Цель: знать особенности альтернативных технологий изготовления ёлочек из подручных материалов; уметь высказывать и отстаивать собственное мнение, с уважением относиться к точке зрения окружающих; развивать интеллектуальную, рече – мыслительную, творческую компетентности обучающихся; воспитывать бережное отношение к природным богатствам родного края.
Форма проведения: круглый стол
Оборудование: плакаты с надписями, таблички «Да», «Нет», «Не знаю», мультимедийная презентация, наборы для работы с бумагой и картоном.
Разгадывание загадок. За каждую правильную отгадку открывается часть записанной на доске темы круглого стола.
Стою в тайге на одной ноге, сверху шишки, снизу мишки, Зимою и летом зеленого цвета, платьице в иголках, а называюсь я
В небесах она сверкает, Нашу елку украшает. Не померкнет никогда В новогодний день …
Вся в огнях большая елка,
Вверх летят петарды звонко.
Снег на улице идет.
Наступает...
И в коробки, и в пакеты
Упакованы конфеты.
Фантики так ярки!
Будут всем...
3.Предварительный опрос мнений участников по обсуждаемому вопросу
Каждому участнику предлагается прочесть высказывания, записанные на плакатах и подойти к тому из них, которое отображает их точку зрения.
1)Ель росла в лесу дремучем, Поднималась к синим тучам. Но теперь ее срубили И в игрушки нарядили.
2)Не зря поётся в песенке, Что родилась в лесу, куплю я ель из пластика – Красавицу спасу!
3)А есть и другие ёлки.
Ничуть не хуже иголки
И сделаны они на славу
Самой из подручного материала!
В зависимости от выбранной позиции участников распределяют на группы и рассаживают за круглый стол.
II. Дискуссионный этап
1.Получение и осмысление информации
Вступительное слово модератора
Откуда пришла традиция наряжать елку?
Традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. А появилась она задолго до возникновения христианства. Древние германские племена наделяли природу божественными силами. Они верили в существование лесных духов. Также считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. И особенно сильными эти духи становятся в длинные и темные зимние ночи. Поэтому, чтобы умилостивить лесных существ и попросить у них помощи, люди старались их задобрить. Ели, на которых якобы обитали духи, украшали плодами и различными лакомствами, жрецы произносили особые заговоры и совершали обряды. У некоторых племен ель была символом жизни, благотворных сил природы, так что обычаи эти были призваны обеспечить людям здоровье и процветание.
3.Слушание – обсуждение отрывка из рассказа Ириса Ревю (позиционная роль «понятие» - определить основную мысль текста)
Новогодняя Ёлка – это символ Нового года. Зелёная красавица приходит к нам из зимнего леса. Ёлка – хорошее, доброе дерево. В зимнюю пору, когда особенно тяжело птицам, зверям она настоящая кормилица. Клесты - еловики, белки, дятлы, полевые мыши – все питаются семенами еловых шишек. Молодые побеги ели тоже идут в ход.
Высказывание альтернативных мнений в защиту «живых» елочек (позиционная роль «оппозиция» — высказать возражение к основным положениям текста)
4.Слово модератора
Приверженцы католической веры елку наряжают в большинстве своем на Рождество. Существует очень красивая легенда о том, откуда пошла традиция наряжать елочку именно на этот праздник:
«В тот миг, когда на свет появился Иисус, небесных светил стало больше: еще одна звезда взошла на небосводе. Свет этой звезды привлек многих людей, и все они отправились в Вифлеем – город, где родился Иисус. Но не только люди хотели увидеть Младенца. Животные и даже растения пришли на свет звезды. Цветы радовали новорожденного своей красотой и запахом, деревья – зеленой листвой, вкусными фруктами. Только елка не знала, чем она может порадовать Младенца. Она стояла позади своих собратьев, потому что пришла после всех. Ведь шла с самого дальнего Севера. Все цветы и деревья решили помочь елке. Яблоня поделилась своими плодами, и они повисли яркими шарами на колючих еловых ветках, цветы подарили елке нежные бутоны, которые, словно колокольчики, закачались и зазвенели. А легкий пух одуванчиков, как иней, покрыл зеленые колючки. Елка превратилась в красавицу. Она приблизилась к Иисусу. И он улыбнулся ей. Тогда над верхушкой елки засветилась звезда. Та самая, что привлекла всех к Младенцу.»
Это может быть сосна, пихта, голубая ель или обычная ель, с шишками или без шишек, покрытая инеем, с встроенными в веточки разноцветными лампочками. Да и цвет у искусственной елочки может быть любой - от светло- зелёного, до тёмно-изумрудного. В продаже имеются ёлочки любого цвета, золотые и серебряные, белые и красные, на любой вкус и цвет.
Пластмассовые литые ёлки
Искусственные ёлки могут быть изготовлены из пластмассы, это так называемые литые ёлки. Они по своему виду очень похожи на настоящие живые ёлочки. Веточки с мягкими иголками изготавливаются из полипропилена, причём, каждая веточка отливается в отдельной специальной форме.
Ёлки из плёнки ПВХ
Искусственные ёлки так же изготавливают из пленки ПВХ . Из тонкой полимерной ленты с металлической основой внутри получаются более качественные ёлки. Эта лента пропускается через станки, которые мелко нарезают её на хвоинки. Полоски с хвоинками разной длины наматывают на проволоку и создают веточки, которые собирают в пушистые красивые деревца.
Искусственные ёлки из лески
Для изготовления ёлки используется леска. Ёлка из лески более пушистая, чем ёлка изготовленная из плёнки ПВХ и более похожа на натуральную. Из лески делают и сосновые ветки, которые похожи на ёршики для мытья бутылок.
7.Ознакомление с правилами техники безопасности при выборе искусственной елки
Пожарная безопасность
Качественная ёлка должна быть сделана из огнеустойчивых материалов или обработана специальными антивоспламеняющими веществами, исключающими возгорание. На упаковке ёлки обязательно должна присутствовать такая информация. Ведь на ёлку вешаются электрические гирлянды и если материал, из которого сделана ёлка легко воспламеняется, то последствия могут быть самыми плачевными.
Экологическая безопасность
Экологическая безопасность одно из условий правильного выбора искусственных ёлок. Ёлка не должна источать неприятный химический запах и не должна иметь в составе вредных для здоровья веществ. Для этого необходимо ознакомиться с сертификатом качества, попросите продавца показать вам этот документ.
8.Слово модератора
Откуда взялась традиция украшать елку у славянских народов?
Хотя Петр I повелел праздновать Новый год и ставить перед воротами украшения из еловых, сосновых и можжевеловых ветвей еще в 1700 г., по-настоящему обычай украшать домашнюю ель повсеместно распространился только в конце 1830-х годов. Первым рождественскую ель приказал украсить царь Николай I, а затем и вся знать последовала его примеру. В те времена в моду вошла немецкая романтическая литература, и это поспособствовало распространению традиции. Любопытно, что в это же время швейцарские и немецкие кондитеры в Петербурге стали предлагать своим клиентам готовые деревца, украшенные сладостями.
9.Высказывание сторонников изготовления елочек своими руками
Елка своими руками - это гораздо интереснее и гуманнее! Кроме того, это отличные варианты для тех, кому негде поставить большую елку (например, нет свободного места, или на этом свободном месте активный маленький ребенок). 10.Проведение мастер-класса «Изготовление елки из бумаги и картона»
Построение диаграммы Венна (позиционная роль «схема» — представить полученную информацию в виде схемы, отразить смысловые связи)
, где
А – «живая» ёлочка;
В – искусственная ёлочка»
С – ёлочка, изготовленная своими руками.
11.Проектирование принятие решений
Обсуждение предложенных шагов по решению проблемы (выбору новогодней елочки) с выделением «+» и «–», но обязательно начинать с «+».
Выбор соответствующего символа по охране природы (позиционная роль «символ» - выразить идею обсуждения с помощью визуального образа)
12.Рефлексия
Завершается работа участников круглого стола выявлением отношений к услышанному и созданному своими руками на данном дискуссионном мероприятии. Модератор возвращается к теме круглого стола. Как теперь она звучит для участников? Всем участникам дается возможность высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения.
Проведение игры «Согласен, не согласен, может быть». Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к теме подготовки к Новому году следующим образом: «Если участник согласен с необходимостью сбережения «живых» елочек и использования вместо них искусственных или созданных своими руками, то он подходит к табличке с надписью «Да», если он лично не согласен с данным решением проблемы, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю». Модератор может задать любому участнику круглого стола уточняющие вопросы.
Торжественное зачитывание писем с благодарностью от себя и членов своей семьи, адресованных лесной красавице – ёлочке (позиционная роль «театр»
III.Завершающий (постдискуссионный) этап
Модератор устанавливает общие результаты проводимого круглого стола
Чтение и обсуждение стихотворения:
Люди, оглянитесь-ка вокруг, Как природа истинно прекрасна. Как нужна забота ваших рук, Чтобы красота её не гасла.
Список источников и литературы
1. Плешаков А.А. “Мир вокруг нас” - М. Просвещение, 2007
2. Лебедев Н.Н. “Занимательные вопросы по естествознанию” - М., 1961
3. Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа – М. Просвещение, 1993