ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОВРЕМЕННИК»
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Проект
Просветительская деятельность
в образовательном учреждении
как одна из важнейших составляющих
борьбы с коррупцией
Авторы: Павлова Вера Леонидовна,
зам. директора по НМР, методист
Белова Наталья Александровна,
методист
Тимофеева Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования
Летуновская Екатерина Вадимовна,
педагог дополнительного образования
Шамаева Мария Олеговна,
педагог-организатор
Санкт-Петербург
2018
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………… 2
ПАСПОРТ ПРОЕКТА …………………………………………………………………. 3
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ................................................................................................. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………… 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………….. 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В работе современного образования, в том числе дополнительного, приоритетным становится воспитание личности обучающихся. Нравственно-правовое воспитание является важным фактором, влияющим на освоение правовых ценностей.
Общей целью правового образования выступает формирование у обучающихся правовой культуры личности, которая в свою очередь предполагает:
- наличие правовых знаний, правовой информации (познавательные результаты);
- превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного, высоконравственного поведения (личностные результаты);
- готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (метапредметные, компетентностные результаты).
Правосознание есть важнейшая форма духовного освоения мира. Она отвечает за возможности соизмерять правовую действительность с назревшими общественными потребностями. В этом заключается практическая сторона содержания правосознания.
Для Дома детского творчества «Современник» важно творческое направление развития и в связи с этим формирование универсальных учебных действий в плане правосознания, где на первом месте стоит обучающийся, его личностное развитие и эмоциональная целостность.
Мы считаем, что развитие личности ребёнка в целом невозможно без правовой культуры, которая складывается в условиях приобретения эмоционально-нравственного опыта на занятиях в различных объединениях ДДТ «Современник» и в результате семейного воспитания.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название Проекта | Просветительская деятельность в образовательном учреждении как одна из важнейших составляющих борьбы с коррупцией |
Основание для разработки Проекта | Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, которые охватывают различные виды деятельности, в том числе и профилактику коррупции, ее предупреждение. Министерство экономического развития Российской Федерации в своем докладе отмечает, что все Образовательные учреждения (ОУ) относятся к зонам повышенной коррупционной опасности [1]. Повышение эффективности нравственно-правового воспитания обучающихся, успешность проведения антикоррупционной политики в современных образовательных учреждениях — это не только социальная проблема, но и предмет научных, мониторинговых исследований итогов деятельности образовательных организаций. 1 Аналитический Центр Юрия Левады «Левада-Центр»: «Перспективы гражданского общества в России (2011)». М, 2011. С. 56. |
Соисполнители | Директор ДДТ «Современник» - Гребенькова Марина Николаевна Заместитель директора по УВР - Мельник Алена Николаевна Заместитель директора по НМР - Павлова Вера Леонидовна Заведующие отделами: Артеменко Борис Анатольевич, Волкова Вера Александровна, Зезина Татьяна Петровна, Диденко Наталья Петровна, Иванова Елена Николаевна Методисты: Широкова Татьяна Сергеевна, Шмагина Лариса Николаевна, Фофонов Андрей Анатольевич |
Исполнители Проекта | Педагоги дополнительного образования, заведующие отделами, методисты, администрация |
Целевая аудитория | Педагоги дополнительного образования, учащиеся, родители (законные представители) обучающихся |
Цель и задачи Проекта | Цель: создание условий для формирования антикоррупционного мировоззрения как составной части социально-гражданской компетентности обучающегося. Задачи: формирование творческой обстановки в организации профилактической работы в Доме Детского творчества «Современник» по вопросам противодействия коррупции, повышению уровня правовой культуры и стимулирования антикоррупционного поведения населения педагогическое сопровождение каждого ребёнка, организация совместной деятельности педагогов и родителей в воспитании детей поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе по повышению уровня правовой культуры и стимулирования антикоррупционного поведения населения обобщение и расширение содержания работы по противодействию коррупции в ДДТ «Современник», в том числе определение инновационной формы обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия формирование у всех субъектов образовательного процесса нетерпимого отношения к проявлениям коррупции апробация качественно новых средств в борьбе с коррупционными проявлениями, определение способов их профилактики систематизация научно-методической работы по обеспечению антикоррупционного образования и правового воспитания обучающихся выявление и предупреждение типичных ошибок, возникающих при реализации противодействия коррупции |
Тип и сроки реализации Проекта | Практико-ориентированный, открытый, долгосрочный |
Пути реализации Проекта | Организация форм взаимодействия всех участников проекта: проведение родительских собраний участие обучающихся в ролевых играх разработка сценариев спектаклей данной тематики открытые занятия совместные творческие проекты индивидуальные встречи с родителями тематические выставки рисунков, поделок участие обучающихся, педагогов и родителей в подготовке и проведении мероприятий: дискуссий, обсуждение фильмов, в дебатах участие обучающихся в проектной и творческой деятельности, презентации и защита |
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Основание реализации Проекта
Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования в плане правового воспитания могут стать Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, Программа развития учреждения.
В своем проекте мы обращаем внимание на то, что суть правовой культуры проявляется в образе жизни, основанном на правопорядке, современной системе ценностей. Педагоги ДДТ «Современник», подбирая материал к занятиям, пытаются донести до обучающихся, что правосознание - это отношение людей к правилам, основанное на знаниях о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений).
Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему.
Задачами содержания отдельных мероприятий, содержащих правовые знания, являются формирование собственно правовых знаний и знаний о способах деятельности в этой сфере, отношения к праву как социальной ценности, организация усвоения навыков положительного правового поведения.
Педагоги ДДТ «Современник» применяют методику анализа эффективности антикоррупционного образования и формирования правосознания и правовой культуры обучающихся на основе группировки сходных антикоррупционных мероприятий, тематических материалов в рамках деятельности ОО, выделении наиболее распространенных антикоррупционных практик, модулей, проведении тренингов, экспресс-опросов, интервьюирования и др., что позволит сфокусироваться на проблемах содержательного и технологического характера, поможет выявить не только количественные критерии и индикаторы, но и качественные характеристики результативности.
2. Выдвинута гипотеза: с включением в образовательный процесс наиболее распространенных антикоррупционных практик формируется антикоррупционное мировоззрение обучающихся как составная часть социально-гражданской компетентности.
Цели и задачи Проекта
Цель: создание условий для формирования антикоррупционного мировоззрения
как составной части социально-гражданской компетентности обучающегося.
Задачи Проекта:
в Доме Детского творчества «Современник» по вопросам противодействия коррупции, повышению уровня правовой культуры и стимулирования антикоррупционного поведения населения;
педагогическое сопровождение каждого ребёнка, организация совместной деятельности педагогов и родителей в воспитании детей;
поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе по повышению уровня правовой культуры и стимулирования антикоррупционного поведения населения;
обобщение и расширение содержания работы по противодействию коррупции в Доме Детского творчества «Современник», в том числе определение инновационной формы;
обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия;
формирование у всех субъектов образовательного процесса нетерпимого отношения к проявлениям коррупции;
апробация качественно новых средств в борьбе с коррупционными проявлениями, определение способов их профилактики;
систематизация научно-методической работы по обеспечению антикоррупционного образования и правового воспитания обучающихся;
выявление и предупреждение типичных ошибок, возникающих при реализации противодействия коррупции
Основные этапы реализации Проекта
Этап 1: проектно-организационный
разработка Проекта (определение цели, задач, конкретных мероприятий и ожидаемых результатов, возможных рисков)
теоретические исследования (изучение теории и существующей практики по обеспечению антикоррупционного образования и правового воспитания обучающихся, разработка педагогического мониторинга, анализ рынка конкурентов - см.пункт 6)
педагогический мониторинг по изучению мнения участников образовательного процесса по вопросам отношения к проявлениям коррупции - см. Приложение 6
предоставление образовательных услуг с включением элементов противокоррупционной направленности (беседы, конкурсы, спектакли, выставки, мероприятия гражданско-правового содержания)
Этап 2: практико-преобразовательный
создание новых моделей взаимоотношения семьи и образовательного учреждения
разработка нормативно-правовой и рабочей документации (Положения о проведении мероприятий, разработка индивидуальных маршрутов в общеобразовательных программах, разработка сценариев мероприятий, подготовка программы семинара, докладов, презентаций) - см. Приложения 1,2,3,4,5
приобщение родителей к педагогическому процессу
внедрение системы мероприятий, которые позволяют сфокусироваться на проблемах содержательного и технологического характера, проявления коррупционных мировоззрений (родительские собрания, посещение открытых занятий, знакомство с общеобразовательными программами учреждения, посещение открытых мероприятий)
ознакомление родителей со спецификой учреждения дополнительного образования, его воспитывающей и развивающей средой
Реализация основных мероприятий Проекта: тематическая выставка, выпуск печатной продукции, Конкурс презентаций, семинар по обмену опытом
распространение педагогического опыта через проведение семинаров, участие
в конференциях, публикации, размещение информации на сайте ДДТ, в социальных сетях - см. Приложения 1,2,3,4,5
Этап 3: контрольно-аналитический
мониторинг эффективности реализации Проекта (устный опрос (интервьюирование) педагогов, детей и их родителей (законных представителей), социальных партнеров на предмет их заинтересованности в реализации проекта)
анализ результатов реализации Проекта (формирование базы данных организаций, проявляющих интерес к воспитанию и развитию детей на основе гражданско-правовой культуры)
разработка методических рекомендаций для организации взаимодействия с семьей и формирования антикоррупционного мировоззрения
Эффективность Проекта
Социальная эффективность - заинтересованность педагогов в участии в мероприятиях проекта как в качестве выступающих, так и слушателей; создание условий для гражданско-правового воспитания и развития учащихся и их родителей.
Целевая эффективность
рост числа мероприятий и количества их участников
повышение компетентности сотрудников отделов в области организации и проведения мероприятий различного уровня с внутренним сетевым взаимодействием (сотрудников разных отделов внутри одного учреждения) и внешним — с привлечением сотрудников других учреждений (одного уровня с учреждением, вышестоящих организаций или организаций, относящихся к другому ведомству)
Муниципальные органы власти
ИМЦ
ИМЦ
Администрация ДДТ
Другие сотрудники ДДТ Педагоги
Спонсоры
Учащиеся
Родители
Экономическая эффективность
оптимизация материально-технических, научных и кадровых ресурсов нескольких организаций
эффективное расходование бюджетных средств
поиск внебюджетных средств
поиск и привлечение спонсоров
привлечение внимания к деятельности ДДТ с целью реализации платных образовательных услуг должно обеспечить возврат средств, затраченных на реализацию Проекта
Ожидаемые результаты реализации Проекта
Область изменений
создание союза трёх социальных сил: педагоги-дети-родители - осуществляется при помощи основного принципа: взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса
разработка в ДДТ «Современник» новых моделей предоставления образовательных услуг с включением элементов противокоррупционной направленности
повышение уровня противодействия коррупции за счет повышения уровня правовой культуры
Область показателей
создание для обучающихся благоприятной эмоциональной, предметно-развивающей среды в коллективе и в семье
повышение уровня родительской компетентности
регулярное участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности
регулярное участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности, умение определять цели и функции участников, способы взаимодействия
сформированность у всех субъектов образовательного процесса нетерпимого отношения к проявлениям коррупции
Анализ рынка и конкурентов
Параметры | Конкуренты в Выборгском районе Санкт-Петербурга |
ГБУ ДО ДД(Ю)Т | ГБУ ДО ДДТ «Олимп» | ГБУ ДО ДДТ «Юность» | ГБУ ДО ДДТ «Союз» |
1. Преимущества | 2 опорных центра: по воспитательной работе и развитию ДОД, гражданско-патриотическому воспитанию. Городская ярмарка соц. проектов среди детских обществ. объединений. Фестиваль-конкурс лидеров школьных сообществ. Районный фестиваль «Мы из будущего». Район. конкурс агитбригад «Голос нового поколения». | Районный антинаркотический конкурс «Мой мир». | Организация и проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности. День правовой помощи для подростков и их родителей. Исторический культурный фестиваль «За Россию и благочестие». | РОЦ «Перекресток». Фестиваль социально значимых акций «Белая полоса». |
2. Услуги | Реализация дополнительных образовательных программ. Организация и проведение мероприятий и конкурсов по социальному направлению. | Реализация дополнительных образовательных программ. Организация и проведение мероприятий и конкурсов различной направленности | Реализация дополнительных образовательных программ. Организация и проведение мероприятий в рамках гражданско-патриотического проекта. | Реализация дополнительных образовательных программ. Организация и проведение мероприятий, направленных на воспитание подрастающего поколения. |
3. Основные потребители | Дети 7-18 лет | Дети 7-18 лет | Педагоги, родители, дети | Дети 7-18 лет |
4. Место-нахождение | ул. Сантьяго-де-Куба, 4/2 | Сиреневый бульвар, 18 | пр. Луначарского, 1/2 | пр. Раевского, 5/2 |
Конкурентные преимущества заставляют коллектив ДДТ «Современник» активнее принимать участие в конкурсном движении, увеличивать количество открытых мероприятий, делать ставку на мотивацию работы педагогического коллектива и привлечение потребителя к активному участию в образовательном процессе. Ни в одном из УДОД не представлены конкурсы антикоррупционной направленности на основе гражданско-правового воспитания, в которых дети участвуют вместе с родителями. Это преимущество подталкивает к более активной демонстрации возможностей использования базы Дома детского творчества «Современник» в направлении антикоррупционного воспитания и формирования активной гражданской позиции.
SWOT –анализ Проекта
Сильные стороны | Слабые стороны |
Заинтересованность группы педагогов и администрации Дома детского творчества «Современник» в проведении проекта. Хорошая материально-техническая база (компьютерная техника, интерактивные доски, медиапроекторы, хорошая скорость Интернета…). Многие педагоги освоили современные образовательные технологии, что неоднократно демонстрировалось на открытых мероприятиях и высоко оценивалось профессиональной общественностью. Социальная значимость проекта. | Недостаток квалифицированных кадров, способных быстро и оперативно решать задачи, связанные с реализацией проекта. Отсутствие актового зала большой вместимости (100-200 человек). Неготовность всех сотрудников в равной степени оценить важность проекта и «окунуться с головой» в работу. Недостаточность финансирования для осуществления проекта (отсутствие денег на приобретение подарков и призов участникам мероприятий). Недостаточная готовность родителей к социально-партнерским отношениям с педагогами в плане «двойных стандартов» морали и поведения; Несогласованность между всеми участниками проекта в плане доверия общества к власти |
Возможности | Угрозы |
Заключение договоров с социальными партнерами для реализации проекта. Возможности использования материально-технической базы организаций-партнеров проекта для его реализации. Использование контактов и связей организаций-партнеров с целью распространения информации о мероприятиях проекта. Совместный поиск спонсоров, внебюджетных средств для приобретения подарков участникам. | Недостаточное количество сотрудников, желающих принять участие в организации и проведении мероприятий проекта. Невозможность осуществления отдельных элементов («моментов») проекта с технической стороны. Наличие у других организаций (конкурентов) отдельных мероприятий, тематически или организационно подобных тем, что входят в проект. |
Вывод:
за счет оптимизации кадровых и материальных ресурсов, внутреннего сетевого взаимодействия и поиска социальных партнеров и спонсоров Дому детского творчества «Современник» удастся осуществить проект в полном объеме
за счет организации и проведения мероприятий для разных субъектов образовательного процесса (дети, родители (законные представители), педагоги) вырастет рейтинг Дома детского творчества «Современник»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаем, что ведущей целью правового образования является формирование правовой культуры. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов, т.к. суть правовой культуры проявляется в образе жизни, основанном на праве, правопорядке, современной системе ценностей.
С включением в образовательный процесс наиболее распространенных антикоррупционных практик формируется антикоррупционное мировоззрение обучающихся как составная часть социально-гражданской компетентности. Это становится совокупностью материализованных идей, чувств, представлений, осознанной необходимостью и внутренней потребностью поведения личности в сфере права, базирующегося на правовом сознании. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в правовом воспитании детей.
Результаты проекта могут быть полезны всем заинтересованным субъектам образовательного процесса, желающим воплотить часть или весь проект полностью. Кроме того, мероприятия Проекта будут способствовать укреплению института семьи, совместному времяпрепровождению детей и родителей, воспитанию гражданских чувств за счёт формирования чувства нетерпимости к проявлению коррупции, а также гордости и ответственности за свою собственную жизнь и благополучие, благополучие семьи, города и общества в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антикоррупционное воспитание в государственных образовательных учреждениях: проблемы, достижения, перспективы. Аналитический отчет. Авт.-сост. Барышников Е.Н. Санкт-Петербург: Изд-во СПбАППО, 2011. – С. 9-11.
2. Вандышева Е.А. Взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области // В кн.: Публичная политика – 2011 / под общ. ред.: М.Б. Горный, А.Ю. Сунгуров. СПб.: НОРМА, 2012. С. 120-135.
3. Гриб В.Г., Окс Л.Е. Противодействие коррупции: Учебное пособие. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.
4. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников: методические рекомендации/ О.Н. Журавлева; под общей ред. С.В. Жолована. – СПб.: СПбАППО, 2009. – С. 6-10.
5. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания. 5-11 класс: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2010. 141 с.
6. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Юсупова Э.А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. Электронный ресурс: http://www.science-education.ru/113-11498
7. Николаев С.М. Понятие и сущность антикоррупционного воспитания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Тамбов, 2011. Ч. II. - C. 159-162.
8. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. - СПб-М.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 240 с.
9. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. - М., 2000. 440 с.