Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
образовательной программы начального общего образования .
С каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании секции ГПД принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована сучётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Здоровье» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
здоровья.
- сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
- обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии физиологии человека.
-включение в активную жизненную позицию.
| | 1 класс | |
№ | Тема занятия | Задачи | Форма работы |
1 | Режим дня школьника | Познакомить детей с режимом дня школьника. | Беседа. Составляем режим дня. |
2 | Поведение в школе. Я - ученик. | Познакомить детей с правилами поведения в школе. Формировать представления о школьной дисциплине. | Экскурсия по школе. |
3 | В гостях у Мойдодыра. | Учить простейшим навыкам ухода за своим телом. Формировать потребность постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид. | Подвижная игра с инсценировкой фрагмента стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». |
4 | Друзья Вода и Мыло. | Обогащать знания детей о личной гигиене. Совершенствовать умение пользоваться предметами личной гигиены. |
Игра-беседа |
5 | Одевайся по сезону. | Формировать представление детей о здоровье. Приучать детей следить за своим внешним видом. | Сюжетно-ролевая игра |
6 | Забота о глазах. | Формировать представления детей об органах чувств. Познакомить с основными правилами сохранения зрения. Учить выполнять гимнастику для глаз. | Комплекс упражнений для профилактики усталости глаз. |
7 | Чтобы уши слышали. | Учить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья. Обсудить правила ухода за ушами. Закрепить знания о правилах гигиены. |
Беседа. Игра «Сломанный телефон» |
8 | Чтобы зубки не грустили. | Углубить знания детей о средствах гигиены полости рта. Научить правильно чистить зубы. Способствовать формированию потребности ежедневно заботиться о здоровье зубов. |
Игра-беседа |
9 | Собака бывает кусачей. | Формировать знания детей о правилах поведения и общения с животными на улице. Учить оказывать первую медицинскую помощь при укусах животных. |
Беседа |
10 | Витаминная семья. | Учить детей осознанно относиться к своему здоровью. Воспитывать потребность быть здоровым. Акцентировать внимание на продуктах, в которых содержатся полезные вещества. |
Беседа. Игра «Съедобное и несъедобное». |
11 | Дорогое слово. | Расширять у детей представление о семье, о мире в семье. Формировать представление детей о значении положительного климата в семье. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким. |
Инсценирование. |
12 | Здоровье в порядке -спасибо зарядке. | Учить детей внимательно относиться к своему здоровью. Воспитывать потребность в проведении зарядки. | Беседа. Игра «Дерево» (укрепление осанки) |
13 | Если хочешь быть здоров. | Формировать представления детей о здоровье. | Гимнастика для мозга, разучивание упражнений. |
14 | Наши помощники – руки и ноги. | Расширять у детей представление о строении человека. | Игра «Канатоходцы» |
15 | Лакомств – 1000, а здоровье – одно! | Познакомить детей с правилами питания. Прививать детям навыки правильного питания. | Беседа. |
16 | Мы едем, едем, едем… | Расширять знания детей о поведении в транспорте. | Сюжетно-ролевая игра. |
17 | Что такое настроение? Я могу управлять своим настроением. | Расширять у детей представление о настроении. | Игра с карточками «Мои эмоции» |
18 |
Правила безопасности на воде. | Формировать знания детей о безопасном поведении на воде. | Игра «Общее бревно» |
| |
2 класс | |
1 | «Вот и стали мы на год взрослей» |
Учить детей планировать свое время. | Составление режима дня |
2 | Витаминная тарелка на каждый день. | Акцентировать внимание на продуктах, в которых содержатся полезные вещества. | Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» |
3 | Сон и его значение для здоровья человека. | Способствовать формированию потребности следить за своим режимом. | Беседа |
4 | Чихали мы на простуду! | Познакомить детей с основными методами профилактики простудных заболеваний. Углубить знания о способах лечения. |
Викторина |
5 | Хорошо здоровым быть! | Формировать представления детей о здоровье, о здоровом и больном организме, о хорошем и плохом самочувствии. |
Викторина |
6 | Спорт в жизни ребёнка. | Формировать у детей положительное отношение к спорту. | Игра-эстафета |
7 | Шалости и травмы. | Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. | Просмотр м/ф про попугая Кешу. |
8 | Мир эмоций и чувств. | Прививать детям ответственное отношение к своему здоровью. | Игра с карточками «Мои эмоции» |
9 | Вредные привычки. | Формировать представления детей о пользе и вреде привычек. Закрепить знания о полезных привычках. |
Игра - путешествие |
10 | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | Познакомить детей с правилами закаливания. Учить детей заботиться о своем здоровье. | Правила закаливания. |
11 | Я по улице иду. | Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Формировать умение проявлять внимание, заботу, терпение к окружающим людям. |
Викторина "Красный, желтый, зеленый" |
12 | Безопасность в доме. | Формировать знания детей о правилах поведения в доме. Познакомить детей с основными службами помощи. |
Игра - инсценирование. |
13 | Что нужно знать о лекарствах. | Познакомить детей с разными видами лекарственных препаратов. |
Беседа. |
14 | Секреты в лукошке. | Актуализировать знания детей о грибах. Рассказать детям о ядовитых грибах. Напомнить правила « тихой охоты». | Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы» |
15 | Что такое характер. Непослушание. | Формировать у детей представления о характере человека. Побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию. Способствовать осознанию детьми черт своего характера. |
Беседа. |
16 | Ядовитые растения. | Расширять представление детей о растениях. Познакомить с опасными растениями. Учить детей правилам безопасного «общения» с незнакомыми растениями. |
Викторина |
17 | В гостях у Айболита. | Познакомить детей с медицинскими работниками разных специальностей. | Викторина |
18 | День здоровья. | Прививать детям интерес к здоровью. Приобщать детей к оздоровительной деятельности. | Спортивный праздник. |
| |
3 класс | |
1 | «Вот мы и в школе». | Способствовать формированию потребности следить за своим режимом. | Беседа. Игра "Это я, это я..." |
2 | Как устроен человек? | Систематизировать знания детей об организме человека. Дать первоначальные сведения по анатомии. | Игра- путешествие |
3 | Правильное питание -залог физического и психологического здоровья. | Акцентировать внимание на продуктах, в которых содержатся полезные вещества. | Игра "Смак" |
4 |
Береги себя. | Расширять представление детей о мире и опасностях, которые нас подстерегают. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. Формировать понятие «безопасность жизни» |
Викторина |
5 | Правила безопасности на воде. | Расширять знания детей о поведении на воде. | Беседа. Игра «Не зная броду, не суйся в воду» |
6 | Вредные микробы. | Систематизировать знания детей о микробах. | Беседа. |
7 | Путешествие в королевство «Будь здоров!» | Актуализировать знания детей о здоровом образе жизни. | Праздник. |
8 | Каким я был? Есть? Буду? | Формировать представления детей о возрастных изменениях в организме. Формировать у детей положительное представление о себе в прошлом, настоящем и будущем. Развивать навыки самоанализа. |
Беседа-игра. |
9 | Как стать Гулливером. | Расширить знания детей о росте как количественном и качественном изменении организма. |
Инсценирование. |
10 | Первая помощь при несчастном случае. | Формировать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях. Учить принимать правильное решение. |
Практикум. |
11 | Мой внешний вид - залог здоровья | Формировать представления детей о внешнем виде. | Викторина |
12 | Мир моих увлечений. | Расширять знания детей о здоровом образе жизни. | Игра "Да-нет" |
13 | Личная гигиена. | Расширить знания детей о личной гигиене. | Составление правил соблюдения личной гигиены. |
14 | Утомление и переутомление. | Способствовать формированию активного отдыха детей. | Игры. |
15 | Что даёт нам море. | Расширять знания детей об отдыхе на море. | беседа |
16 | Лесная аптека на службе человека | Расширять представление детей о растениях. | Викторина |
17 | Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. | Способствовать формированию знаний о потребности в солнце, воздухе и воде. | Беседа |
18 | День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | Прививать детям интерес к здоровью. | Спортивный праздник |
| |
4 класс | |
1 | «Здоровье и здоровый образ жизни» | Формировать представления детей о здоровье. | Беседа |
2 | Физическая активность и здоровье | Учить детей заботиться о своем здоровье. | Кукольный спектакль Преображенский «Огородники» |
3 | Как питались в стародавние времена и питание нашего времени | Систематизировать знания детей о продуктах, в которых содержатся полезные вещества. | Беседа о секретах здорового питания. Рацион питания. |
4 | Домашняя аптечка | Учить детей правилам безопасного использования лекарств. | Беседа |
5 | Мы осанку сохраним, если спинки распрямим | Способствовать формированию потребности следить за своим здоровьем. | Знакомство с комплексом упражнений для правильной осанки. Игра «Кто как ходит». |
6 | Мода и школьные будни | Учить детей выбирать одежду в зависимости от погоды, сезона. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность. | Просмотр фильма о моде. |
7 | Делу время, потехе час. | Прививать детям интерес к труду. | Викторина |
8 | Вредные привычки и их профилактика | Формировать представления детей о пользе и вреде привычек. | Игра «Это я, это я…» |
9 | Я и опасность. | Закрепить знания детей об окружающей опасности. Учить детей ориентироваться в различных ситуациях. | Игра «Мой горизонт» |
10 | «Сезонные изменения и как их принимает человек» | Закрепить знания детей о сезонных изменениях и влиянии их на здоровье. | Беседа-игра |
11 | Зачем человеку кожа и уход за ней. | Учить простейшим навыкам ухода за своим телом. Формировать потребность постоянно поддерживать его чистоту. | Викторина |
12 | Мой внешний вид - залог здоровья. | Учить навыкам ухода за своим внешним видом. | Беседа-викторина |
13 | Правила пешехода. | Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. | Викторина |
14 | История народных игр. Как играли дети на Руси. | Прививать детям интерес к играм. | Русские народные игры. |
15 | «Бесценный дар- зрение». | Учить навыкам ухода за своим зрением. | Беседа |
16 | Если ты стал водителем. | Закрепить знания о правилах движения на велосипеде. | Викторина |
17 | Мы и животные. | Учить соблюдать правила поведения с животными. | Беседа |
18 | День здоровья «За здоровый образ жизни». | Способствовать формированию потребности следить за своим здоровьем. | Спортивный праздник |