: В тайге поскрипывают ели,
Смола стекает, словно мед.
Вдруг шика, сорванная ветром,
Как птенчик на ладонь порхнет.
Дождь прибежит с далеких сопок,
И зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок-
Побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах,
Кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах
И в речках медленных живет.
Педагог: Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами киски-рожки.
С виду кроток но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Над шапками кустарника дерево плывет.
На чьей же голове оно уютно так растет.
Откроет нам поляна лесного великана. (Лось)
Что за зверь зимой холодный
Ходит в чаще злой, голодный. (Волк)
Чуток, строен и высок, гордо голову несет,
От рогов густая тень. Вот красивый зверь…(Олень)
Юркий маленький зверек
С ветки прыг, на ветку скок. (Белка)
Есть в реке работники - не столяры, не плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобр)
Трусоват лесной красавец.
Догадались. Это… (Заяц)
Длинный хвостище, а сама хитрища. (Лиса)
Словно елка, весь в иголках. (Еж)
Ребята, какие еще звери живут в наших лесах. (бурундук, соболь, куница, горностай) Скажите, а чьи это следы.
Хозяйка тундры: Ребята, слышите, какая музыка звучит в лесу. Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Вот послушайте, как поют птицы.
/звучит запись пения птиц./
Чтец: Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю-
Ни ловушками, ни в сети.
Не держу их дома в клетки.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
Педагог: Ребята, какие птицы ночуют, зарывшись в снег. (Тетерева, куропатки, рябчики) Судя по названию, это птица не боится холода, все время зябнет, но на самом деле все наоборот. (Зяблик) Как называется птица, которая прячет кедровые орешки. (Кедровка) А какие птицы обитают в наших краях? (Глухарь, куропатка, тетерев, гагара, поползень, дятел, филин, кукушка, журавль).
Чтец:
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем.
Будет день такой, что любо!
Сразу тундра ожила.
И спешат навстречу людям
И заботы и дела.
Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти зверолов,
А рыбацкая бригада
Привезла большой улов.
Педагог: Назовите, пожалуйста, рыб, которые водятся в реках нашего края. (Муксун, нельма, осетр, щёкур, сырок, пыжьян, язь, плотва, налим)
Хозяйка тундры: Что это. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. ( Болото) А какое полезное ископаемое добывают на болоте. (Торф) Торф- хорошее топливо. Издавна люди топили ими печи. А сейчас он горит в топках электростанций, Торф является еще отличным удобрением. Словом, это- ценнейшее сырье, которое дает нам болото. А какие ягоды можно встретить на болоте и в тундре. (Клюква, брусника, морошка, черника, голубика, рябина, шиповник, костяника.)
/Хозяйка тундры показывает детям рисунки разных лесных ягод и предлагает назвать их./
Педагог: Ребята, а вы можете отличить съедобный гриб от ядовитого. А какие основные отличие (Ответы детей). Давайте немного поиграем. Я буду называть грибы, если гриб съедобный – вы хлопаете, а если ядовитый топаете.
Хозяйка тундры: Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных птичьего гнезда
Разорять не нужно никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом
К сожалению, людям не всегда удается сохранить природу. Вы знаете, что в нашем краю добывается газ, нефть. Много буровых вышек возвышается над тундрой. И в этих районах совсем нет зверей, вырубаются деревья. Назовите, пожалуйста, месторождения, принадлежащие нашему краю.
Кто не бывал в тундре Ямала,
Я приглашаю вас сюда.
Сейчас она не снежная пустыня-
Полюбите наш край наверняка.
Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит нас неласковая вьюга,
В любой зайдете чум – вас ждут всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
Педагог: Вот мы с вами и совершили путешествие по Ямальскому краю. Надеюсь, вы полюбите землю, на которой живете, еще сильнее.
Тема занятия: Изучение культуры, быта, традиций народов Севера. Орнамент и его значение
Ход мероприятия
Педагог. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому северному краю Какие малочисленные народности коренных жителей живут на нашей ямальской земле? (Ханты, ненцы, селькупы) -А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды деятельности коренных народов? (Оленеводство, рыболовство, звероводство.) - Как называется жилище коренных народов севера? (Чум – основное жилище коренных народов севера, населяющих ЯНАО.) - Как называется верхняя одежда для женщин коренного населения? (ягушка) (слайд) - Как называется верхняя одежда для мужчин? (малица) (слайд) - Как называет зимняя обувь из оленьих шкур? ( пимы) (слайд)
Назовите города ЯНАО (Салехард, Ноябрьск, Надым, Новый Уренгой, Губкинский, Муравленко)
Вопрос для всех команд: - Назовите главный город нашего края (Салехард)
Педагог2: - Ребята, а вы знаете какой из городов старше, Салехард или Новый Уренгой? Правильно, значит Новый Уренгой моложе Салехарда?
Чтец:
Ямальский край- заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены
Народы, проживающие на территории Ямала, особенно внимательно и бережно относятся к растениям и животным, изучают их повадки, образ жизни каких зверей вы знаете
Педагог: Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах.. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами киски-рожки.
С виду кроток но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Что за зверь зимой холодный
Ходит в чаще злой, голодный. (Волк)
Чуток, строен и высок, гордо голову несет,
От рогов густая тень. Вот красивый зверь…(Олень)
Юркий маленький зверек
С ветки прыг, на ветку скок. (Белка)
Трусоват лесной красавец.
Догадались. Это… (Заяц)
Длинный хвостище, а сама хитрища. (Лиса)
Словно елка, весь в иголках. (Еж)
(Рысь) (Медведь)
(бурундук, соболь, куница, горностай)
Педагог: Ребята, какие птицы ночуют, зарывшись в снег. (Тетерева, куропатки, рябчики) Судя по названию, это птица не боится холода, все время зябнет, но на самом деле все наоборот. (Зяблик) Как называется птица, которая прячет кедровые орешки. (Кедровка) А какие птицы обитают в наших краях? (Глухарь, куропатка, тетерев, гагара, поползень, дятел, филин, кукушка, журавль
Педагог: Назовите, пожалуйста, рыб, которые водятся в реках нашего края. (Муксун, нельма, осетр, щёкур, сырок, пыжьян, язь, плотва, налим)