Просмотр содержимого документа
«Подходы к медиа-образованию в детской тележурналистике»
«Подходы к медиа-образованию в ДОО «Репортёр»
Ирина Ваисовна Лучезарнова
«… Каким должно быть дополнительное образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач?
Как оно должно вписываться в общую систему образования ?
В первую очередь, главным результатом дополнительного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Это означает, что изучать необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности…»
Особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, отношение, поведение, иной педагогический менталитет.
Дополнительное образование выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность.
У педагога теперь есть возможность использовать новые подходы и активные методы обучения .
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования приобретает исследовательский характер.
Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.
Цель моего сегодняшнего выступления -рассмотреть использование инновационных технологии в системе дополнительного образования детей.
А именно я хочу поделиться своим опытом работы на примере моего детского образовательного объединения юных тележурналистов «Репортёр», которое было организовано в 2010году на базе МБОУ ДОД ДДТ г. Димитровграда .
Обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.; требует и работу по новым образовательным программам.
Именно так и составлена программа по тележурналистике «Школьные новости 14 +»
Программа создано по бокам и охватывает следующие направления :
тележурналистика :,журналистика, операторская работа, монтаж программ,новостные программы, игровое и документальное кино .
Обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, и др.; требует от педагогов дополнительного образования применение новых, оригинальных форм образовательной работы;
Я применяю для работы с детьми проектно-исследовательскую деятельность, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;
Например, если большинство детских теле-объединений делают акцент на теоретическом материале , то я стараюсь дать детям практическую тележурналистику.
Где ребенок может научиться снимать видеокамерой , монтировать программы, учится работать с озвучиванием фильмов, заниматься подбором музыки, журналистикой. Пробовать писать сценарии.
Я убеждена, что практика ребенку необходима и является основой в обучении тележурналистике. Именно в детском возрасте практические навыки закрепляются быстрее и усваиваются безболезненнее.
Но понимая, что запись в объединение не предусматривает отбора детей , т к. занятия бесплатные и по желанию, то чтобы расширить
возможности для творчества каждого ребёнка программа включает ряд дополнительных направлений:
краеведение, русский язык и литературу, историю, экологию , музыку.
Таким образом содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной.
Особенностью педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, творчество .
Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.
Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость.
Работа в объединении «Репортёр» осуществляется через инновационные технологии такие как:
1. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
-Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
- Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. );
- Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
- Гуманно-личностная технология (Ш. А Амонашвили);
- Игровые технологии;
- Технологии развивающего обучения;
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
2. Технологии дифференциации и индивидуализации.
3. Внутригрупповая дифференциация через использование педагогических мастерских.
4. Проектные технологии предполагают включение детей в социально- и личностно-значимую деятельность.
Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности метода проектов.
Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, включать в него различные методики и технологии.
Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего объединения «Репортёр» и апробировалась нами только в течение 5 лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Воспитанники, участвующие в проектной деятельности:
-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
-самостоятельны и гибки в принятии решений;
-воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
-реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Родители, принимающие участие в проектной деятельности объединения »Репортёр» наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей;
-получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском объединении, но и принять активное участие в жизни объединения;
-смогли реализовать свои творческие способности.
В практике ДОО «Репортёр» используются следующие виды проектов:
-исследовательские-творческие проекты: воспитанники экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде игровых и документальных фильмов , новелл , теле-сюжетов.
-Ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-информационно-практико-ориентированныепроекты:
дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;
Так мы стали призерами и победителями проектов ; «Диалог культур», «Живая ель», «Начинаем урок»,Гренадеры вперёд», «Мелекесс-страна чудес» и др
-Творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, творческого конкурса .
У нас в объединении стал уже традиционным конкурс «Мисс и мистер Репортёр»,
«,Я журналист , а это значит»,
«Конкурс юных журналистов»
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в ДОО «Репортёр» способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.