Внеклассное занятие по биологии
"Путешествие в мир растений".
7класс.
Рекомендации: можно использовать для закрепления и обобщения знаний по разделам курса «Биология: Растения».
Цели:
Образовательная: закрепление и расширение знаний о многообразии растений, их классификации, значении в природе и для человека; углубление знаний о растениях Карелии.
Воспитательная: привитие интереса к изучению мира растений, его разнообразию, значению.
Коррекционно-развивающая: коррекция мышления через сравнение, исключение, обобщение, умозаключение.
Формы работы:
групповая,
индивидуальная,
фронтальная.
Методы:
словесный (эвристическая беседа),
наглядно-образные (натуральные объекты, гербарии).
Оборудование:
ММП, ММО,
гербарии растений изученных семейств,
натуральные овощи, фрукты, варенье нескольких видов, замороженные ягоды: клюква, морошка, брусника, черника, ежевика, хлебобулочные изделия, крупы, консервированная морская капуста, мхи, лишайники, плаун булавовидный, ель, сосна и др.
набор карточек с названием семейств,
Ход занятия.
1.Настрой.
Внимание! Поприветствуем друг друга и гостей улыбками.
Кто в этом зале любит путешествия? Как и на чем можно путешествовать? (Пешком, на велосипеде, на поезде, на самолёте, на корабле и т.д.)
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и побудем в роли исследователей, узнаем новое, вспомним известное. Мы будем путешествовать мысленно, вспомним всё о растениях, что изучили за целый год.
Участники разделены на 2 команды: «Знатоки». «Умники».
За активность и дополнительные ответы команды получают жетоны – тыквенные семена, которые должны брать сами капитаны из одной коробочки и класть себе в «копилку».
2.Актуализация знаний.
Работа с ММП.
Слайд 1. Задание: Отгадайте название нашего занятия. «Путешествие в мир растений».
По очереди открываются слова на слайде, после отгадывания обучающимися, что находится в «Черном ящике», превращаясь в название встречи.
Задания: «Черный ящик».
1.В ящике лежат семена. Родина этого растения – Мексика. Раньше это растение называли -"трава солнца" или "перуанский цветок солнца". Это декоративное растение высаживали в палисадниках в Англии, в садах других европейских стран. Наши далекие предки почти два века применяли растение исключительно в декоративных целях, не догадываясь о пищевой ценности его семян. Сейчас это растение широко используется в пищу в виде семян, масла и др. Что это за лакомство лежит в коробочке? (Семена подсолнечника) .
2. В нем лежит продукт, название которого связано с героем древнегреческих мифов. Из какого злака его получают? (Геркулес)
3. Этот плод послужил началом Троянской войны. Он рос в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне. Его вкусили библейские Адам и Ева. Называется плодом раздора. (Яблоко).
4. Эта овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Она используется в пищу, причем очень вкусны её видоизмененные подземные побеги — клубни. (Картофель).
Слайд 2.Что такое растения?
Растения – это биологическое царство, состоящее из многоклеточных организмов. Включает в себя: низшие растения – водоросли; высшие споровые: мхи, плауны, хвощи, папоротники и высшие семенные: голосеменные и цветковые растения.
Задание: На столах – «лесных полянках», куда мы попали, «растут» разные растения (живые экземпляры: ветки ели, сосны, их шишки, ветки черники и брусники, 2 вида мхов, мать и мачеха, одуванчик). Назвать растение и к какой группе оно относится?
Слайд 3. Беседа. Какое значение имеют растения в природе и в жизни человека? (выделяют кислород, поглощая углекислый газ, человек использует их в пищу, из некоторых делают бумагу, ткань, мебель, музыкальные инструменты, спички, используют для изготовления лекарственных препаратов, эстетическое значение, поглощают шум, очищают воздух от загрязнения).
Вывод: без растений невозможна жизнь на Земле.
На доске висит табличка - условия путешествия:
Читают все хором.
Путешествуем мы дружно!
Ссориться совсем не нужно!
Мы друг другу помогаем!
Весело, задорно в конкурсах играем!
3.Разминка.
Настрой. Давайте думать, вспоминать, давать полные ответы.
Отправляемся в путешествие. За правильные ответы и какая команда выиграет в конкурсе, капитаны берут жетоны.
Слайд 4. Многообразие царства растений.
Вопрос: Как называется растение-хищник, растущее на болотах Карелии? (Росянка).
4. Конкурсная часть.
Слайд 5. Определите растение и его жизненную форму. Сосна.
Вопрос по слайду: Сколько лет может расти сосна? Самая старая сосна – 5100 лет.
Поднимают сигналы: Д – дерево, К – кустарник, Т - трава.
Слайд 6. Крапива
Слайд 7. Ель.
Слайд 8. Брусника.
Конкурс. “Карельская ягода”.
Команде предлагаются замороженные ягоды, среди них ежевика, определить, какая ягода растет в Карелии, а какая нет.
Слайд 9. Берёза.
Вопрос: Как мы можем использовать берёзу? Какая команда больше назовет значений березы, не повторяясь.
Слайд 10. Вспомним разнообразие растений.
Слайд 11. Водоросли.
Конкурс «Это вкусно». Какая команда быстрее съест морскую капусту, передавая тарелку по кругу.
Слайд 12. Мхи.
Вопрос: Найти среди мхов кукушкин лен, сфагнум.
Слайд 13. Споровые растения.
Слайд 14. Плауны. Хвощи.
Вопрос: Как называется этот плаун, растущий у нас в лесу? Почему его нужно охранять? (Показ плауна булавовидного).
Слайд 15. Папоротники. Назовите одним словом эти растения? Демонстрация гербария папоротника орляка и щитовника.
Слайд 16. Голосеменные.
Слайд 17. Отгадайте кроссворд.
Слайд 18. Покрытосеменные или Цветковые.
Объясните оба эти названия.
Вопросы: Какие плоды у яблони, вишни, грецкого ореха, огурца, дуба, подсолнечника? (Сухие, сочные).
Что значит семечковые и косточковые плоды? Приведите примеры.
Слайд 19. Определите семейство. Паслёновые.
Слайд 20. Розоцветные.
Слайд 21. Малина.
Конкурс «Определить варенье». Капитаны команд с закрытыми глазами определяют из трех варений малиновое варенье. Кто быстрее.
Вопрос: Где у нас растет малина?
Слайд 22. Бобовые (Мотыльковые).
Вопрос: Почему бобовые ещё называют и мотыльковыми?
Слайд 23. Арахис.
Конкурс «Добудь арахис» За 1 минуту нужно почистить арахис, кто больше.
Пока участники трудятся, проводится викторина с залом.
Викторина для зала.
1.Это дерево – долгожитель, оно живёт до 5 000 лет. У него один из самых «толстых» стволов: в окружности он может достигать до 40 метров. (Баобаб)
2.Великаном среди деревьев считается это дерево, отдельные экземпляры которого могут достигать 150 – 160 метров. Более того, это самые быстрорастущие растения, известны случаи, когда отдельные экземпляры прибавляли в росте до 5 метров в год. (Эвкалипт)
3. Эти растения могут накапливать в своих мясистых стеблях до 3 тонн воды. Столько вмещает автомобильная цистерна. Некоторые виды этих растений могут обходиться без воды до 2 лет. (Кактус)
4. Самая высокая трава в мире. Она растёт со скоростью 1 см в день и достигает 33-метровой высоты. (Бамбук)
5. Самый распространённый на Земле овощ. (Лук)
6. Первые плоды этого растения появились в Африке, в Египте, более чем 4 тысячи лет назад. Об этом свидетельствует древние египетские рисунки, на которых изображён этот сладкий плод. Это самая крупная ягода. (Арбуз).
Слайд 24. Сложноцветные.
Слайд 25. Мать и мачеха.
Вопросы: Почему так назвали растение? Что появляется первыми: листья или цветы?
Слайд 26. Лилейные.
Слайд 27. Лук.
Конкурс «Добудь фитонциды» Кто быстрее почистит из команды лук, разрежет на 4 части и разделят вместе на отдельные листочки.
Слайд 28. Хлебные, зерновые злаки.
Вопросы: Что значит хлебные и зерновые злаки? Что из них получают?
Слайд 29. Минута памяти. Берегите хлеб!
Конкурс «Рассортируйте растения». По команде нужно разложить гербарии бобовых злаковых растений на 2 группы, кто быстрее.
Слайд 30. Растения – вестники весны.
Наступила весна и мир растений, по которому мы путешествуем, оживает, жизнь продолжается.
Вопрос: Объясните, почему эти цветы назвали вестниками весны?
Слайд 31. Зеленая аптека.
Конкурс «Я лечусь». Какая команда назовет больше лекарственных растений и что они лечат.
5.Подведение итогов путешествия.
Подсчет жетонов – тыквенных семечек. Объявление победителя.
Слайд 32. Рефлексия. Предлагается обучающимся выбрать свое начало предложения.
Я сегодня узнал (а)…
Я буду использовать …
Мне было интересно …
Мне понравилось…
Теперь я знаю, что…
Слайд 33.
Спасибо за внимание!
До новых встреч!
«Проблемный вопрос»
1 команда. В березовом и осиновом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление.
(Ель – теневыносливое растение, поэтому может расти под пологом березового или осинового леса. Получив доступ к свету, ель поднимается над лиственными породами и действует на них угнетающе. Без доступа света березы и осины не могут конкурировать с елью).
2 команда.
У сосен растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните почему?
(Сосна светолюбивое растение, ее верхушка тянется к свету, ветви, оказавшиеся в тени отмирают. Ель – теневыносливое растение, строение кроны конусом обеспечивает ей необходимое количество света).
Блиц-опрос.
1.Цветок для гадания (ромашка)
2.Найти цветок этого растения с пятью лепестками к удаче (сирень)
3.Как называется цветущее дерево вишни в Японии? (Сакура)
4.Из цветков, какого растения делают красный чай (каркаде)
5.Это лекарственное растение называют кошачье травой (валериана)
6.У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина)
7.Какое дерево дает сладкий сок? (береза, клен)
8.Кто зимой и летом одним цветом? (ель, сосна)
9.У этого дерева «дрожащие» листья (осина)
10.Растет ли дерево зимой? (нет)
11.Это дерево называют «плакучим» (ива)
12.Из какого цветка появилась Дюймовочка? (тюльпан)
«Черный ящик».
1.В ящике лежат семена. Родина этого растения – Мексика. Раньше это растение называли -"трава солнца" или "перуанский цветок солнца". Это декоративное растение высаживали в палисадниках в Англии, в садах других европейских стран. Наши далекие предки почти два века применяли растение исключительно в декоративных целях, не догадываясь о пищевой ценности его семян. Сейчас это растение широко используется в пищу в виде семян, масла и др. Что это за лакомство лежит в коробочке? (семена подсолнечника) .
2. В нем лежит продукт, название которого связано с героем древнегреческих мифов. Из какого злака его получают? (Геркулес)
3. Этот плод послужил началом Троянской войны. Он рос в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне. Его вкусили библейские Адам и Ева. Называется плодом раздора.
4. Это овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Он используется в пищу, причем очень вкусны его видоизмененные подземные побеги — клубни.
Конкурс «Живая буква»
Капитаны команд вытягивают по очереди буквы алфавита. Назвать на эти буквы растения, кто больше.
Конкурс. “Кто быстрее?”
Перед командами кладутся гербарные листы без названия вида. По сигналу учителя ученики распределяют 2 семейства растений в две группы. Побеждает та команда, которая выполнит это задание быстрее и правильнее.
Конкурс (капитанов). “Слепой ботаник”.
Капитанам команд завязывают глаза и они с закрытыми глазами должны определить, на вкус растение и его семейство. Конкурс. Кто больше песен назовет о растениях.