kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Постановка проблемы на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности.

  Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности –это  наличие

высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию 

творческих способностей, то его можно  считать  развивающим  обучением,  то

есть таким обучением, при котором учитель, опираясь на знание  закономерностей

развития   мышления,   специальными   педагогическими    средствами,    ведет

целенаправленную  работу  по  формированию   мыслительных   способностей   и

познавательных потребностей своих учеников.

               Такое обучение является проблемным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы проблемного обучения»

Постановка проблемы на уроках окружающего мира

"Мышление начинается с проблемной ситуации".

С. Л. Рубинштейн


Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности –это наличие

высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию

творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то

есть таким обучением, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей

развития мышления, специальными педагогическими средствами, ведет

целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и

познавательных потребностей своих учеников.

Такое обучение является проблемным.

Под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Что же такое проблемная ситуация?

С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.

Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной задачей, или просто проблемой.

Осознание характера затруднения, недостаточности имеющихся знаний, раскрывает пути его преодоления, состоящие в поиске новых знаний, новых способов действий, а поиск - компонент процесса творческого мышления. Без такого осознания не возникает потребности в поиске, а следовательно, нет и творческого мышления. Таким образом, не всякое затруднение вызывает проблемную ситуацию. Оно должно порождаться недостаточностью имеющихся знаний, и эта недостаточность должна быть осознана учащимися. Однако и не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, в частности, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации непосилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. Это чрезвычайно важно учесть, чтобы не включать в учебный процесс непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.

Какую же задачу можно считать проблемной для учащихся определенного класса, каковы признаки проблемы?

Признаками проблемы являются: 
1) порождение проблемной ситуации,
 
2) определенная готовность и определенный интерес к поиску решения,
3) возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая наличие различных направлений поиска.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до

решения проблемы имеет несколько этапов:

- возникновение проблемной ситуации,

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения

предположений и обоснование гипотезы,

- доказательство гипотезы,

- проверка правильности решения проблем.



Образовательная система «Школа 2100» предлагает использование метода проблемного обучения на всех предметах и в частности на уроках окружающего мира. Основная задача обучения в начальной школе заключается не в сообщении ученику более или менее значительной информации, а в обучении его свободно оперировать приобретенными, пусть пока незначительными знаниями. Такой подход призван развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы и их связях с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая тем самым к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта. Этому способствует используемая в преподавании курса окружающего мира технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет вовлечь в беседу всех детей в классе, научить их делиться своим опытом, впечатлениями и объяснять чужие поступки.

Использование проблемного метода предполагает особую форму подачи материала в каждом уроке – это диалог главных героев книги (брата и сестры Лены и Миши, Илюши и Анюты) друг с другом и с неким взрослым (папа, случайный знакомый), который выступает носителем нового знания. Дети – герои книги – попадают в какие-то житейские ситуации, где имеющиеся у них представления о природе и обществе вступают в противоречие с новыми фактами. У ребят рождаются вопросы, для ответа на которые необходимо выполнить какое-либо задание к тексту или иллюстрациям учебника.

Первый этап на уроках изучения нового с использованием технологии проблемного диалога является – постановка проблемы и актуализация знаний.

Этот этап урока имеет две основные задачи:

1)создать проблемную ситуацию – мотив для изучения учениками нового учебного материала;

2)актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.

Главное требование к поставленной проблеме – её значение для школьников, интерес к ней, поэтому важно, чтобы проблема была понятна и доступна школьникам.



Я покажу на примере двух уроков постановку проблемы и актуализацию знаний.

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: Что изображают на карте?

Урок истории в 3 классе по теме: «Золотые ворота» в Древнюю Русь.

Просмотр содержимого презентации
«ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Рохина С.А. учитель начальных классов МОУ лицей № 77

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Рохина С.А.

учитель начальных классов

МОУ лицей № 77

«Мышление начинается с проблемной ситуации»   С.Л. Рубинштейн

«Мышление начинается

с проблемной ситуации»

С.Л. Рубинштейн

Проблемное обучение – Обучение, протекающее в виде снятия ( разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.

Проблемное обучение

Обучение, протекающее в виде снятия ( разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.

Проблемная ситуация – осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.

Признаки проблемы: 1)Порождение проблемной ситуации; 2)Определенная готовность и определенный интерес к поиску решения; 3)Возможность неоднозначного пути решения.

Признаки проблемы:

1)Порождение проблемной ситуации;

2)Определенная готовность и определенный интерес к поиску решения;

3)Возможность неоднозначного пути решения.

Этапы решения проблемы: -возникновение проблемной ситуации; -осознание сущности затруднения и постановка проблемы; -нахождение способа решения путём догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы; -доказательство гипотезы; -проверка правильности решения проблемы.

Этапы решения проблемы:

-возникновение проблемной ситуации;

-осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

-нахождение способа решения путём догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;

-доказательство гипотезы;

-проверка правильности решения проблемы.

Этап урока изучение нового: Постановка проблемы и актуализация знаний. Задачи этапа: 1)Создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового учебного материала; 2)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.

Этап урока изучение нового:

Постановка проблемы и актуализация знаний.

Задачи этапа:

1)Создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового учебного материала;

2)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Постановка проблемы на уроке.

Автор: Рохина Светлана Анатольевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Итоговый урок "Сфера духовной культуры" "
    ["seo_title"] => string(40) "itoghovyi-urok-sfiera-dukhovnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "108130"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403582690"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Написание слов с безударным гласным".Урок русского языка.2 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "napisaniie-slov-s-biezudarnym-ghlasnym-urok-russkogho-iazyka-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420191143"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Урок "Парные согласные" "
    ["seo_title"] => string(24) "urok-parnyie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "239164"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444733179"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме" УМК «Перспектива» "
    ["seo_title"] => string(123) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-m-klassie-po-tiemie-biezudarnyie-ghlasnyie-zvuki-ikh-oboznachieniie-na-pis-mie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "132379"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416330447"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок по математике.Увеличение и уменьшение в несколько раз.2 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-po-matiematikie-uvielichieniie-i-umien-shieniie-v-nieskol-ko-raz-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140677"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417979101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства