Просмотр содержимого документа
««Природа в музыке и поэзии» »
МБУ «БИС»
Детско-юношеская библиотека №10.
Развивающее занятие
для учащихся 3-4 классов
Нижневартовск, 2011г.
«Природа в музыке и поэзии»
Развивающее занятие для учащихся 3-4 классов
Задачи:
Познакомить с произведениями русских поэтов и писателей о родной природе.
Познакомить с произведениями композиторов Э. Грига, А. Вивальди,П.А. Чайковского, Г.В. Свиридова.
Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Формирование у детей чувства прекрасного, эмоциональное развитие детей.
Оформление: мероприятие проходит в зимнем саду.
Оборудование: музыкальные колонки, ноутбук, музыкальные инструменты (скрипка, флейта).
Действующие лица:
Ведущий
Чтецы
Детский ансамбль «Улыбка»
Исполнители музыкальных произведений
Ведущий. Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье травы в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить оно без нас
Хотя бы день, полдня, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?...
Мы ей за все «спасибо» говорим
И, веря в торжество ее,- творим!
Ведущий. Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. А еще без чего трудно ему жить?
(Выслушивает различные варианты ответов.)
Сегодня мы с вами и будем говорить о природе в музыке и стихах.
Писатель К.Г. Паустовский, с произведениями которого вы обязательно познакомитесь, сказал чудесные слова: «…и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».
Чтец. Задремали, звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
Ведущий. А композитор М. Протасов сочинил песню о солнышке , которую мы сейчас с вами послушаем (Дети исполняют песню «Выглянуло солнышко».)
Ведущий. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа?
В ней есть душа, в ней есть язык. Только, к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким, как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов, удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее. Поэтому и создали они много прекрасных произведений.
Чтец. Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки-
Уронили дудки.
Пролетели гуси-
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну, а песня?
С песней
На Руси родились.
(Звучит в записи «Романс» Г. Свиридова)
Ведущий. Певец природы, писатель М.М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек-это одно целое. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будите равнодушными и бессердечными6 кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
Чтец 1. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Что в глуши твоей творится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой , не утаи:
Ты же знаешь, мы – свои!
Чтец 2. Небо где-то далеко
Заблудилось меж вершин.
Заплутался я в лесу,-
Я- один!
Совсем один!
Сколько мне еще бродить,
И пугаться, и дрожать?
Или влево мне идти,
Или вправо мне бежать?
Вот споткнулся на бегу
И невольно крикнул: «Ой!»
Тут, представьте, лес спросил:
Чтец 3.
« Что случилось?
Что с тобой?»
Сразу легче стало мне,
Сразу стало веселей,
Лесу крикнул я:
«Привет!»
Лесу крикнул я:
«Эгей!»
«Эге -гей!- ответил лес,-
Не пугайся, я с тобой!
Видишь ягоду? – Твоя!
Видишь гриб?
Он тоже твой».
Чтец 4.
От его хороших слов
Посветлело все вокруг…
И чего бояться мне,
Если лес - мой добрый друг!
Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И летней тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат весны.
Чтец 5. Нога твоя скользит
По россыпи иголок,
Шуршит густой листвой,
Роняя капли рос,
А сумрачный навес
Широколапных елок
Сливается с листвой
Рябины и берез.
Ты полон свежести,
И все в тебе живое!
А сколько у тебя
Загадок и чудес!
Ведущий. Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно деревце. Вы еще не успели это сделать, так постарайтесь оберегать уже посаженные леса, станем надежными друзьями леса, как поется в песне Юрия Чичкова «Лесной марш».
(Дети исполняют песню «Лесной марш»)
Ведущий. Какое сейчас время года? Назовите летние месяцы. Какой второй месяц?
Что в нем главное? (Цветы, ягоды, грибы. Птицы и звери учат своих детей всяким лесным повадкам. т.е. открывается «лесная школа»).
(Исполняется песня Протасова «Лисья школа»).
Ведущая. Как называется третий месяц лета? Августовское солнце нежными лучами ласкает природу. Дни сухие и ясные. На лесной поляне еще сильнее греет солнце, а на тенистой опушке светло и прохладно.
Август – горячий месяц жатвы. Хрустальный воздух напоен ароматом садов, полей, стогов. Много спелых ягод.
Скрипка – очень сложный, непокорный инструмент , но когда за нее берется мастер, она и поет, и смеется, и плачет, и звучит многими, многими голосами.
Чтец. Музыкант играл на скрипке –
Я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб позавидовал –
Я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки,-
Я наделся понять:
Как способны эти руки
Эти звуки извлекать.
(Звучит «Лето» А. Вивальди в исполнении ученика)
Ведущий. Хорошо в лесу и в поле. Кротко тихое сияние, предосенней ласково – ясной природы. Послушайте, как описывает поэт И.С. Никитин пробуждение дня в своем стихотворении «Утро».
Чтец 1. Звезды меркнут и гаснут.
В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Чтец 2. Дремлет чуткий камыш.
Тишь, безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок – воду морщит, рябит,
Пронеслись утки с шумом и скрылись.
Далеко, далеко колокольчик звенит
Рыбаки в шалаше пробудились.
Чтец 3. Сняли сети с шестов,
Весла к лодкам несут.
А восток все горит разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес – улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло.
Очарование наступающего дня поэт выразил словами , а композитор - музыкальными звуками.
(Звучит «Утро» Э. Грига.)
Ведущий. Какое время года наступает после лета? Как ее называют писатели и поэты?
Чтец 1. Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист,
Осинник желтый бьет тревогу,
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
Чтец 2. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Чтец 3. Летят. Звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне прощальная звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда. (все вместе)
Ведущий. Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеюсь, что после нашего мероприятия вы еще больше будите любить и охранять природу, научитесь ее слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будите причинять ей зла. А может быть, кто-то из вас попробует написать рассказ или стихотворение о природе или сочинить музыку. Мы будем этому очень рады.