Занятие знакомит обучающихся с житием святителя Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко), который более шести лет служил на Белгородской кафедре. В 1911 году было обретение мощей. День памяти святителя Иоасафа 17 сентября. Подборка стихов, музыкальный фон позволяет участникам мероприятия эмоционально настроиться на размышления о вечных святынях Руси.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поклоняемся вечным святыням»
Поклоняемся вечным святыням.
Святитель Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский
1705 – 1754
Цель занятия: познакомить с житием святителя Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко), чтобы пробудить желание, прийти в Преображенский собор и поклониться главной святыне Белгородской земли, мощам Иоасафа
Оформление:
Книги «Белгородские храмы», «Белгородский чудотворец», «Полный церковно-славянский словарь»;
сборник стихов иеромонаха Романа, стихи Светланы Овчаровой « Молюсь»;
Газеты «Курские епархиальные ведомости» март 1994г. «Фавор» март 1995 г.
Увеличенные рисунки, фотографии, повествующие о Святителе ( из книги «Белгородский чудотворец»); данные о родителях, основные даты из жизни Иоакима-Илариона-Иоасафа.
Молитва Святителя
Иконы (Святитель, Пресвятая Богородица)
Словарная работа:
Святитель – архиерей, свяшенноначальник в православной церкви;
епископ – главный пастырь своей епархии;
литургия – богослужение в церкви;
алтарь – святая святых – восточная часть храма, в которой находиться святой престол;
Синод – постоянный собор пастырей, управляющих делами церкви;
мощи – не тронутые тлением останки святых христианской церкви;
постриг – посвящение в монашество.
Музыкальное оформление (кассеты: группа «Благовест», Канты; песни иеромонаха Романа; Линда)
Эпиграф
Господний Храм - прибежище для всех, Спасение для нищих и убогих, Больных, несчастных, Слабых, сирых – Многих Земных людей, Впадающих во грех. Раскаявшихся, Плачущих, Таких, в глазах которых Боль или усталость, Кому пути иного не осталось… Они идут. Господь ведет их Сам К святым иконам, Ко святым мощам
Светлана Овчарова. Белгородский район, село Стрелецкое
Звучит колокольный звон.
Вступительное слово учителя:
- Наше занятие посвящено святителю Иоасафу, чьи мощи покоятся в центральном Преображенском соборе города Белгорода. Внимайте и размышляйте. (Учитель читает эпиграф).
Объявляется цель занятия.
Звучит муз. (Линда «Холод»), на фоне музыки звучат слова иеромонаха Романа:
О, Родина! Ужели это ты?..
Туда ли ты глядишь?..
О время! О смятенье без конца!
О стыд, и честь! Позорища и храмы.
Все выше, выше пьедестал тельца,
Все четче зрак насильника и хама!
1.Ведущий:
- Первым актом антирелигиозной борьбы в Белгороде было зверское убийство в начале 1919 г. уважаемого в городе епископа Белгородского НИКОДИМА.
В конце 1920, по постановлению 5-го уездного съезда Советов, была вскрыта гробница Святителя Иоасафа и произведено анатомирование его мощей с целью опровергнуть их нетленность и святость. Однако эта варварская акция дала обратные результаты, экспертиза подтвердила нетленность святых мощей, что еще более возвысило почитание Святителя Иоасафа среди верующих.
29. 12. 1920 года мощи Иоасафа тайно вывезли в музей Наркомздрава города Москвы.
Звучит музыка. ( Песня на стихи иеромонаха Романа «Ликует Рим» 1 куплет.)
Ликует Рим в языческом веселье,
Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену Колизея
Служителей распятого Христа.
Но поругание на этом не закончилось. Священнослужители Свято-Троицкого мужского монастыря были изгнаны, а в комнатах первого этажа покоев святителя Иоасафа Белгородского расположился детский дом имени III Интернационала. Воспитанники этого детдома и стали первыми разрушителями монастырских храмов. Они выламывали двери, выбивали окна, залезали в еще действующие церкви, крали иконы, кресты, церковную утварь и несли продавать на базар. Трудно винить в воровстве и разбое детей, ведь их толкал на это голод. Те м не менее факт остается фактом.
Кроме детского дома на территории монастыря размещались уездный музей краеведения и квартировавшая в городе воинская часть. Покои Святителя Иоасафа и архиерейский дом превратились в казармы.
Звучит музыка («Ликует Рим» 4 куплет)
О, воины, почто забыта слава,
Вчера герои, нынче палачи.
Всех потешая зрелищем кровавым,
О беззащитных тупите мечи.
Глубокой ночью с 5 на 6 июня 1930 года взорвали древние стены монастыря.
Чтец: (Стихи из сборника иеромонаха Романа. «Мой белый храм»)
Мой белый храм. Прискорбен час прощанья,
В последний раз, перекрестясь на крест,
Почту тебя минутою молчанья
И навсегда уйду из этих мест.
…Ну, вот и все. Я оглядел дубравы,
Луга, поля – забытый всеми край.
И в тон листвы (случайно ли кровавой?)
Шепчу одно – Прощай, Прощай, Прощай.
2 Ведущий:
- Семь десятилетий белгородцы не ведали, где находятся Святые мощи.
Чтец. («Не печальтесь, не грустите»)
Не печальтесь, не грустите:
Время счастья вновь придет;
Подождите, потерпите, -
Есть награда тем, кто ждет!..
Подождите, потерпите, -
Есть награда тем, кто ждет;
Не печальтесь, не грустите;
Время мчиться – все пройдет!
20 лет хранил тайну Соколов Аркадий Васильевич, всю жизнь проработал он в объединении «Реставратор» бригадиром плотников. В основном он восстанавливал храмы. В начале 1960-х годов его бригада меняла кровлю Казанского собора. Во время работы случайно упала доска на пол чердака и послышался звон разбитого стекла. Аркадий Васильевич спустился вниз и увидел, что разбилась стеклянная крышка деревянной раки, в которой лежало тело, обернутое пеленой. Комендант Казанского собора через несколько лет выставил раку в экспозиции Музея религии и атеизма напротив могилы Кутузова. Но в 1970 году приказано было подальше убрать «мумию», то есть закопать. Аркадий Васильевич ослушался и вместе с другом тайно перенесли на чердак, и в шлаке одного из отсеков перекрытия выкопали они яму и захоронили святыню.
Через 20 лет мощи обрели. Соколов Аркадий Васильевич дожил до этого дня.
С 16 на 17 сентября 1991 года мощи Иоасафа Белгородского торжественно возвратились в Белгород.
В День памяти Святителя (17 сентября. Это еще день Первого Обретения святыни) в Преображенском соборе города Белгорода звучало слово Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 11.)
(Просмотр фотографий / слайдов)
Задание учащимся:1. Записать основную мысль из полученной информации.
2. Записать свой эмоциональный настрой.
(Например: радость, гнев, сопереживание…)
Проверка задания.
Учитель:
- Но вернемся к истокам. Мы еще ничего не узнали о жизни этого святого. На какой вопрос вы хотели бы получить ответ, запишите его; оставьте место для пометы: получил / не получил; полный/ краткий.
3 Ведущий:
- В день Рождества Пресвятой Богородицы 21(8) сентября 1705 года в уездном городке нынешней Полтавской губернии Прилуке в богатой и знатной семье Андрея Дмитриевича Горленко и его жены Марии Даниловны родился сын Иоаким (первенец), который был крещен в существующем и ныне в Прилуках Преображенском храме.
Когда Иоакиму исполнилось 4 года, на полях Полтавы разыгралась знаменитая битва, после которой дед и отец его вынуждены, были, как «изменники», бежать из Малороссии. Такое печальное событие в родной семье, конечно, не могло не отразиться на душе впечатлительного мальчика.
Восьми лет Иоаким был отвезен в Киев и помещен в школу Братского монастыря. Преподавание в этой школе имело строгое церковный характер, наставники ее были монахи, воспитанники носили послушническую одежду. Такое направление, несомненно, способствовало развитию в Иоакиме прирожденного духовного начала, и уже в 16 лет он стал серьезно помышлять о монашеской рясе. Два года у юноши происходила жестокая внутренняя борьба и, наконец, дух аскетизма и смиренномудрия, презрения к благам жизни и стремления к подвигу служения Богу и людям одержали в нем верх. Тайно от родителей, вопреки их желанию, Иоаким удалился в Киево - Межигорский монастырь, где 27 октября 1725 года и принял монашеский постриг с именем Иларион.
Звучит музыка. (Иеромонах Роман «Наброшу мантию свою»)
Через 2 года после этого он возвратился в Братский монастырь и здесь 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасафа (в честь индийского царевича, память которого совершается 19 ноября).
В течение 20 лет он неустанно трудился.
1января 1748 года скончался митрополит Белгородский Антоний и на его место был избран синодом и императрицей Елизаветой (дочь Петра) Иоасаф.
2 июня в Петербурге в Петропавловском соборе в присутствии государыни он был рукоположен во епископа Белгородского и Обоянского.
Утром 6 августа 1748 года епископ Иоасаф приехал в Белгород и немедленно отслужил в соборе литургию.
Не в хорошем состоянии была белгородская епархия, когда в управление ею вступил Иоасаф.
Обширно было поле деятельности для нового епископа, но посеять и пожать богатую жатву на этом поле мог только человек незаурядный, человек отмеченный перстом Божьим при самом рождении, избранник Божий.
Иоасаф не сидел в своих архиерейских покоях, хотя бы за писанием резолюций, а днем и ночью, и в погоду и непогоду действует в мире, чтобы проповедовать царствие Божие всюду.
Иоасаф Горленко был строг, например, спешит оградить паству от небрежного священнослужителя; отлучает офицера Выродова, который вздумал глумиться над порядками церковными, или когда решается публично обличить вельможу графа Салтыкова; но вместе с тем в высшей степени милосерд ко всем несчастным, страждущим и нуждающимся.
Святитель оставил нам краткую, но удивительно сильную молитву, которую он непрестанно произносил днем и ночью:
Буди благословен день и час в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, расрятие претерпе и смертию пострада. О, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пречистыя Матери Твоея и всех Твоих святых. Аминь.
Хилый, слабый здоровьем, но мощный духом, святитель Иоасаф был одним из тех духовных богатырей, которых издревле знала и чтила православная Русь.
Он управлял белгородской епархией только немного более 6-ти лет, но слава о нем, о которой он не думал и которой он не искал, прошла далеко за пределы его епархии. Скорбящие духом и страждущие телесно под благословляющей рукой епископа получали и откровения, и утешения, и исцеления.
Было ясно, что благодать Божия почила на святителе Иоасафе…
Звучит колокольный перезвон.
4 Ведущий:
- 29 мая 1754 года епископ Иоасаф отслужил литургию в Белгородском соборе, во время которой обратился к братии и пастве с сильным словом. Он просил у всех прощения и сам простил всех и сказал, что более в Белгород живым он не вернется. Он ехал на Родину повидаться с стариками-родителями. Перед отъездом он завещал братии приготовить к осени склеп для его погребения.
А в это время в Прилуке семидесятилетний Андрей Дмитриевич Горленко со всею семьей ждет важного гостя, знаменитого сына-подвижника, которого переживет.
Встречали гостя на крыльце. Старик стоял, опершись на трость. Подъехала карета, отворилась дверца…
Долг и обычай времени требовали приветствовать Владыку земным поклоном. Старик-казак медлил и, уронив, будто нечаянно, трость, нагнулся до земли, ее приподнимая: но приехавший преосвященный, обливаясь слезами, уже лежал у ног отца и поспешал поднять его с земли.
Чтец: «Ах, сеновал, мой сеновал»
Ах, сеновал, мой сеновал,
Чердак, набитый до отказа.
Кто здесь ни разу не бывал,
Тот не блаженствовал ни разу!
Я залезал в душистый мрак,
Бросал сирень у изголовья,
Смотрел на небо, просто так,
В минуту чудного безмолвья.
Звучит музыка. («Скоро и я умру»)
В конце лета Иоасаф в Прилуках расхворался, однако, несмотря на это, он, верный долгу службы, тронулся в путь, в свою епархию. Он доехал только до Грайворона: здесь совершенно слег и 10 декабря 1754 года в пятом часу дня тихо скончался на 50 году жизни.
15 декабря тело Иоасафа было перевезено в Белгород и поставлено в соборе. Народ толпами ежедневно стекался сюда для отдания последнего целования святителю и, к удивлению своему, не замечал за все это продолжительное время никаких следов тления.
28 февраля 1755 года состоялось погребение святителя в соборе в установленном по его приказанию склепе.
Через 2 года соборное духовенство открыло вход в склеп и увидело, что тело святителя не подверглось ни малейшему тлению, несмотря на то, что в склепе было сыро. С того времени к месту упокоения святителя потекла волна богомольцев. Верующие получали у мощей помощь и исцеление.
Звучит музыка. (Группа «Благовест» «Дорога к храму»)
Учитель:
- Можно много рассказывать о том, какую помощь получали верующие у мощей. Об этом рассказывается в книге «Белгородский Чудотворец» (стр.75), но это произошло недавно. В Покровский храм в г. Белгороде по улице Пушкина принесла совсем потемневшую, почти черную, икону одна женщина. Повесили ее в алтаре, прошло несколько дней, и сквозь черноту ясно проступил лик святого. Это был лик Иоасафа Белгородского. Дарительница через какое-то время зашла в храм и не узнала свою икону. Заплакала, кинулась целовать. Через пару дней в храме узнали о чуде. Оказывается, эта женщина много лет страдала опухолью на голове, а вернулась из храма домой, обнаружила, что большая шишка исчезла!
ДАЮЩЕМУ, ДА ОБРЯЩЕТСЯ.
Звучит музыка. (Группа «Благовест» «Завет живым»)
Задание учащимся. Составить вопросы, чтобы проверить усвоение материала.