Направленность проекта заключается в том, чтобы не только познакомить школьников с биографическими данными писателей и их произведениями, но и проследить основные этапы создания произведения, пробудить желание к творчеству. Это своеобразное погружение в эпоху создания произведения, жизни писателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проблемная ситуация: В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.
Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.
Основная идея проекта. Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Направленность программы заключается в том, чтобы не только познакомить школьников с биографическими данными и произведениями писателей, посетить литературные музеи, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл, пробудить желание к творчеству. Это своеобразное погружение в историческую эпоху создания произведения, жизни писателя.
Социальная проблема проекта. В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.
Цель проекта: развивать творческие способности школьников, помогать в самовыражении каждому, стимулировать интерес к духовному богатству России и мировой культуры, развивать эмоциональную сферу ребенка как основы формирования культуры чувств, приобщать к миру искусства, воспитывать эстетический вкус, формировать исследовательские умения и навыки общения в разных ситуациях, познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей.
Задачи:
образовательные:
- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;
- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений, биографии писателя, исторической эпохи;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам, к историческим ценностям.
Порой тексты художественных произведений напрямую связаны с биографией автора, поэтому немаловажную роль играет посещение музеев: подробный рассказ о жизни писателя или поэта, знакомство с музейными экспонатами, вещи, которые переносят в эпоху жизни писателя, учат ребят по-другому взглянуть на текст художественного произведения, увидеть существенные детали, более глубоко понять смысл книги.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная.
Тип проекта: • по доминирующей деятельности: творческий
• по сфере применения результатов: культурологический, литературоведческий, социальный . • по широте охвата содержания: внепредметный, социальный • по времени работы: долгосрочный, продолжительный (2016-2017 г.г.) • по характеру контактов: лицейский, областной.
Класс: 8 "А", 8 "Б" Состав участников: учащиеся 8-х классов, воспитатель - Дубова Ирина Александровна, учитель литературы - Шишигина Татьяна Леонидовна, учитель русского языка - Богданова Ольга Викторовна, учитель музыки - Яшутина Ольга Леонидовна, учитель изобразительного искусства - Толстикова Ольга Станиславовна, учитель истории - Груздева Светлана Николаевна
Режим работы: урочно - внеурочный.
Форма продуктов проектной деятельности: Лекционные занятия, беседы, диалоги, дискуссии, обсуждения, проектирование, конкурсы, практикумы, экскурсии по литературно-историческим местам, участие в творческих конкурсах и фестивалях, предметных неделях, посещение библиотеки, работа в библиотеке с литературой в различных отделах, встречи с писателями, поэтами, разработка цикла десятиминуток о жизни и творчестве писателей , интересных фактах биографии, просмотр художественных и популярных фильмов, создание фото и видео-архивов, отзывов, рецензий, посещение театральных постановок.
Форма защиты проекта:
1. Особенности речевой культуры (инсценировки произведений разных жанров)
2. Составление сценария .
3. Театральная деятельность .
4. Экскурсии по литературно-историческим местам (фото и видео-отчёт)
5. Посещение театров.
6. Разработки для проведения 10- минуток в младших классах.
7. Разработки рецензий о прочитанном, рекомендаций для чтения (не программные произведения) учащимся лицея.
8. Литературная гостиная.
БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»
План проекта
Практическая деятельность (форма)
Темы занятий
Участники, ответственные лица
Диагностический этап
(анкетирование, интервьюирование – выход на проблему, тему)
Проведение анкетирования учащихся и родителей
Круг домашнего чтения. Любимая книга. Роль чтения и книги в вашей жизни и в обществе.
Учащиеся 8-х классов (социальный сектор)
Подготовительный этап
(формирование проектной группы, построение алгоритма деятельности, определение цели и задач, составление плана реализации проекта)
Выбор направлений деятельности, планирование мероприятий.
Распределение обязанностей, формирование рабочих групп,
выбор писателя, исторической эпохи, литературных произведений для изучения, исследования и постановки.
Учащиеся, воспитатель, учитель литературы
Поисково-исполнительный этап
(пошаговое выполнение запланированных работ, внесение по необходимости изменений в план проекта)
Посещение литературных музеев. Экскурсионная работа.
Белозерск. Музей Викулова. Музей С. Орлова.
Карабиха. Усадьба Некрасова.
Ярославль. Музей "Слова о полку Игореве"
Санкт-Петербург. Литературный Петербург.
Воспитатель, учитель литературы
Посещение областной детской библиотеки. Посещение библиотеки им. Бабушкина.
Работа в специальных отделах.
Воспитатель, учитель литературы
Подбор материала для проведения десятиминуток
Проведение литературных десятиминуток на параллели и в младших классах.
Темы:
Интересные факты из жизни известных писателей.
Детство писателей.
Жизнь и творчество знаменитых людей.
Учащиеся 8-х классов
Подбор и рекомендация художественных произведений.
Родители рекомендуют...
Составление рекомендаций для чтения одноклассникам и аннотаций к любимым прочитанным книгам.
"Любимые книги детства моих родителей."
Учащиеся 8-х классов, родители
Встречи с писателями
Встреча с Летой Югай
Встреча с актёрами Театра для детей и молодёжи, путешествие по "закулисью"
Воспитатель, учитель литературы
Посещение театральных постановок
"Недоросль", "Дубровский", "Алые паруса", "Река Оккервиль", "Сотворившая чудо" и др.
Лицейские онлайн-чтения "Читаем Рубцова"
Воспитатель, учитель литературы
Декада русского языка и литературы
25.11 Конкурс отзывов и рецензий на экранизации произведений художественной литературы;
25.11 Конкурс ремейков, трейлеров, роликов (творческие проекты от каждого класса на тему "Экранизации произведений художественной литературы"; длительность видео не более 5 минут);
25.11 - открытый кинопоказ (Пролетарская, 18 - актовый зал);
26.11 Открытый лицейский конкурс "Турнир ораторов" (Пролетарская, 18 - актовый зал);
29.11 вт. прием работ на конкурс "Стихи, посвященные лицею" 30.11 Конкурс чтецов "Кинопробы" (стихи и проза по выбору участника) (каб. 208);
Ежедневно Тематические десятиминутки "На Вологодчине снимается кино"; "Известные и редкие экранизации литературных произведений"; "Лучшие исполнители роли..."
(работы принимают Шишигина Т.Л., Павлова Л.В. и Ваши учителя)
принимает Смирнов Н.С.
Баринова Е.А., Маркелова О.А., Громыко С.А.
(работы принимает Маркелова О.А. или Ваши педагоги).
Литературная гостиная
Выбор темы
Изучение и накопление материала по теме, погружение в историческую эпоху через уроки литературы, истории
Разработка сценария, распределение ролей, подбор музыкального сопровождения, разработка декораций
Учащиеся, воспитатель, учитель литературы
Обобщающий этап
(Объединение собранного материала. составление каталогов, сборников, инструкций и т.д., выполнение рисунков, макетов, моделей таблиц, схем, карт и т.д., репетиционные занятия, драматизация, посещение выставок и т.д.)
Представление материала для десятиминуток
Презентации
Учащиеся 8-х классов
Фото и видео - отчёт по проведённым мероприятиям и поездкам
Учащиеся 8-х классов
Публикация сценария
Воспитатель:Дубова И.А.
Презентация проекта
(подготовка презентационных материалов, презентация проекта, оформление проектной папки, дальнейшее использование результатов проекта)
Внеклассное открытое мероприятие
Литературная гостиная
Учащиеся 8-х классов, воспитатель
Рефлексивный этап
(анализ результатов, оценка качества выполненного проекта, изучение общественного мнения)
Обсуждение мероприятия. Планирование дальнейшей работы.