Просмотр содержимого документа
«Поможем зимующим птицам»
«Поможем зимующим птицам!»
Цель мероприятия: Расширить знания учащихся о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование экологического представления учащихся об окружающем мире.
2. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
3. Обобщить и расширить представления учащихся о зимующих птицах нашего края.
Воспитательные:
1. Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.
2. Закрепить и обобщить представление учащихся о сочувствии, сопереживании, милосердии.
Развивающие:
1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2. Развивать у детей интерес, наблюдательность, логическое мышление.
3. Развивать творческие способности учащихся
Участники: учащиеся 1-9,11 классов
Форма проведения: Игровой, словесный, наглядный.
Оборудование:
Рисунки детей о птицах, кормушки, изготовленные руками детей;
Грамзапись «Голоса птиц», фотографии птиц, плакаты.
плакаты с надписями:
- Птицы – являются частью природы, без которых ее красота была бы неполной;
- Птицы - являются нашими друзьями;
- Птицы – являются верными нашими помощниками, защитниками лесов, полей, садов от вредителей и грызунов;
- Охраняй и береги птицу, заботься о ней и помоги ей в трудную минуту;
ПК, мультимедийная презентация
План проведения:
1. Организационный момент
2. Чтение стихов учащихся 1-4 классов
3. Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”
4. Игра « Узнай птицу!»
5. Конкурс « Сделай кормушку из подручных средств»
6.Конкурс «Птичья столовая»
7.Конкурс «Сложи пословицу»
8. Доклады с презентацией о зимующих птицах
Ход мероприятия (сценарный план)
1. Организационное начало мероприятия.
Звучит фонограмма «Голоса птиц»
Ведущий 1: Закройте, ребята глаза. Что вы представляете себе?
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
-А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение?
-Почему?
-Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно)
Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут.
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие- те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
2.Ведущий 2:
- Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.
-А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)
-А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)
-А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)
-Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)
-Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.
Стих читают учащиеся 4 класса
1. Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
2. И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей
Скорей на помощь, дети!
3. Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
4. Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки.
И оживут бедняжки!
5.По небу весело скользя.
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
«Спасибо, вам великое!»
3.Викторина «Назови сказку»
«Тут ворона прилетела, на пенёк села и каркает:
— Карр! Карр Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!
— Напрасно каркаешь, — говорит Заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят».
(В. Сутеев. «Мешок яблок».)
• «Но вот они и на площадке лестницы. На шкафу горела лампочка, а на полу
сидела ручная ворона и осматривалась по сторонам. Герда присела и поклонилась, как учила её бабушка».
(Г. Х. Андерсен. «Снежная королева».)
• «Пришёл старик домой. Старуха спрашивает:
— Где крупка? – а крупка вся просыпалась.
Пошёл старик собирать и говорит:
— Кабы Солнышко обогрело, кабы Месяц осветил, кабы Ворон Воронович пособил мне крупку собирать: за Солнышко бы отдал старшую дочь, за Месяца – среднюю, а за Ворона Вороновича младшую!»
(«Солнце, Месяц и Ворон Воронович».)
• «Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:
— Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идёт».
(«Марья Моревна».)
• «- Слушай, Ворон Воронович! – молвил серый волк. – Я твоего детища не трону и отпущу здоровым и невредимым, когда ты мне сослужишь службу: слетаешь за тридевять земель, в тридесятое государство, и принесёшь мне живой и мёртвой воды.
На то Ворон Воронович сказал серому волку:
— Я тебе службу эту сослужу, только не тронь ничем моего сына».
(«Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке».)
4.А сейчас мы проведем викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”
(Слайд 1-8)
Ведущий 1: Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепит на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
Где утром к опушке прошёл человек.
Следы заметает до вечера снег.
Но всюду- у еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны зёрна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
В холодные вьюги,
В голодные вьюги
Мы помнить и думать
Должны друг о друге.
5. Игра « Узнай птицу!»
(По словесному описанию нужно узнать, что это за птица; Слайд 9-16)
Ведущий 2: Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Можно воспользоваться подручными средствами, т.е. взять пакеты из под молока, кефира или взять пластиковые бутылки.
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен.
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
А вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнай её, отгадав загадку.
Спиной зеленовата,
Брюшком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика(синица) (слайд № 17)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю(воробей) (слайд № 18)
Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она? (ворона) (слайд № 19)
Чернокрылый, красногрудый.
Он везде найдёт приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут.(снегирь) (слайд № 20)
Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче(дятел) (слайд № 21)
Ведущий 1: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень
6. Конкурс « Сделай кормушку из подручных средств»
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь- сосед прилетели на обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
7.Конкурс (Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку птицам без вреда для их здоровья).
1. Рябина.
2. Макароны
3. Семечки.
4. Ягоды шиповника
5. Ржаной хлеб.
6. Белый хлеб
7. Шоколадные конфеты
8. Яблоко
9. Пшено (крупа)
10. Гречневая каша
11. Сало соленое
12. Кусочки сырого мяса и др.
Проверка задания: с блюда с "угощением "для птиц выбираются полезные и вредные продукты.
«Кто что ест?» (Дети рассказывают, какой корм предпочитает каждая птица).
- Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев. - Пшено и просо любимая еда овсянок и воробьев
- Семена репейника – основной корм щеглов.
Семена лебеды, полыни, крапивы репейника охотно едят все зерноядные птицы. - Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Ведущий 2:
Зимняя подкормка птиц- довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое- чем разжиться- различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к к человеческому жилищу. Голод- не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.
Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше.
Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки.
Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птица зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.
8. Конкурс «Сложи пословицу»( пословицы разрезаны)
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Как сорока хвостом, так болтун языком.
Осенью и у воробья пир.
И сова своих детей хвалит.
Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой.
Всякая пташка хлопочет- своего гнезда хочет.
Птице даны крылья, а человеку- разум.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
9.Ведущий 1: Ребята подготовили небольшие доклады с презентацией о зимующих птицах, послушайте их.
Снегирь- очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся. (Слайд №22)
Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.
Синица- это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса- галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто- синяя, а брюшко- жёлтое.
Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из- за синих перьев на теле. (Слайд № 23)
Воробей- это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным- давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: «Вора бей»
Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.
Дятел- у этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой- семенами хвойных деревьев. (Слайд №24)
Ведущий 2: Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.
Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Ведущий 1: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать, им выживать в холодное время.
А теперь награды нашим победителям.
Список источников:
Бродский Иосиф «Стихи о птицах»
Бурмистров Л., Мороз В. «Рассказы детям о птицах» Издательство «Мозаика-Синтез» 2007г
Г.Скребицкий «Рассказы о птицах для детей»
А. Яшин «Покормите птиц зимой»
Автор разработки:Степанова Людмила Борисовна, старший вожатый
Приложение
«Сложи пословицу» (пословицы разрезаны)
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой.
Как сорока хвостом, так болтун языком.
Птице даны крылья, а человеку – разум.
А сейчас мы проведем викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”
1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)
2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
4. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла).
7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
8. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовый и полевой)
9. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
10. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
11. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая) 12. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
13. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
14. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
15. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
16. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
17. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьины
Игра “Узнай птицу!” (По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.)
Воробей: подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Синица: очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Дятел: красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.
Снегирь: верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Клёст: небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый
Викторина «Назови сказку» (нужно назвать сказку и автора)
«Тут ворона прилетела, на пенёк села и каркает:
— Карр! Карр Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!
— Напрасно каркаешь, — говорит Заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят».
(В. Сутеев. «Мешок яблок».)
• «Но вот они и на площадке лестницы. На шкафу горела лампочка, а на полу
сидела ручная ворона и осматривалась по сторонам. Герда присела и поклонилась, как учила её бабушка».
(Г. Х. Андерсен. «Снежная королева».)
• «Пришёл старик домой. Старуха спрашивает:
— Где крупка? – а крупка вся просыпалась.
Пошёл старик собирать и говорит:
— Кабы Солнышко обогрело, кабы Месяц осветил, кабы Ворон Воронович пособил мне крупку собирать: за Солнышко бы отдал старшую дочь, за Месяца – среднюю, а за Ворона Вороновича младшую!»
(«Солнце, Месяц и Ворон Воронович».)
• «Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:
— Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идёт».
(«Марья Моревна».)
• «- Слушай, Ворон Воронович! – молвил серый волк. – Я твоего детища не трону и отпущу здоровым и невредимым, когда ты мне сослужишь службу: слетаешь за тридевять земель, в тридесятое государство, и принесёшь мне живой и мёртвой воды.
На то Ворон Воронович сказал серому волку:
— Я тебе службу эту сослужу, только не тронь ничем моего сына».
(«Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке».)