Праздничное занятие для учащихся 5 класса
Автор: Малинина Алена Викторовна, учитель ИЗО, черчения, МХК, высшая квалификационная категория, МБОУ «СОШ №12», г. Усолье - Сибирское Иркутской области.
Тема: Яйцо – главный символ Пасхи.
Предварительная подготовка: к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи. Класс оформляется под русскую избу: самовар, вышивки, домотканые дорожки и т.д. На столе – крашеные яйца, пасхальные куличи, печенье в виде птиц. На стенде – рисунки детей.
Цель: приобщение учащихся к истокам русской культуры.
Задачи:
образовательная:
пробудить интерес к культуре своего народа через календарные праздники, обряды;
расширить знания учащихся об истоках истории и традиций христианского праздника «Пасха»;
ознакомить с традиционными праздничными блюдами;
ознакомить с традиционными ремеслами;
формировать историческую память, навыки мышления;
воспитательная:
способствовать развитию речи учащихся;
развивать навыки анализа и обобщения различной информации;
воспитывать чувство доброты и отзывчивость;
воспитывать духовно – эстетические ценности;
создать радостную атмосферу праздника, комфортности;
дать детям возможность почувствовать себя наследниками народных традиций, участвовать в творческом процессе, общем действии праздника.
Оборудование
Медиапроектор, экран.
Презентация к уроку.
Музыкальное оформление:
русские народные мелодии
колокольные перезвоны.
( Слайд 1)Добрый день ребята. Наша встреча проходит в преддверии самого доброго светлого праздника.
- А кто из вас знает, какой праздник скоро наступит? (Ответ детей)
- Что вы знаете о Пасхе? (Ответ детей)
- Почему его называют Светлый день? (Ответ детей)
Учащийся 1: ( Слайд 2)
Летят слова в простор небес:
Христос воскрес!
Христос воскрес!
И рады люди всей земли,
Что силы мрака не смогли
Заполонить собою мир,
И ждет Христос на брачный пир
В небесный град всех прихожан
Своих церквей
Из разных стран.
Учащийся 2: ( Слайд 3)
И нет возвышенней чудес,
Чем это чудо всех времен:
Христос воскрес!
Христос воскрес!
Воистину – Сын Бога Он!
( Слайд 4) Это прекрасный весенний праздник, который называется Пасхой, его отмечают на Руси уже тысячу лет. Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
- А как в ваших семьях готовятся к Пасхе? (Ответы детей)
Да, все верно. Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца.
( Слайд 5) Само яйцо всегда удивляло людей. До сих пор не найден ответ, что появилось первым: курица или яйцо. А вы как думаете?
Иногда яйцам приписывались настоящие чудеса.
Опыт 1. Учитель опускает яйцо в сосуд с водой. Яйцо опускается вниз.
Опыт 2. Учитель опускает это же яйцо во 2 сосуд. Яйцо находится на поверхности воды.
Опыт 3. Учитель опускает это же яйцо в 3 сосуд. Яйцо плавает в воде.
Обсуждение и объяснение этого явления. (вода в сосудах солёная, несолёная, малосолёная).
Раньше было несколько видов украшенных яиц: крашенки, писанки, капанки, драпанки.
Справка учащегося крашенки: ( Слайд 6)
Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному.
Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.
Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху
А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.
Справка учащегося крапанки:
Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.
Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо.
Справка учащегося драпанки:
Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Справка учащегося писанки: (Слайд 7)
Писанки - настоящие произведения народного творчества.
Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, геометрические фигуры. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым - крестильная сорочка писанки.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
- Какие элементы чаще всего встречаются на писанках? ( Ответы детей)
- Посмотрите как расписывают яйца!
Это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами.
Если внимательно всмотреться в орнамент, можно многое “прочитать”. Давайте попробуем!
- Найдите на писанках знакомые символы. (Ответы детей)
( Слайд 8) Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники. Все цветы похожи на настоящие по форме лепестков и в то же время сказочные по расцветке.
Многие цветы похожи на маленькие солнышки. Если такие цветы-солнышки располагаются на “полюсах”, это символизирует восход и закат - непрерывную смену дня и ночи, бесконечность жизни.
Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение.
- А давайте вспомним символику цвета. (Ответы детей)
(Слайд9) Белый цвет – основной цвет яйца – цвет чистоты, божественного начала.
Голубой – цвет небесной Богоматери, божественного духовного знания.
Зеленый – символизирует здоровье, жизнь.
Бордовый или коричневый – принадлежность к земле.
Синий – связь с небом и ночью.
Черный – неизвестность, бесконечность.
(Слайд10) В этот праздник было принято дарить расписные яйца. А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то, как бы забываешь про все плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.
- А почему красят именно яйца и дарят их, а не другие подарки?(Ответы детей)
Пасхальное яйцо это символ надежды, новой вечной жизни, чистой, светлой, которую дает нам своим Воскресением Христос Бог. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь, человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.
( Слайд11 ) Поскольку существовал обычай подолгу хранить в доме пасхальные яйца, иногда до следующей Пасхи, то народные умельцы стали делать яйца из дерева и расписывать их разными узорами. Затем появились очень красивые яйца из фарфора и серебра с эмалями, бисером (показ иллюстраций). Такие яйца делали в специальных мастерских. Мастера знаменитой в XIX веке российской ювелирной фирмы Фаберже делали яйца из драгоценных камней, золота, серебра с “секретом”. Это были самые настоящие произведения искусства. Чаще всего их дарили царской семье, а сейчас они хранятся в музеях.
(Слайд 12) С Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.
Игра “Покрути яйцо”
По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.
А теперь давайте поиграем в игру “Битки”
Игра “Битки”
Играющие выкрикивают: “Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.
А еще была игра, где яйца катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось, тот и победитель. Он забирал себе крашенки остальных. А мы сейчас поиграем в игру “Прокати яйцо носом”
Игра “Прокати яйцо носом”
Участники должны катить яйцо носом до назначенного места по бумажной дорожке. Кто быстрее, тот и выиграл.
(Слайд 13) Существовал также обряд “отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С.Пушкин:
В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.
Учащиеся хором
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозябые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воришки-воробьишки!
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.
(Слайд 14) Хочется вспомнить такую красивую традицию: в первую пасхальную неделю все желающие могли поупражняться в колокольном звоне.
Прослушивание записи колокольного звона
(Слайд 15) Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.
Учащийся
День Христова воскресенья,
Приходи скорее вновь!
До свиданья праздник Пасхи!
Дай Господь вам всем любовь!
- Вот и подошел к концу наш праздник. Я желаю вам успехов.
- До свидания!
ЛИТЕРАТУРА
Бондарь Е.Ю., Герук Л.Н. 100 поделок из яиц.– Ярославль: “Академия развития”, “Академия и Ко”, 2000, стр.6-24.
Как научить детей любить Родину. Авт.- сост. Ю.Е. Антонов и др. – М.: АРКТИ, 2003, стр.145 –156.
Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина... – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника), стр.30.
Лыкова И.А. Миниатюры на яйце. – М.: ИД “Карапуз”, 2003. (Растем и развиваемся)
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003, стр. 64.
Соловьева Л.Н. Пасхальные яйца. Альбом. Серия “Русский сувенир”. – М.: Интербук - бизнесс, 2997
Тейлор Т. Узоры для пасхальных яиц: новые идеи оформления. – М.: Изд. дом “Ниола 21-й век”, 2005.
Черутти П. Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров: практическое руководство/ пер. с итал. – М.: Издательство “Ниола-Пресс”, 2007.
Васюк Т.П., Репина Т.В., Сафронова С.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях детского объединения школа раннего развития детей "Знай и умей"//http://festival/ 1 september.ru/2005-2006
Кудейко М. Дорого яичко к Петрову дню.//Дошкольное образование - 2004, № 6 – стр. 30.
Мировое яйцо. Эскиз – 2003, № 4, стр.
Пасхальные забавы для детей. Рудакова Н.// Дошкольное образование - 2000, № 13-14 – стр. 23.
Писанка символ солнца и добра. Стець М.//Обруч 2004, №3 – стр.23
Пасхальные сюрпризы К.Фаберже. Онуфриева И., Миронова Е.//Юный художник – 1990, № 7, стр.37.
Рудакова Н. Снесла курочка яичко.//Дошкольное образование – 2000, № 13-14, стр.30.
Что такое писанка. //Эскиз – 2006, № 4, стр.16
Весенние традиции. Е. Иванова. // Квартирный ответ, 2006, апрель – стр. 102.
Интернет ресурсы:
http://ahdetki.ru/uploads/images/00/00/01/2012/04/13/542fc9976b.jpg
http://bestgif.su/_ph/34/2/739234215.gif
http://img-fotki.yandex.ru/get/5605/koziuck-vladimir.4e/0_5b692_d3443e5b_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4403/koziuck-vladimir.4e/0_5b693_35a94840_XL.jpg
http://mypoezia.ucoz.ru/_nw/54/94676534.jpg
http://media.pskovlive.ru/files/2010-10-27_16-51-19_1051488826.jpg
http://900igr.net/datai/prazdniki/Paskhalnye-jajtsa/0001-001-Paskhalnoe-jajtso.png
http://kamozin.com/storage/common/k/b20823a4eb33b9b88b2a7.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/618/99618217_4278666_4254.jpg
http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=2bad34d760f0cba0&mb=imgdb_preview_1458
http://900igr.net/datai/istorija/5-Paskha.files/0017-041-Na-Paskhu-my-radostno-govorim-KHristos-Voskrese.jpg
http://sreda.org/wp-content/uploads/2012/12/Zilov-Andrey-Hram-i-golubi.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2010/09/29/195.jpg
http://cs518.vkontakte.ru/u944631/13625338/x_b6f49488.jpg