Представление педагогического опыта на тему: «Просветительско-профилактические занятия.
Представление педагогического опыта на тему: «Просветительско-профилактические занятия.
Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Представление педагогического опыта на тему: «Просветительско-профилактические занятия.»
Представление педагогического опыта на тему:
«Просветительско-профилактические занятия, с элементами игровой формы групповой работы«СПИД – нет!». (С использованием в экспериментальной части занятия «Форум-театр»)
…Сначала отделите Ребёнка от злости, потом приближайте к знаниям. Сначала притупите в Ребёнке зависть, потом обостряйте взор к знаниям. Сначала воспитывайте Ребёнка, потом обучайте...
Шалва Амоношвили.
Актуальность темы.
Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
В процессе образовательной деятельности колледжа главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.
Значит, образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, поэтому не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.
Главная задача каждого педагога – сформировать у студентов способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить:
1 – учиться;
2 — знать;
3 — познавать;
4 — делать;
5 — жить;
6 — быть Человеком.
В условиях сегодняшнего дня колледжу необходимо от информационной ориентации перейти к личностно — компетентностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому, соответственно, и служат активные и интерактивные методы обучения.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.
Практика реализации.
В своей работе я выбираю личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт обучающихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности. При этом ставлю перед собой следующие задачи:
— создать атмосферу заинтересованности каждого студента в своей работе,
— стимулировать обучающихся к использованию различных способов выполнения задания без боязни допустить ошибку в работе,
— использовать дидактический материал, дающий возможность выбора оптимального решения, поощрять стремления обучающегося находить свой способ работы, инициативу, самостоятельность, избирательность,
— оценивать деятельность обучающегося не только по конечному результату, но и процессу его достижения.
Решая данные задачи я использую следующие технологии:
технология сотрудничества;
технология проблемного обучение;
технология личностно - ориентированного подхода;
эмпатия - метод личной аналогии.
В результате применения данных технологий формируются:
умения разрешать задачи-ситуации;
- коммуникативные навыки социализации;
- умения и навыки мировоззренческой ориентировки;
- навыки адаптации к условиям среды;
- знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой сферах;
- духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост обучающихся.
В процессе своей профессиональной деятельности решаю следующие педагогические задачи: 1) внедрение и апробация инновационных образовательных средств, способствующих формированию духовно-нравственных способностей студентов; 2) обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности студента через создание благоприятных педагогических условий для её творческой, личностно-ориентированной самореализации; 3) социализация личности, обучение самоопределению в окружающем мире, через отбор оптимальных средств организации учебной и внеклассной работы с обучающимися; 4) создание оптимальных условий для здоровьесбережения обучающегося.
На интерактивных занятиях преобладает взаимодействие «ученик- ученик». На занятии я организую ситуации, в которых обучающиеся приходят к выводам о путях решения поставленных задач сами, и выбирают близкие им ценности при работе в группах. Работая в группе, они получают индивидуальные задания на общую для группы тему. В результате каждый включается в работу совместно с другими участниками.
Духовно-нравственное воспитание для меня является одним из основных компонентов образовательного процесса в колледже, что помогает мне воспитывать честных, добрых, культурных, интеллигентных, трудолюбивых людей, поможет найти своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины и своей семьи, жить в гармонии с природой.
Я, как cоциальный педагог, в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении . Применение информационных компьютерных технологий на занятиях во многом облегчает усвоение учебного материала.
На своих занятиях я применяю: уроки-презентации и фрагменты документальных фильмов.
Часто в своей педагогической практике применяю технологии игровой деятельности. Чаще всего провожу игры на уроках повторения и обобщения знаний, включая творческие задания.
Например, часто использую следующие упражнения:
Упражнение "Жизнь с болезнью"
Цель: изменение взглядов на проблему .
Выдать каждому по 12 листочков и предложить написать:
На 4-х - названия любимых блюд;
На 4-х - названия любимых занятий, увлечений;
На 4-х - имена близких и любимых людей.
Опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв. Выберите и отдайте по 1 листочку из каждой группы.
Далее болезнь требует следующих жертв, и еще отдать по 1 листочку из каждой группы.
После этого преподаватель проходит по кругу и сам забирает по 1 листочку у каждого участника.
Все, что осталось у участников - это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.
- Как вы себя чувствовали во время игры?
- С кем или с чем было трудно расставаться?
- Как вы думаете, что может чувствовать человек ВИЧ- инфицированный?
То, что произошло сейчас, было только игровой ситуацией. Я надеюсь, что это никогда не коснется вас и ваших близких.
Для достижения поставленной цели провожу уроки-дискуссии:
Дискуссия обучающихся о понятии «нравственность»:
Построение лестницы деградации человека
Каковы главные нравственные недуги, которые обрекают наше общество на деградацию и, в конечном счете, на смерть от Чумы 21 века?
Давайте построим лестницу деградации.
Вульгарный внешний вид
Сквернословие
Сигарета
Бутылка пива
Алкоголь
- Половая распущенность
- Наркотики
- СПИД
(Идет обсуждение каждой ступеньки деградации)
Построение лестницы духовного роста человека. Какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы подняться по лестнице духовного роста?
Верность — любовь
Целомудрие
Спорт
Труд
Уважение
Послушание
После построения лестниц мы с обучающимися обсуждаем понятие «целомудрия» как девушек, так и юношей. «Только в чистом теле могут быть чистые помыслы»
Агитбригада– одна из форм применяемая мною для нравственного воспитания, обеспечивающая органическое соединение глубокого содержания с яркими художественно-выразительными, эмоциональными формами.
Форум-театр помогает мне вместе со студентами решить пути решения в сложившейся ситуации, дает возможность самостоятельно принять правильное решение.
Интерактивная техника групповой работы
Интерактивная техника «Форум-театр», как эффективное средство профилактики наркомании и других видов зависимостей, а также разрешения конфликтных ситуаций и социально-значимых проблем, таких как раннее материнство, профилактика асоциального поведения и т.д. Основоположником техники является создатель народного театра Бразилии Августо Боаль. Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия, сам театр так и назывался — «Театр угнетенных». Суть же представления заключалась в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.
Содержание и основа техники «Форум-театр» состоят в следующем. На протяжении 15–20 минут разыгрывается мини-представление с 3–6 мизансценами, в которых ярко показаны причины, приводящие человека к употреблению наркотических веществ, алкоголя, табака или к другим видам отклоняющегося поведения. Чаще всего ситуации эти легко узнаваемы, так как происходят с подростками и окружающими их людьми на улице, дома в семье, в школе. Ничего надуманного или фантастического в них нет, они соответствуют реальному положению дел, и чаще всего в основе сценария лежит чья-нибудь личная история или пережитый опыт. В финальной части представления яркая по содержанию мизансцена прерывается «стоп-кадром», и зрителям предлагается изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы трагедии в дальнейшем не произошло. С этого момента начинается новая часть спектакля, в ходе которой даются очень важные сведения профилактической направленности.
После окончания интерактивного представления берется интервью у участников, проводится анкетирование. Педагог в этом виде профилактической деятельности является главным консультантом, ведь представленная сцена не должна быть агрессивной или смешной, не должна вызывать у зрителей тягостные или противоречивые чувства.
Мини-спектакль имеет целью заставить человека задуматься над проблемой (наркомании или какой-то другой), понять, что такая проблема существует независимо от того, что он знает о ней и как он к ней относится. Существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля и после него.
Одна из особенностей «Форум-театра» — это отсутствие рекомендаций, как следует поступать. В конечном счете, выбор делает сам человек, и никто, даже психолог, не может ему сказать, как он должен поступить в сложившейся ситуации. И это, на наш взгляд, самое главное в данной технике как средстве профилактике.
Я твердо убеждена, что инновационные технологии в работе педагога дают большие возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая обучающимся и преподавателю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Чтобы быть Мастером своего дела, нужно еще постоянное желание самого педагога совершенствоваться, овладевать новыми знаниями и умениями, чтобы потом твои ученики на высоком уровне у тебя могли учиться.
«Если мы учим сегодня так, как учили вчера, мы крадём у наших детей завтра.»
Ю. Дьюи
Литература
1. Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30
2. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38
3. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4. 4. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5