Просмотр содержимого документа
«Поиграем на досуге»
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №64» г.Перми Нешта Роза Газизовна
Поиграем на досуге
(интеллектуальные игры со словами для учащихся)
«Анаграммы»
Чтобы получить новое слово при разгадывании анаграммы нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.
Задачу ты решишь свободно:
Я- небольшая часть лица.
Но ты прочти меня с конца – Во мне увидишь что угодно.
( нос-сон)
2.Лежу я на земле, прибитая к железу,
Но буквы переставь – в кастрюлю я полезу.
( шпала,лапша)
3.Легко дышать в моей тени , Меня ты летом хвалишь.
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты свалишь.
(липа,пила)
4.Случайно, может быть катались,
Когда-нибудь во мне и вы:
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы. Но если бы двум буквам место. Переменили вы во мне,
То я взлетела б с треском
В небесной тишине.( карета, ракета)
5.Могу зимой тепло доставить
И дать прохладу летом в зной , Но если буквы переставить,
Футбольный мяч надуешь мной.
( сосна ,насос)
Анаграмма -это новое слово, образованное из букв другого слова.
Вокалист- листовка
Парк- карп
Каратист- артистка
Приказ- каприз Лось – соль Вилка- валик
Выбор- обрыв
Волос-слово
Вобла- обвал
Банка- кабан
Баня- баян
Кулон-уклон
Кобура-уборка
Осколок- колосок
«Антонимы»
Антонимы- слова, противоположные по значению.
Близко – далеко
Да- нет
Белый- черный
Богач- бедняк
Легко- трудно
Зима- лето
Обаятельный- неприятный
Милый- чудовище
Сладкое- горькое
Медовое- кислое
«Метаграммы»
1.Чтобы отгадать метаграмму , надо заменить одну букву другой.
(изменяете одну букву)
Рожь-ложь
Боль- роль-соль-моль
Булка- белка-балка
Шлюпка- шляпка
Плод- плот.
2.С Ч – над морем я летаю
С Г – в машинах нахожусь,
С М- тебя я одеваю,
С Л- собакою зовусь.
(чайка, гайка, майка, лайка)
3.Меня ты не напрасно ценишь-
Тебя насытить я могу,
Но если У на Е ты сменишь,
Я по деревьям побегу.
(булка, белка)
С Б смертельна я бываю,
С М меха я пожираю,
С Р актеру я нужна,
С С – для повара важна
(боль, моль, роль, соль)
5.Я цвет одинаковый часто имею:
И с Г зеленею ,и с К зеленею.
Но с К вам со мною рискованно быть:
Могу и до слез довести и убить.
( луг,лук)
6.На мне качаясь, птичка весела,
И чувствует она себя прекрасно.
Но только с В для птички я мила,
А с С я для нее опасна.
(ветка,сетка)
7. С Ю я по воду скольжу,
С Я – на голове сижу.
(шлюпка,шляпка)
8. Чтоб отгадать, имей терпенье,
С Л- часть лица я, с Б- растенье.
( лоб,боб)
9. С буквой К – меж берегов
Я теку привольно.
С буквой С- я без зубов,
Но кусаюсь больно.
( Ока,оса)
10. С О мной питаются,
С Е одеваются.
(плод, плед)
11.Я с буквой В - угрюмая ночная птица,
А с буквой Д- в воде сумею раствориться.
( сова,сода)
4«Акростих»- это стихотворение , по первым буквам каждой строки которого вертикально можно прочитать какую- то фразу или слово.
Например , сонет Николая Гумилева:
Когда вы будете большою,
А я негодным стариком,
Тогда согбенный над клюкою,
Я вновь увижу ваш альбом,
Который рифмами без вкусов,
Автографами всех имен-
Ремизов, Бальмонт, Блок и Брюсов –
Давно уж будет освещен.
О счастлив буду я напомнить
Вам время давнее,когда
Стихами я помог наполнить
Картон,нетронутый тогда
А вы,вы скажете мне бойко:
Я с детства помню только Бойку.
Логогрифы
При разгадывании логогрифов нужно отбросить или вставить новую букву (или слог), чтобы из одного слова получить другое.
1.С П в полях пашу и сею,
На работу быстр и спор,
А без П я зеленею,
Расстилаюсь, как ковер.
(плуг ,луг)
2.С буквой К бери меня на покос,
А без К ужалю в нос.
(коса- оса)
Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(уха- муха)
Я стою у тротуаров,
На проспектах городов,
Украшенье я бульваров,
Парков, скверов и садов.
А заменишь П на С -
Убегу сейчас же в лес.
(липа – лиса)
Мы всех, и взрослых и детей,
В часы досуга развлекаем,
Но если к ним приставишь Т,
Мы их ужасно напугаем.
(игры- тигры)
И по реке и по пруду плыву я в тихую погоду,
А с буквой И легко веду
Стальную птицу к небосводу.
( плот – пилот)
6 . «Замкнутый круг»
Игра состоит в том,чтобы используя две последние буквы предыдущего слова,составить новое,с которых оно начинается.Образуется цепочка,в конце которой должно стать первое слово.: «канал» - «алмаз»-«азбука»-«канал».
«Синонимы»
Игры в эти слова любят все дети без исключения. Можно играть в них при прохождении темы или просто в свободное время. Благодаря этим словам речь детей становится образнее, интереснее.
Палиндромы- это слова, которые читаются одинаково слева направо и наоборот. Все мы помним хрестоматийную фразу, придуманную Афанасием Фетом: «А роза упала на лапу Азора». Само слово «палиндром» означает «бег назад».
Начинаем с простых слов:
Анна, Алла, Ада, Инна;
Казак , шалаш, кабак, мадам
Удачу чаду и т.д.
«Знаменитые имена»
Эта игра помогает вспомнить многих знаменитых людей и вызывает в ребенке гордость за то , что носит такое же имя, как Александр. Все начинают вспоминать Македонского, Пушкина, Блока, Фадеева, Матросова и т.д.
«Придумываем фамилии»
Можно всем вместе изменить фамилию кого- нибудь из присутствующих. Иванов-Иваненко-Иванцов-Иванишин.
«На одну букву»
Существуют целые фразы, предложения, слова которых начинаются на одну и ту же букву.