Программа кружка "Татарсое народное искусство" направлено на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни. Программа рассчитана на 2 года. Предназначена для работы с детьми в возрасте 11-12 лет с преподаванием татарского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Татарское народное искусство".»
Татарское народное искусство
Возраст: 10-12 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Руководитель: Хасанова Х.А, учитель татарского языка и литературы, 1 категория.
2015-2016 г.
с. Старая Тюгальбуга.
Информационная карта
1. Отдел творчества: искусство
2. Учебное объединение: школа
3. Ф.И.О.: Хасанова Хасяня Азатовна
4. Название программы: дополнительная образовательная программа «Татарское народное искусство»
5. Вид программы: модифицированная
6. Кем рецензирована:
Когда:
7. Продолжительность освоения программы: 2 года
Возраст детей: 10 -12 лет
8. Уровень освоения программы: общеразвивающая
9. Форма организации образовательного процесса: групповая и индивидуальная
10. По цели обучения: познавательная
11. По форме организации: комплексная
12. Образовательная область: языки
13. Ожидаемый уровень освоения программы:
Уровень образованности: элементарная грамотность
Уровень действий: репродуктивный
14. Направленность освоения учебного материала образовательной программы:
15. Уровень усвоения художественных ценностей: побуждение
Пояснительная записка.
Программа кружка «Татарское народное искусство» обеспечивает развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся.
Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры общества. Учебный курс раскрывает понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности.
Художественный образ вещи может рассматриваться только комплексно в связи с природой, бытом, тру дом, историей, национальными и художественными традициями народа, причём первоосновой является образ художественного изделия. Такой подход к оценке произведений народной культуры предполагает обращение к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Это позволяет учащимся унаследовать его основы, понять принципы взаимодействия всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.
Задачи программы:
Образовательные:
Утверждение в сознании и деятельности школьника исторической памяти связано с формированием его мировоззрения, нравственной позиции, с развитием эстетического восприятия действительности.
Сознательное овладевание приемами художественной деятельности на основе понимания коллективного создания образов, мотивов, сюжетов народного искусства, его основных принципов – повтора, вариации, импровизации.
Изучение основ экскурсоведения; формирование у учащихся знаний, умений, навыков по подготовке и проведению экскурсий по вопросам народного искусства.
Развивающие:
Формирование у школьников, основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков.
Развитие творчески активной личности учащихся, которые предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа.
Воспитательные:
Бережное отношение к культуре татарского народа.
Содействие выработке у учащихся объективной самооценки своей деятельности.
Формирование доброжелательных отношений школьников друг к другу, умение работать сообща.
Воспитание здоровых потребностей и мотивов поведения, направленных на здоровый образ жизни.
Социальная адаптация в результате совместной социально значимой деятельности в условиях разновозрастного коллектива.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью формирования у обучающихся потребности в постоянном самообразовании, повышения ими общей культуры, формирования профессионально значимых качеств личностей:
самостоятельности;
способности эффективно работать;
собранности в процессе социализации.
Форма организации занятий – индивидуально-групповая. В целях более глубокого усвоения материала обучающимся закрепились следующие основные виды и формы занятий:
беседы, лекции, встречи;
экскурсии;
практические занятия;
индивидуальные занятия;
контрольно-творческие работы.
Способ подачи материала – комплексный.
Принцип построения разделов программы.
Программа «Татарское народное искусство» состоит из трех тематических подразделов-блоков.
Первый из них - «Поселение и жилище» - нацеливает учителя на воспитание у ребёнка бережного и внимательного отношение к деревянному зодчеству татарского народа, развивает эмоциональноэстетическое восприятие, понимание того, что все виды искусства в своей основе связаны с природой.
Второй тематический подраздел-блок - «Из истории татарской архитектуры» - подкрепляет интуитивное ощущение ребёнка о незримой связанности между собой народов мира, единстве человечества на Земле.
Третий тематический подраздел-блок - «Национальная татарская одежда» - нацеливает на постижение и эмоциональное восприятие богатства красоты души татарского народа, учит видеть и выделять красоту и особенности своего края.
Работа учителя по реализации проблематики указанных тематических подразделов-блоков настоящей программы становится составной частью художественно-эстетического образования, которое помогает каждому ученику освоить ценности этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие. Всё это будет, несомненно, способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России.
Обозначенные направления работы обеспечивают целостное воздействие на личность через конкретно-чувственное восприятие искусства и действительности и строятся на следующих принципах:
- занятия искусством должны способствовать общекультурному развитию детей;
- занятия должны развивать в детях способность воспринимать искусство и в первую очередь его специфику образного отражения действительности, лишь это обеспечит нужное воздействие на духовный мир школьников, формирование их мировоззрения;
- для приобщения детей к народному искусству необходима комплексная система работы;
- занятия должны актуализировать включение и расширение регионального компонента художественного образования.
Программа предназначена для учащихся среднего школьного возраста, рассчитана на два обучения 144 часа, с графиком занятий 4 часа в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать:
Архитектурные элементы на срубных домах и кирпичных постройках.
Татарскую архитектуру эпохи средневековья, новое время (вторая половина XVІІІ – начало XX в.) и новое время.
Изображать украшения фасада дома из просечного железа.
Зарисовать мужские рубахи, женские рубахи, сапоги казанских татарок и др.
Тематический план (первый год обучения)
Количество часов
Учебная
всего
теория
Практика
1. Введение.
2 ч.
2 ч.
---
2. Поселения и жилище.
24 ч.
16 ч.
8 ч.
3. Из истории татарской архитектуры
40 ч.
26 ч.
14 ч.
4. Одежда.
44 ч.
14 ч.
30 ч.
5. Обувь.
8 ч.
4 ч.
4 ч.
6. Украшения.
20 ч.
8 ч.
12 ч.
7. Национальный татарский костюм.
6 ч.
2 ч.
4 ч.
Итого
144 ч.
72 ч.
72 ч.
Содержание программы (первый год обучения)
1. Вводное занятие 2 ч. Организационное занятие. Ознакомление с программой.
2. Поселения и жилище 24 ч.
Поселения. Усадьбы. Ворота.
Крыльцо татарских домов.
Декоративное оформление жилища.
Архитектурные элементы на срубных домах и кирпичных постройках.
Украшение наличников.
Отопление жилища.
Знакомство: с традиционными сельскими поселениями татар; различными типами ворот; с декоративными элементами в украшении фасада дома; с декоративными архитектурными элементами; с особенностями декора в украшении наличников; с татарской печью.
3. Из истории татарской архитектуры.
Эпоха средневековья.
Новое время (вторая половина XVІІІ – начало XX в.)
Новое время.
Знакомство: с татарской архитектурой эпохи средневековья г.Казань; с декором мечети г.Казань и г.Оренбург XІX в.; с оконными наличниками городских и деревянных городских домов середины XІX в. Зарисовать различные мечети XІX в.; подкарнизных «Мукарнас» и ячеистых угловых консолей «Мукарнас».
4. Одежда.
Мужская одежда.
Женская одежда.
Знакомство:
с традиционной мужской одеждой: рубахой и камзолом, штаны (ыштан), пояс (билбау);
с домашним мужским головным убором: камалы бурек, кара бурек, дендар бурек;
с традиционной женской рубахой, с декором женского передника, с женским камзолом.
Зарисовка женского головного покрывала – тастар.
5. Обувь.
Женская обувь.
Виды женской обуви (каюлы читек).
Знакомство с видом женской обуви каюлы читек.
6. Украшения.
Серьги.
Женские нагрудники.
Женская воротниковая застежка с подвесками.
Женские браслеты.
Женские перевязи-амулеты.
7. Национальный татарский костюм.
Женский национальный татарский костюм.
Знакомство с комплексным женским национальным костюмом татар-мишари.
Итого: теория – 72 часа
практика – 72 часа
Всего: 144 часа.
Методическое обеспечение программы «Татарское народное искусство».
№ п/п
Тема
Формы занятий
Приемы и методы организации
Дидактический материал
1.
Вводная беседа.
Беседа
Фронтальный
2.
Инструктаж по технике безопасности.
Беседа
Фронтальный
3.
Поселение и жилище.
Беседа, семинар, практическое занятие
Групповой
Ф.Валиев «Татарское народное искусство»
4.
Из истории татарской архитектуры
Экскурсия, беседа
Групповой, индивидуальный
Журналы «Сюембикэ»
5.
Одежда.
Беседа, практическое занятие
Индивидуальный
Экспонаты музея
6.
Обувь.
Лекции, беседа, практические занятия
Индивидуально-групповой
Журнал «Традиционные художественные промыслы татар»
7.
Украшения.
Лекции, практические занятия
Индивидуальный
Журнал «Традиционные художественные промыслы татар»
8.
Национальный татарский костюм.
Беседа, семинар, практическое занятие
Индивидуальный
Экспонаты музея
9.
Творческий отчет.
Круглый стол
Групповой
Работы обучающихся
10.
Итоговое занятие.
Беседа
Групповой
Литература
Татарское народное искусство.
Г.Фахретдинов. Татар тарихы. Казан. Мэгариф, 1999 г.
Валеев Ф. Орнамент казанских татар. Казань, Татар кн. изд., 1969 г. с. 203.
Худяков м.г. Очерки из истории Казанского ханства. - Казань: Гос. изд., 1923 г. с. 395.