Просмотр содержимого документа
«Проект как взаимодействие учителя, ученика, родителя в урочном и внеурочном пространстве »
Проект как взаимодействие учителя, ученика, родителя в урочном и внеурочном пространстве
Начало обучения и воспитания – это первая ступенька в непрерывной лестнице развития ребёнка в школе. Его надо многому научить, а главное - научить «быть личностью», т.е. быть «субъектом деятельности, общения, самосознания» (В.А.Петровский).
Проектная технология одна из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников в соответствии с ФГОС.
В связи с Новыми требованиями к организации обучения:
1) возрастает рост роли каждого участника в формировании, реализации и оценивании его учебной инициативы в сотрудничестве с другими участниками;
2) изменяется роль педагога, который становится сотрудничающим наставником.
3) возрастает роль создания соответствующей образовательной среды, включая доступ к определенным новым информационным технологиям.
Для реализации поставленных целей и задач в федеральных государственных стандартах начального общего образования необходимо создать систему взаимодействия учебной и внеурочной деятельности, которая охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов, работников дополнительного образования города.
В новом ФГОС урочная и внеурочная деятельность взаимосвязаны и взаимозависимы. Учитель осуществляет управление системой урочно – внеурочной работы. Такая интеграция дает учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Развивается творческий потенциал учащихся, побуждает к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. При подготовке к таким урокам учителя продумывают проектные задачи развивающего характера, учат сравнивать и обобщать учебный материал, анализировать свою работу на уроках, организуют работу в парах (малых группах), работают индивидуально с детьми, формируют коллектив класса. Каждый урок направлен на выработку определённых универсальных учебных действий, работа которого плавно перетекает во внеурочную деятельность.
Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве начальной школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в школе первой ступени разворачивается внеурочная образовательная деятельность. Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной деятельностью. Внеурочная деятельность может стать продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.
Сегодня внеурочная деятельность представлена через проектную деятельность в предметных областях технология, ИЗО, окружающий мир, математика, литературное чтение, ИКТ.
Сетевой учебный проект «Моя семья – мое богатство» проводился во время изучения раздела «Наш дом и семья» в рамках изучения предмета «Окружающий мир» и основан на межпредметных связях с такими предметами, как «Литературное чтение», «Русский язык», «ИКТ», «ИЗО», во взаимодействии с внеурочной деятельностью на занятиях «Проектная деятельность», «Бумажные фантазии».
Основная цель проекта формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Работа над проектом способствовала сплочению семьи, класса.
Задания проекта были направлены на достижения учащимися следующих результатов:
Личностные результаты
Осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах;
Формирование понимания общечеловеческих семейных ценностей;
Метапредметные результаты
Формирование умения совместно с учителем умения составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты
Усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций.
Освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.
Чтобы ввести детей в проект, была дана вводная презентация с вопросами, направляющие проект Основополагающий вопрос
Что делает человека счастливым?
Проблемные вопросы
Зачем человеку нужно знать свою родословную?
Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек - семьёй?
Какую семью мы называем счастливой?
Учебные вопросы
Что такое семья?
Как составляется родословное древо?
Какие традиции есть в твоей семье?
Какие пословицы о семье вы узнали?
Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи?
Выполняя задания проекта, старались уже более полно ответить на поставленные проблемные и учебные вопросы.