Просмотр содержимого документа
«Праздник "Авдотья-плющиха"»
Сценарий праздника
«Авдотья - Плющиха»
Цель: углубить представление детей о русском народном празднике, , расширять активный словарь обучающихся, способствовать сплочённости и дружелюбию;
- воспитание чувств любви и гордости за свою малую родину, за ее традиции. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа;
- развивать и совершенствовать круг культурных потребностей
Оборудование: русская печка (коробки) лавочки, прялка, самовар.
Реквизит: самовар, печенье в форме птиц, горшок с землей, семена капусты, свистульки.
Для игр: обручи, веточки, магнитофон записи (пение птиц, плясовая)
Действующие лица:
Авдотья-
весна-
скоморохи-
петух-
домовой-
Словарь: Авдотья - Плющиха, скоморохи, кикимора
Методические рекомендации:
Данное мероприятие требует тщательной подготовки.
Очень важно подумать оформление праздника.
1-й скоморох Эй, народ честной,
подходи, не стой!
не гром, не пляс
нынче праздник у нас!
2-й скоморох что за праздник у нас?
мы расскажем сейчас
нынче праздник будет необычный
пойдем в гости к тетушки Авдотьи
1-й скоморох гости званные и желанные
люди старые и молодые
желанные и холостые!
1-й и 2-й вместе Просим, не стесняйтесь
К нам присоединяйтесь!
Гости проходят в класс.
Авдотья встречает : Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь. Пригласила я Вас, чтобы поведать о старинном весеннем празднике, который отмечался на Руси 14 марта. В народе кличут меня Авдотьей – Плющихой, прошу любить меня и жаловать. А называется этот праздник так потому, что наступила пора снегу плющится, то есть оседать. И этот день считается началом нового года – русского земледельца. В народе существовала примета: « На Авдотью погоже – все лето пригоже». Ясная погода в этот день предвещала хороший урожай. Этот день (спросить у детей какая погода за окном – прогноз будет как) В этот день пора подумать о полевых и огородных работах. Обычно на Авдотью сеют капусту. Давайте ребята, и мы с вами посеем капусту.
В центре класса хоровод из детей в центре хоровода стол на столе горшок с землей и семена. Авдотья и одна из девочек сеют капусту. Дети в хороводе говорят
Расти, расти, капуста
Расти, расти, большая
Останавливаются показывают движение руками вверх(2 – 3 раза).
Авдотья: А когда высаживали, накрывали горшок скатертью, чтобы был хороший урожай капусты.
Авдотья: Весна, весна, на чем пришла?
Слова весны Пришла на зелёных полянках, подснежниках голубых, под гомон птиц и журчание ручейков!
Авдотья: По древнему обычаю дети делали свистульки и подражали голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. А ну-ка, весна-весняночка, да друзья твои, покажите как это было.
Весна: Слышали, ребята как птицы поют? (фонограмма с пением птиц, дети подражают голосам птиц)
Выходит петух:
Услышал я, как вы меня звали, вот и пришел. Я играть люблю, а вас как раз много. Вызываю вас на петушиный бой.
1-й вариант (обручи) выталкивают ладошками друг друга
2-й вариант на одной ноге выталкивают друг друга из обруча.
Петух: Молодцы, сильные ребята. А я слышал свист. Вы свистели? Кто лучше? давайте посмотрим.
Конкурс свистунов.
Авдотья: Спасибо, Петушок, позабавил ребят, оставайся с нами. Я еще много чего ребятам сегодня поведаю, и ты послушай. Есть у меня интересная игра народная «КОСТРОМА» поиграем?
Весна: А, знаете, ребята, что в этот день делаются смирными, ручными даже кикиморы. Кикиморами на Руси называли домашних духов.
Авдотья: А в некоторых местах есть такой обычай: в этот день из лесу приносят сучья, топят избы, чтобы весна была теплая. Смотрите-ка, а моя печь немного остыла. А ну-ка ребята, сучья принесите скорей, растопите печь, и будет нам теплей!
Игра «Кто быстрее принесет сучья» 2 команды
Авдотья: Печка русская, стопишь ты, широкая да ладная, пол-избы, почитай занимаешь и накормишь ты нас и обогреешь и вылечишь, если нужно. Одно слово-матушка!
Спокойная музыка
Появляется Домовой – Люди добрые, здравствуйте! Я пришел к вам с добром. Живу я за печкой уже много-много лет, поддерживайте со мной хорошие отношения, не забывайте обращаться к дедушке соседушке с ласковыми словами, оставляйте немного еды. И я буду вам платить добром за добро, буду оберегать вашу скотинку, помогу содержать дом в порядке, предупрежу о грозящем несчастье, ох-ох! Да, засиделся я что-то, надо бы размяться.
(музыка, Домовой танцует в месте со всеми)
Домовой: Хорошо косточки размял, теперь – за дело. Много видел я на своем веку, много знаю. А вот много ли вы знаете? Хочу загадать вам загадки. (читает)
Летит кучка поросят
кто не тронет – завизжат
(пчелы)
Лежит под плетнем
И кружит хвостом,
Ничего не болит,
А все стонет.
(свинья)
В воде купался,
а сухой остался
(гусь)
Не земледелец, не кузнец,
не плотник, а первый на селе
работник.
(лошадь)
Не прядет, не ткет,
а людей одевает.
(овца)
Лежит – молчит,
подойдешь – заворчит.
(собака)
Мохнатенька, усатенька
сядет – песенку поет.
(кошка)
Маленький шарик
под лавкой шарит.
(мышка)
Домовой: Ну, спасибо, ребята. Все вы знаете, а раз знаете, то и мне спокойно за печкой лежать. До свидания, ребята. Ох – ох. Уходит.
Авдотья: Делу время – потехе час. В свободное от весенних занятий время, я люблю сказки послушать да небылицы знаю.
На веточке на голой, покрытой не листвой,
Сидел козел веселый, чирикал сам с собой.
Там заяц – лежебока тащил в зубах кота,
Лиса ловила мошек – такая красота!
А рядом, свесив ушки, сидел большой медведь,
А ты сиди и слушай, а я не буду петь.
Весна: Авдотья, а я тут узнала, что наши девочки тоже небылицы знают. Вот послушай. Девочки
Мы с тобой шли
Шли
Пирожок нашли?
Нашли
Я тебе его дала?
Дала
Ты его взяла?
Взяла
А где же он?
Кто?
Пирожок?
Какой пирожок
Мы с тобой шли.
Весна: И мальчики наши тоже могут небылицы рассказывать.
Выходят Фома и Ерема
Здравствуйте. А вот и мы оба Фома и Ерема
Фома: Потехи услыхали, к вам прибежали
Ерема: Мы ребята удалые!
Фома: Мы ребята озорные!
Ерема: А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ!
Фома: Нынче вам расскажем в лицах веселые небылицы!
Ерема: (толкает Фому) Начинай.
Фома: Нет, ты начинай!
Оба: Вместе начнем нашу чепуху!
Фома: Рано утром вечером поздно на рассвете. Баба ехала пешком в ситцевой карете
Ерема: А нам дедушка Иван посадил кота в карман. Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.
Фома: На заборе чепуха жарила варенье. Куры съели петуха в одно воскресенье.
Ерема: Сидит ежик на березе новая рубашка. На головке сапожек, на ноге фуражка.
Вместе
Черти вилами поели из баранины уху. Не пора ли нам, ребята, тут закончить чепуху!
Авдотья: А еще, ребята, я хочу вам вот что рассказать. Талой мартовской водой на Веснянку – свистунью мыли полы. Этой же мартовской водой - снежицей обливали стены, поливали цветы. Все в доме начинало дышать весной. Вода этого дня считалось особой весенней ценностью. Говорили: «У Авдотьи вода – у в Гория трава». И самовар обязательно наполняли этой водой. Наш самовар тоже с весенней водой.
Авдотья: Сверху пар, снизу пар, кипит наш русский самовар! Милости просим на чашку чая!
Ребенок разносит печенье, угощает гостей, детей.
Пряники печатные,
Дети до того нарядные!
Вместе: Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!
ЧАЕПИТИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования Белгородской области
Государственное бюджетное специальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Новооскольская специальная
общеобразовательная школа-интернат »
Внеклассное занятие по трудовому воспитанию
«Уход за обувью»
Воспитатель Бондаренко И.Н.
Новый Оскол 2015
Краткая аннотация
Занятие рассчитано на учеников 5 – 6 классов коррекционной школы VIII
вида. Первую половину занятия уточняются и дополняются правила ухода за обувью. Вторая половина занятия – практическая часть, посвящённая
формирование опыта самостоятельных действий в быту.
Занятие формирует общественно – значимые мотивы труда по
самообслуживанию, способствует воспитанию важных личностных качеств:
ответственности, заботы, бережливости, привычки к волевому усилию.
Тема занятия актуальна в связи с практической
направленностью и реальным результатом труда, способствующим
социализации и адаптации в обществе.
Форма проведения: практическое занятие
Цель: отработка навыка ухода за обувью.
Задачи:
- повторить и закрепить теоретические и практические правила ухода за обувью;
- развивать навыки работы со щёткой; умение чистить, кремить, наводить блеск на обуви;
- развивать мелкую и общую моторику; расширять активный словарный запас (бархотка, суконка); развивать логическое мышление;
- воспитывать аккуратность, стремление содержать свою обувь в порядке, желание помогать младшим.
Оборудование: щётки, крем для обуви, мелкие тряпочки (бархотки), суконки (шерстяные тряпочки), старые зубные щётки, губки для обуви, шнурки, ложка для обуви, схема, толковый словарь.
Вспомним: какие правила ухода за обувью вы уже знаете? (дети перечисляют)
Что необходимо иметь для ухода за обувью? (ответы детей)
Демонстрация.
Да, для ухода за обувью у вас должны быть: жёсткая щётка с короткой щетиной, чтобы счищать с обуви засохшую грязь. Чёрный, коричневый и бесцветный кремы. Старые зубные щётки, отдельно для каждого цвета крема. Щётки с длинной и мягкой щетиной, которыми чистят. Бархотки или суконки, чтобы наводить блеск после чистки. Запасные шнурки для туфель и ботинок; губки для вытирания пыли в пути.
- А где это хранить?
- Хранить всё это нужно в специальном ящике с крышкой. И хорошо, если в этом ящике будут отделения для крема, щёток, бархоток.
3. Работа со словарём: губка, суконка, бархотка, глянец.
а) - Что означают эти слова? (Пока дети дают ответы, 2 – 3 ученика ищут ответы в толковом словаре)
4. –Давайте восстановим логическую последовательность ухода за обувью (совместная работа)
- Придя домой сначала грубой щёткой счищайте с обуви пыль, грязь, потом намажьте её тонким слоем крема и затем наведите блеск другой мягкой щёткой и суконкой,
- Чтобы обувь не разнашивалась раньше времени, надевайте её при помощи ложки для обуви.
- Чтобы обувь не стала твёрдой и не трескалась, не сушите её возле огня или в жарком месте.
- Давайте обуви немного отдохнуть – носите другую обувь. Но, положив её отдыхать, не забудьте вычистить и намазать кремом.
- Если в обуви стёрлись носки и каблуки – тотчас отнесите её чинить.
- Обувь чистите после прихода с улицы, а не перед уходом из дома.
- На ночь смажьте её кремом и оставьте в таком виде до утра. Утром вы легко наведёте на неё отличный глянец.
- Цветную кожаную обувь нужно чистить так: сначала протереть туфли шерстяной тряпкой, чтобы удалить с них пыль и грязь, затем чистым хлопчатобумажным лоскутком растереть на них равным слоем крем, наконец, суконкой, навести на туфлях блеск.
Схематически это можно представить так: (демонстрация на доске)
Форма проведения занятия предусматривает интеграцию воспитательных областей: художественное творчество, познание, коммуникацию, здоровье, социализацию, труд.
Организационный момент.
Психологический настрой.
Упражнение «Улыбка»
Улыбнёмся друг другу,
Пошлём всем любовь и радость!
II.Сообщение темы.
- Ребята, отгадайте загадки:
1. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки (дерево)
2. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож (тюльпан)
- Вот сегодня мы научимся самостоятельно делать композицию «Весеннее дерево и цветы»
- Композиция – это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое.
III.Пальчиковая гимнастика.
- Чтобы нам сделать красивую картинку нужно размять пальчики.
Упражнения для пальчиковой гимнастики «Солнышко», « Дождик»
IV. Работа по теме.
- Посмотрите, как вы думаете, что это? (демонстрация ствола дерева)
- Чего не хватает нашему дереву? Что распускается на деревьях весной?
- Да, нужно нарядить его листочками.
- Для этого берём пальчиками зелёную краску и быстро ставим листочки. Делаем дереву крону. Крона – это верхняя часть дерева с веточками и листочками.
- Что всегда растёт под деревом?
- Правильно, травка.
- Сейчас мы сделаем травку из пластилина.
- Берём кусочек пластилина зелёного цвета, раскатываем в колбаску. Прикрепляем её внизу листа, под деревом. Затем берём пластиковую вилочку и приминаем нашу колбаску, вытягивая травинки вверх. У нас получилась густая, пушистая травка.
- Теперь, немного отдохнём.
Физкультминутка – игра «Весёлые мартышки»
Игра «Мы - весёлые мартышки»
Мы – весёлые мартышки
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем.
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках,
И друг другу даже
Язычки покажем!
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесём к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру «ТРИ» -
Все с гримасами – замри!
«Раз, два, три!»
Побеждает тот, кто состроит самую смешную гримасу.
- Ребята, что ещё весной распускается на клумбах? (цветы)
- Назовите весенние цветы. Какой больше вам нравится?
- Сегодня мы сделаем тюльпаны. Возьмите свои вилочки, вытрите их хорошо мягкой тряпочкой и окуните их в любую краску, которая вам нравится.
- Теперь, чуть выше травки, прижмите вилочку к бумаге. У вас получился тюльпанчик. Сделайте ещё несколько самостоятельно.
- Далее, пририсуем стебельки и листики кисточками нашим тюльпанам.
У нас получилась нарядная композиция – весеннее дерево с тюльпанами.
- По желанию вы можете самостоятельно украсить свою работу – солнышком, облаками, птичками, насекомыми.
V. Выставка работ. Итог.
(Дети прикрепляют свои работы на доску)
- Посмотрите, у нас получился целый парк весенних деревьев. Как приятно смотреть на них! Кто же у на сегодня постарался больше всех?