Тема нашего внеклассного мероприятия называется «Прославим Родину трудом». Сегодня мы с Вами будем говорить о людях труда, о жизненных ценностях. Получим знания о самом насущном на Земле, о хлебе. Послушаем исторические сведения о его развитии, о людях, чья профессия непосредственно связана с этой культурой.
Человека с самых древних времен волновала и притягивала великая тайна рождения, жизни и смерти растений. От дедов к отцам, от отцов к детям, из рода в род передавалось знание этой тайны.
Трудно сказать, когда наш предок впервые заметил, с какой жадностью животные поедают колосья некоторых трав, а птицы выклевывают из них зерна. Человек попытался собрать и посеять семена этих растений возле своей пещеры, чтобы сделать запас вкусных зерен.
Постепенно от собирательства люди переходили к сознательному земледелию. Самое примитивное земледелие относится к началу нового, каменного века.
Посевы хлебов привязывали людей к месту и они отказывались от кочевого образа жизни. Клочок земли, в который вложили свой труд первые земледельцы, становился дорог им. Быть может здесь впервые появилось у человека новое чувство – любовь к Родине… И люди, которые вместе сеяли, которые объединялись для защиты своих посевов, обрели чувство родства – стали земляками.
В процессе многовековой направленной деятельности, земледелец кропотливо изменял дикие формы растений, выбирая для посева семена тех их них, которые удовлетворяли его качеством и количеством урожая.
Откуда же и в какие времена появились культуры, давшие людям хлеб?
ВЕДУЩИЙ 3:
Много тысячелетий тому назад, когда на нашей планете начали бурно развиваться различные виды семенных растений, появился предок дикой пшеницы – однозернянка.
Собирая зерна дикой пшеницы, люди вынимали из их плотно облегающих чешуек. Оказалось, что эти зерна могут довольно долго храниться, а упав в землю дают ростки, которые постепенно развиваются в высокие стройные стебли, увенчанные колосьями, состоящими из нескольких зернышек.
Шло время, новые сорта пшеницы неуклонно вытесняли с полей своего древнего предка.
Полба – так издавна называлась на Руси культурная пшеница – двузернянка. Полба значительно старше египетских пирамид. Этот древнейший злак находили на юге нашей страны при археологических раскопках, относящихся к 1-3 веках до нашей эры.
Что же можно было приготовить из полбы в то время?
Каша из полбы была очень распространенным кушаньем в центральных и северных губерниях России, в Поволжье и в Сибири, вплоть до 18-19 веков. Крестьяне ценили полбу за высокую засухоустойчивость, неполегаемость, невосприимчивость к болезням и вредителям, неосыпаемость колоса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«прославим родину трудом»
ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»
СЦЕНАРИЙ
ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
НА ТЕМУ: «ПРОСЛАВИМ РОДИНУ ТРУДОМ»
Преподаватель:
Карих О.А.
2016 год
«Прославим Родину трудом»
ЦЕЛЬ: Расширить знания и пробудить большой интерес к профессии хлебороба. Воспитать уважение к с/х труду и людям труда. Развить интерес к будущей профессии. Воспитать чувство гордости за достижения в работе наших земляков и сотрудников лицея.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: устный журнал
УЧАСТНИКИ: группы 1 и 2 курса
ВЫСТУПАЮЩИЕ: учащиеся, библиотекарь, преподаватель, агроном техникума, мастер п/о (целинник)
Звучит музыкальное сопровождение «Хлеб всему голова»
Тема нашего внеклассного мероприятия называется «Прославим Родину трудом». Сегодня мы с Вами будем говорить о людях труда, о жизненных ценностях. Получим знания о самом насущном на Земле, о хлебе. Послушаем исторические сведения о его развитии, о людях, чья профессия непосредственно связана с этой культурой.
ЧТЕЦ 1 : … А человек еще до нашей эры,
Едва постигнув таинства зерна,
Взрыхлил клочок земли вокруг пещеры,
И первые посеял семена …
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Человека с самых древних времен волновала и притягивала великая тайна рождения, жизни и смерти растений. От дедов к отцам, от отцов к детям, из рода в род передавалось знание этой тайны.
Трудно сказать, когда наш предок впервые заметил, с какой жадностью животные поедают колосья некоторых трав, а птицы выклевывают из них зерна. Человек попытался собрать и посеять семена этих растений возле своей пещеры, чтобы сделать запас вкусных зерен.
Постепенно от собирательства люди переходили к сознательному земледелию. Самое примитивное земледелие относится к началу нового, каменного века.
ВЕДУЩИЙ 1:
Посевы хлебов привязывали людей к месту и они отказывались от кочевого образа жизни. Клочок земли, в который вложили свой труд первые земледельцы, становился дорог им. Быть может здесь впервые появилось у человека новое чувство – любовь к Родине… И люди, которые вместе сеяли, которые объединялись для защиты своих посевов, обрели чувство родства – стали земляками.
ВЕДУЩИЙ 2:
В процессе многовековой направленной деятельности, земледелец кропотливо изменял дикие формы растений, выбирая для посева семена тех их них, которые удовлетворяли его качеством и количеством урожая.
ВЕДУЩИЙ 1:
Откуда же и в какие времена появились культуры, давшие людям хлеб?
ВЕДУЩИЙ 3:
Много тысячелетий тому назад, когда на нашей планете начали бурно развиваться различные виды семенных растений, появился предок дикой пшеницы – однозернянка.
ВЕДУЩИЙ 4:
Собирая зерна дикой пшеницы, люди вынимали из их плотно облегающих чешуек. Оказалось, что эти зерна могут довольно долго храниться, а упав в землю дают ростки, которые постепенно развиваются в высокие стройные стебли, увенчанные колосьями, состоящими из нескольких зернышек.
ВЕДУЩИЙ 1:
Шло время, новые сорта пшеницы неуклонно вытесняли с полей своего древнего предка.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Полба – так издавна называлась на Руси культурная пшеница – двузернянка. Полба значительно старше египетских пирамид. Этот древнейший злак находили на юге нашей страны при археологических раскопках, относящихся к 1-3 веках до нашей эры.
ВЕДУЩИЙ 1:
Что же можно было приготовить из полбы в то время?
ВЕДУЩИЙ 4:
Каша из полбы была очень распространенным кушаньем в центральных и северных губерниях России, в Поволжье и в Сибири, вплоть до 18-19 веков. Крестьяне ценили полбу за высокую засухоустойчивость, неполегаемость, невосприимчивость к болезням и вредителям, неосыпаемость колоса.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Говоря о пшенице, нельзя и забывать о скромном ее «сорняке», который стал незаменимой хлебной культурой. Это конечно рожь, или жито – от слова жизнь.
Рожь возделывали народы, населявшие берега рек Оки, Днепра и Днестра, а в 7 веке нашей эры она проникла и в северные области. С первой половины 17 века русские переселенцы начали осваивать просторы Сибири и завезли туда яровую рожь, которую называли ярицей.
ВЕДУЩИЙ 1:
Ржаное хлебопашество становилось основой экономического могущества всей русской земли. Недаром в народе бытовала поговорка: «Матушка – рожь кормит всех сплошь».
Исполняется песня «Рожь»
ВЕДУЩИЙ 1:
А сейчас мы послушаем с Вами стих в исполнении _______________________________________________________
ЧТЕЦ 2:
На поле, и в шахте, ив небе
От милой Отчизны вдали
Немыслима жизнь без хлеба,
Без хлеба родимой земли.
В Лазаревых лентах колосья,
Венчают державный наш герб.
Хлеб – радость, и счастье, и гордость
Могущество Родины – Хлеб!
ВЕДУЩИЙ 3:
Человек возделывал много растений, но ни одно из них не сыграло такой важной роли в развитии общества, как хлебные культуры.
ВЕДУЩИЙ 2:
На протяжении многих тысячелетий, люди всех времен и народов, каждый раз опуская в землю семена, с надеждой ждут крепкие зеленые ростки – будущий хлеб.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Хлеб – такое короткое и емкое слово, одно из многих тысяч слов, но если подумать, что стоит за каждым из них, взвесить их значимость на точных весах истории, хлеб по праву займет одно из первых мест.
ВЕДУЩИЙ 1:
Мало, кто задумывался над тем, сколько рук человеческих, сколько машин участвуют в создании обычной булочки или каравая хлеба. А знаете ли Вы, что земледельцы всего мира ежегодно при обработке почвы переворачивают более тысячи кубических км земли?
ВЕДУЩИЙ 2:
Нет на Земле важнее работы, чем посеять семена и собрать урожай.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Урожай. Каким он будет? С незапамятных времен в этом вопросе скрыты надежда и тревога, мольба и забота, а за всем этим стоит огромный всепобеждающий труд человека.
В одном из памятников древнеиндийской литературы молитвенно и напевно с величавой простотой звучит песня пахаря:
ЧТЕЦ 3:
Вновь и вновь пахари пашут поля,
Вновь и вновь бросают зерно в землю,
Вновь и вновь дожди посылает небо.
С надеждой люди пашут поля,
С надеждой люди сеют семена.
ВЕДУЩИЙ 1:
А помните древнюю легенду о Гайавате, рассказанную более 100 лет назад. В ней воскрешаются обычаи первобытной общины североамериканских индейцев. Здесь севу всегда предшествует благословение полей, сев окутан религиозным таинством. Мудрый и добрый Гайавата, обращаясь к женщине, сеющей зерно советует:
ЧТЕЦ 4:
Ты должна сегодня ночью
Дать полям благословенье,
Ты должна волшебным кругом
Обвести свои посевы.
Чтоб ничто им не вредило,
Чтоб никто их не коснулся…
ВЕДУЩИЙ 1:
А на другом конце земли слышится молитва русского пахаря. Босоногие сеятели медленно идут по вспаханному полю с висящими через плечо лукошками и разбрасывают семена. Крестьянин ударяет гостью семян о лукошко, чтобы они, отскакивая, ровнее ложились в землю. Мерно шелестят зерна, вторит им задушевный молитвенный напев:
ЧТЕЦ 4:
Дай же нам Боже
Хлеба богатые,
С корнем глубоким,
С стеблем высоким,
С зерном обильным…
ВЕДУЩИЙ 4:
И вот они, долгожданные золотые колосья. Волнуется русское поле, ни конца, ни края нет ему. Нет наряднее, веселее и богаче этой поры.
ВЕДУЩИЙ 1:
О ней незабываемые некрасовские строки:
ЧТЕЦ 1:
Ой, поле многохлебное!
Теперь и не подумаешь,
Как много люди божии
Побились над тобой.
Пока же ты оделась
Тяжелым, ровным колосом
И стало перед пахарем,
Как войско пред царем!
ВЕДУЩИЙ 4:
Особое значение уделялось качеству семян. Семена всегда были и будут основой урожая: «От плохого семени, не жди хорошего племени». Обилие зерна – это щедрый великодушный дар природы.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Особенно острой, жизненно важной становится проблема хлеба в трудные годы стихийных бедствий, неурожаев и войн. Самые трагические страницы истории связаны с засухой, неурожаем и голодом.
ВЕДУЩИЙ 2:
Сеяли и весной 1941г. Сеяли и не знали еще, что поля с тяжелыми, янтарными колосьями вспыхнут жарким пламенем, будут истоптаны сапогами, смяты гусеницами танков.
ВЕДУЩИЙ 3:
Жителям Ленинграда выпала страшная доля. Они 900 дней и ночей жили в условиях вражеской блокады. Рабочие получали по 250 грамм хлеба, а остальные по 125 грамм хлеба. Он состоял из муки низкого качества, мякины, отрубей и жмыха. И все таки этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.
ВЕДУЩИЙ 4:
Ленинградцы жили, творили, дерзали, дрались за жизнь, за победу. Разве не торжеством жизни была Ледовая Ладожская трасса, которая действовала в течении 152 дней.
ВЕДУЩИЙ 1:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на Земле
Страшней и радостней дороги…
Казалось, что конец Земле,
Но сквозь остывшую планету,
На Ленинград машины шли
Он жив еще, он рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду
Но так и есть мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны?
Он спасет шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит,
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
И после войны…В Ленинграде это было в пятидесятые годы – на Невском проспекте вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, засвистели милиционеры и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Ругались водители, шумела толпа, но женщина шла вперед. Потом она что-то подняла и прижав к груди пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руки и все увидели кусок изуродованного хлеба. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо кто-то очень слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.
ВЕДУЩИЙ 1:
А потом у поэта Рождественского родились такие строки:
ЧТЕЦ 3:
На Невском замерло движенье
Не ночью – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла-
В ее протянутых руках
Горбушка черная лежала.
Нет не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем.
Размятый множеством машин
И все забывшим равнодушьем.
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
- Кусочек это бы тогда
И сына б я не потеряла.
Кто бросив на дорогу хлеб
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом в слезах.
А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил.
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.
Им не достался тот кусок
Лежащий здесь у ваших ног,
Кусок, не подаривший жизнь…
Кто предал хлеб?
ВЕДУЩИЙ 1:
Слишком уж мы транжирим хлеб! Недоедая булочку или пирожок – выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорку. Хлебные куски можно увидеть везде: на полу в столовой, на территории школы и училища, на тротуарах, в подъездах домов. Эти потери происходят как бы мимоходом. Всегда ли мы осознаем, какое неуважение к труду хлеборобов, кто создает хлеб, стоит за этим.
ЧТЕЦ 2:
Мальчишке было десять лет
Он шел по переулку
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути груженную песком
Он встретил пятитонку
И недоеденным куском
Швырнул он ей в вдогонку.
Но если б думал мальчик тот
О зернышке, о чуде
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди.
О том, что знает вся страна
Путь от озимой травки,
Путь от проросшего зерна
До хлеба на прилавке.
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтокудрых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых.
И что он много испытал
Хоть очень свеж и молод
Что он на солнышке лежал
И в жерновах промолот.
В пекарне на дрожжах бродил,
Прошел огонь и воду
И уж потом в дома входил
Чтоб пищей стать народу.
А вот сбирал ты паренек
Колосья меж стогами?
Так не лежал бы кусок
Растоптанный ногами.
К Вам обращаюсь сыновья,
Свои или чужие:
Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья –
Понятия святые!
(Звучит песня «Колосок золотой»)
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Вот так нелегко дается хлеб, а чтобы вырастить его, нужно вложить не только много труда, но и знаний.
ВЕДУЩИЙ 1:
Вот так и появилась профессия «Агроном».
ВЕДУЩИЙ 2:
Агрономия, как наука представляет собой целый комплекс наук о возделывании с/х культур. С конца 18 века в связи с достижениями в различных областях науки (химии, биологии, физики) стали совершенствоваться системы земледелия, разрабатываться теории питания растений, методы семеноводства, защита растений от болезней и вредителей.
ЧТЕЦ 1:
Агроном
Колышется хлебное поле
Колосья твердеют зерном
Как будто гвардеец в дозоре
Полями идет агроном.
Под шум урожайного лета
И сердца размеренный стук,
Прищурясь от яркого света
Внимательно смотрит вокруг.
Он помнит труды и заботы
Горячей поры посевной
С ручьями соленого пота,
С привыкшей лопате спиной.
С дождливыми днями, ветрами,
С тревогой бессонных ночей
И с запахом гиксохлорана
И гвалтом картавых грачей.
Минуя ложбины, пригорки,
Полями идет агроном
Все мысли о близкой уборке
О времени том золотом.
Богатство несметное зреет,
Обильная жатва близка
И взгляд агронома добреет
И гладит колосья рука.
(Звучит песня о молодом агрономе)
(Предоставить слово агроному лицея)
ВЕДУЩИЙ 1:
Вы молоды и учитесь в профессиональном лицее. У Вас с/х профессия, а значит профессия хлебороба. Вы должны все силы отдать для того, чтобы полнее овладеть профессией, чтобы уметь выращивать наш святой хлеб. Очень много достойных людей вышло из нашего лицея на широкую дорогу, а вот ваша дорога только начинается.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Февраль-март 1954г. Пленум ЦК КПСС взял курс на освоение целинных земель. Урал, Казахстан, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Поволжье, Северный Кавказ – огромные массивы целинных и залежных земель. В 1956г половина государственного урожая зерновых была выращена на целине.
Вся страна откликнулась на призыв освоения целины, в том числе и 113 учащихся нашего училища. Они принимали участие в освоении целинных и залежных земель в Актюбенской области Казахстана. Это Цывенко И.Г., Костенников В.Г.
(Предоставить слово целиннику, мастеру п/о лицея Цывенко И.Г.)
ВЕДУЩИЙ 4:
Костенников Василий Гаврилович тоже выпускник нашего лицея, а так же проработал здесь более 30 лет. Давайте послушаем, что он рассказывает о целине.
(Поставить кассету с рассказом о целине В.Г.Костенникова)
ВЕДУЩИЙ 3:
Кроме того Василий Гаврилович замечательный поэт. Он выпустил сборник стихов «Пути нетореные». Одно из его стихотворений называется «Начало борозды»
ЧТЕЦ 4:
Лишь потом она стала длинной,
Что когда-то не без труда
Пролегла по земле целинной
В жизни первая борозда.
А начало ее отсюда –
С этих мест, даже с этих полей,
Где простые и мудрые люди
Душу отдали мне и ей.
Мне – чтоб смело шагал под небом
Не боясь ни труда, ни тревог,
Чтоб сроднился с землей и хлебом,
Чтоб Отчизну свою берег.
Чтоб людей понимал и верил
В них, когда ошибался вдруг,
И аршином своим не мерил
То, что было познать не досуг.
Ей, чтоб ровной была и рыхлой,
Без огрехов и свальных гребней,
Чтоб не в силу ветрам и вихрям
Было вырвать из ней корней.
Чтоб кормила она и поила
Эти корни в себя вобрав,
Чтоб дышала безмерной силой
Урожаем хлебов и трав…
Да, отсюда ей начало
И свидетельством будет тому,
Документ, что когда-то вручили
В Алексеевском СПТУ.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Из года в год – тысячелетия! – прорастают, цветут и колосятся на Земле хлебные злаки. Кружит вокруг солнца, закольцовываясь временами года, чародейка жизнь. Зерно падает в землю, чтобы прорасти. Человек рождается на Земле, чтобы собирать зерна и вновь рассыпать их.
ВЕДУЩИЙ 2:
Такова философия хлеба, который не затерялся в природе, а завоевал ее пространство.
ВЕДУЩИЙ 3:
Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб всему голова.
ВЕДУЩИЙ 4:
Хлеб будет – все будет!
ЧТЕЦ 1 и 4 : Слава миру на Земле!
ЧТЕЦ 2 и 3: Слава хлебу на столе!
Я надеюсь, что сегодняшнее мероприятие будет для Вас хорошим уроком. Научит Вас бережному отношению с хлебом и обращению к людям, который этот хлеб растят и гордость за свою профессию.