Нарисуйте рисунок « Дом, в котором всем было бы хорошо жить».
( просмотр рисунков)
Учитель: Перевернём страничку. В Конвенции о правах ребёнка записано, что
каждый ребёнок имеет право на образование.
Звучит фонограмма песни « Чему учат в школе». Звучат стихи о школе.
Приложение №4
Учитель: Перед вами три картинки: книга, компьютер, торт.
Чтобы вам хотелось больше всего? Прочитать книгу? Поиграть в
компьютер? Съесть кусочек торта?
Ответы детей.
Учитель: Вы сейчас находитесь перед выбором: книга или компьютер, компьютер
или торт. В Декларации прав человека сказано: « Каждый человек имеет
право выбирать и быть выбранным». Обучаясь в начальной школе вы
столкнулись с правом выбора. Вы выбирали командира отряда, командиров
звёздочек, физорга класса. Вы выбрали поручения, дела, которыми вам хочется заниматься.
Через несколько лет, достигнув совершеннолетия, вы сможете принять
участие в голосовании.
Голосовать – это значит отдавать свой голос.
Вы сможете отдать свой голос за своего кандидата на место главы городской или районной администрации. А также участвовать в выборе президента страны.
Власть в государстве, в городе, в котором живёт человек, зависит от воли народа. В день Выборов каждый взрослый человек опускает бланк с фамилией своего кандидата в специальную урну.
Выборы при этом должны быть всеобщими, свободными и равными.
Учитель: Давайте подведём итог нашего классного часа.
Перечислите права ребёнка записанные в Конвенции.
А какие ещё права вам известны?
Ответы детей
Учитель: Правильно, ребята.
Сейчас я хочу пригласить вас в актовый зал, чтобы провести познавательную игру, посвящённую правам ребёнка.
1. Подготовительный этап.
Класс делится на 3 группы. На время игры каждая команда превращается в Организацию. Участникам игры необходимо придумать название своей Организации и эмблему.
Учитель: Мы уже знаем, что права детей записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала Организация Объединённых Наций (ООН).
Давайте познакомимся с участниками нашей игры.
1 команда- Организация Почемучных Детей (ОПД),
2 команда- Организация Любознательных Детей (ОЛД),
3 команда- Организация Умных Ребят (ОУР).
2. Игровое действие
Учитель: Я готовилась к встрече с вами и заранее написала тексты основных статей этой Декларации на карточках и прикрепила их на магнитной доске. Но кто-то сыграл с нами в злую шутку: и вместо одного текста на доске- два. Выходит, что одна статья «правильная», а вторая «неправильная». Нужно разобраться и оставить только правильную статью.
Приложение №5
Какая Организация начнёт работу первой, решит жребий. Оценивать работу Организаций будет строгое, но справедливое жюри.
Организация выбирает номер сектора, ведущий зачитывает оба варианта, организация совещается 1 минуту и даёт ответ. Если ответ правильный, то на № сектора прикрепляется карточка с эмблемой этой организации. Если ответ неправильный- право ответить предоставляется следующей Организации (по часовой стрелке).
Жюри подводит итог конкурса.
1 команда- Организация Почемучных Детей (ОПД)- прикрепили 2 эмблемы.
2 команда- Организация Любознательных Детей (ОЛД)- прикрепили 3 эмблемы.
3 команда- Организация Умных Ребят (ОУР) – прикрепили 4 эмблемы.
Учитель: Право восстановить Декларацию прав ребёнка предоставляется Организации победительнице- ОУР (Организация Умных Ребят).
Учитель: Сейчас нашим Организациям предстоит следующее испытание «Художественное мастерство».
Участвует в конкурсе по 6 человек от каждой Организации. Участникам нужно нарисовать по 3 рисунка, в которых должно быть отражено, на что дети имеют право.
Жюри подводит итог.
Все Организации правильно выполнили задание.
Учитель: Одно из прав ребёнка- «Право на отдых и развлечение».
Я предлагаю вам поиграть в игры.
1 игра « Передай привет другу».
Участник пожимает руку детям, сидящим в зале. Побеждает игрок, который за 1 минуту передаст больше приветов.
2 игра « Знаешь ли ты своего друга?».
Участвуют по 2 игрока. Дети становятся спиной друг к другу. Ведущий задаёт вопросы. Побеждает команда недопустившая ошибок.
3 игра « В дружбе сила».
От команды участвуют по 6 человек. Нужно по одному пробежать через обруч на противоположную сторону зала. После того, как вся команда соберётся на противоположной стороне нужно взяться за рука и не разрывая цепочки вернуться через обруч обратно. Побеждает команда, выполнившая это задание без ошибок.
Учитель: Мы сегодня говорили о правах детей. Но у каждого ребёнка есть и обязанности. Обязанность – это то, что человек должен делать.
Каждый ребенок обязан:
Соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Уважать права, честь и достоинство других лиц.
Уважать государственные символы страны.
Заботиться о сохранности исторического и культурного наследия.
Беречь памятники истории и культуры.
Сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
Хорошо учиться в школе.
Помогать старшим, заботиться о младших.
Учитель: Помни о своих правах и обязанностях!
Приложение № 1.
Инсценировка отрывка сказки « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Царица ( любуется своим отражением в зеркале)
Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Зеркальце Ты прекрасна, спору нет,
Но царица всех милее,
Всех румяней и белее.
Царица ( приказывает служанке)
Весть царицу в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Голос Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царица догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась:
Царевна Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.
Чернавка Не кручинься, Бог с тобой.
Голос А сама пошла домой.
Приложение № 2.
Рассказ В. Осеевой « Просто старушка».
« По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко.
Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на
помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет.
- Или знакомая?
- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка».
Приложение № 3.
Инсценировка отрывка сказки « Заюшкина избушка».
Ведущий Заяц – доброе сердечко –
Рыжую пустил на печку,
День – другой прошёл, лисица
Вдруг затеяла браниться.
Лиса Не желаю жить с тобой!
Убирайся вон, косой!
Ведущий И зайчишку прогнала,
Узелок лишь отдала.
Сел зайчишка на опушке
И, прижав от страха ушки,
Начал горько – горько плакать.
Вот идёт петух с косой.
Петух Плачешь ты о чём, косой?
Заяц Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А лисица – в ледяной.
Как растаял лёд весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
Петух Не горюй, приятель вскоре
Твоему поможем горю!
Покажу лисе косу,
Живо выгоню лису!
Ку – ка – ре – ку !
Вон, лиса!
Убирайся прочь в леса!
Вот возьму косу на плечи!
Я иду лису посечи!
Лиса Что ты , Петя, не спеши,
Мне одеться разреши.
Петух Прекрати пустые речи,
Прочь пошла , плутовка, с печи.
Ведущий Ох и струсила лиса!
Прыг с печи, да и в леса!
Припустила во весь дух –
Напугал её петух!
Приложение №4
Что такое школа?
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Здесь научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля;
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит «школа»!
Первый раз в первый класс (Т. Бокова)
Вот осень на дворе.
Птицы к югу полетели.
Значит, время детворе
Книжки складывать в портфели.
В первый раз заходят в класс
Первоклашки-новосёлы.
Оторвать не могут глаз
От просторной светлой школы.
Все за парты. Вот тетрадь.
Взяли в руки ручки смело…
Хватит бегать и играть,
Мы займёмся взрослым делом!
Пусть нас спросят у доски –
Всем мы с гордостью ответим:
Мы теперь ученики,
А не маленькие дети!
Приложение №5.
Тексты статей Декларации прав ребёнка.
1.Правильная.
Каждый ребёнок имеет право на всё, что изложено в Декларации прав ребёнка, независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, религиозных, политических и иных убеждений.
Неправильная.
На всё что изложено в Декларации прав ребёнка, могут рассчитывать только:
А) отличники; б) дети с тёмным цветом кожи; в) дети, умеющие хорошо петь
2.Правильная.
Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет право быть гражданином своей страны и право на собственное имя.
Неправильная.
Все дети рождаются одинаковыми, поэтому давать им имена не надо. Дети должны обращаться друг к другу по кличкам и прозвищам.
3.Правильная.
Каждый ребёнок имеет право на достойное медицинское обслуживание, на достойное жилище, питание и развлечения.
Неправильная.
На достойное медицинское обслуживание имеют право только дети врачей. На достойное жилищ - дети строителей. На хорошее питание – дети поваров.
4. Правильная.
Каждый ребёнок и его родители имеют право на особую заботу государства по охране их здоровья.
Неправильная.
Государство должно заботиться о здоровых людях. Все остальные должны лечить себя сами.
5.Правильная.
Каждый ребёнок имеет право на любовь и внимание окружающих его людей.
Неправильная.
Каждого ребёнка нужно любить и выполнять все его желания. А сам ребёнок не обязан ни о ком заботиться.
6.Правильная.
Каждый ребёнок имеет право на бесплатное и обязательное образование в средней школе.
Неправильная.
Каждый ребёнок имеет право на бесплатное и обязательное образование по телевизору. Обязательными предметами являются только пение и физкультура.
И другие…
Использованная литература:
Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области Защиты детей. / Государство и право. – 2004 г. - № 8.
Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др.
Программа « Защити меня» - Самара, 2002 г.
3.Сорокин С. Конвенция о правах ребёнка / Российская юстиция. – 1999 г. № 6.
4.Корен М. Ребёнок должен знать свои права / Библиотека. – 2000 г. № 6.
5. Права ребёнка : Сборник документов и статей. – М., 1992 г.
6.Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных
классов. М., 1995 г.
7.Мячина Л.К. и др. Маленьким детям – большие права : Учебно – методическое
пособие. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007 г.
8.Усачёв А. « Приключения маленького человека».
/ Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых/.
9. Е.И.Федюшина «Право имею!» журнал «Педсовет» №3 март 2009 г.