Разработка классного часа на тему "Толерантность-это...!"
Разработка классного часа на тему "Толерантность-это...!"
Школьный возраст – важный период в психосоциальном развитии ребёнка. Ребёнок активно включается в разные виды деятельности, осваивает разные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного воспитания в развитие культуры мира на Земле.
Цели:
показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;
создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
формирование толерантных установок у учащихся.
Задачи
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему "Толерантность-это...!"»
Классный час-игра с элементами тренинговых упражнений и с презентацией "Толерантность — это …!"
«Научить человека быть счастливым нельзя, а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно». А.С. Макаренко
Школьный возраст – важный период в психосоциальном развитии ребёнка. Ребёнок активно включается в разные виды деятельности, осваивает разные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного воспитания в развитие культуры мира на Земле.
Цели:
показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;
создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
формирование толерантных установок у учащихся.
Задачи
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Здравствуйте, все мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы. Все мы разные, но все мечтаем жить в согласии с собой и другими.
Слайд 1 .
Милосердие. Доброта души. Сострадание. Уважение Дружба. Терпение
Что объединяет все эти слова?
Учащиеся: Их можно объединить одним понятием. Одним словом? Это положительные качества человека.
Слайд 2
МОИ СЛОВА:
Правильно. Их можно объединить одним словом Толерантность. И тема нашего классного часа звучит так «Толерантность – это …»
Слайд 3
2. Основная часть
В течении этого урока мы познакомимся с понятием толерантность и постараемся выяснить, какими качествами толерантной личности обладает каждый из нас, и как мы можем изменить себя, чтобы наш класс стал более дружный.
Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми.
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
Слайд №4 – смысловое значение этого слова
в английском – готовность быть терпимым;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Доклады учеников.
1 Лаврова Лиза
2 Михаилов Даниил
3 Андрюшечкина Варя
4 Мой доклад
(Учитель) В иностранных языках это слово бытует с давних пор, в том числе и в обыденной речи, - Так, в области финансов толерантность означает допустимое отклонение от стандартного размера и веса монеты, не влияющее на ее платежную стоимость; В медицине толерантность буквально означает выносливость, то есть способность без значительного ущерба для организма переносить боль а также действие лекарственных препаратов. К последнему значению близко и то, которое довольно давно принято в психологии и относится преимущественно к сфере чувствительности.
пример из этой области. Шум, несомненно, раздражающий фактор. Во многих случаях он может выступить источником стресса. Но вот, например, шум ливня за окном может не вызвать у человека никаких неприятных ощущений и даже не помешает ему спокойно заснуть. В то же время затянувшаяся за полночь вечеринка у соседей не дает сомкнуть глаз. В чем же дело? Просто мы безотчетно ощущаем, что прекратить дождь - не в человеческой власти, а вот соседи могли бы вести себя и потише. Так что, будучи вполне толерантны к известному уровню шума, мы остаемся нетерпимы к бескультурью.
Следует, однако, признать, что толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи специально воспитана, сформирована.
Воспитание толерантности предусматривает отказ от социальных предубеждений в пользу объективного, трезвого отношения к любому человеку вне зависимости от его индивидуальных особенностей. Подлинная толерантность, действительно, является ценным качеством развитой личности. То есть такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого.
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
Стих: Алена Ермохина
Итак , подведем итог услышанного
Слайд №5 – “Что же такое толерантность?”
Слайд №6
Слайд №7
Слайд № 8
- Толерантность - это милосердие.
- Толерантность - это сострадание.
- Толерантность - это уважение.
- Толерантность - это доброта души.
- Толерантность - это дружба.
Я приглашаю вас, принять участие в конкурсе. Здесь мы научимся терпению и уважению, взаимопомощи и дружескому отношению друг к другу.
Ход игры
Муз отбивка если с другом вышел в путь
а) Игра «Паутинка»
Цели:
показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Ход игры:
– У меня в руках клубочек плохих поступков? и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику
Смотрите, что происходит, когда мы совершаем плохие поступки по отношению к другому человеку…
(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует.)
Обсуждение:
– Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).
б) Игра «Комплименты»
Цель:
создание доброжелательной атмосферы;
повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже после самой большой ссоры .
(ребята делают комплименты друг другу)
Обсуждение:
– Скажите, приятно делать и получать комплименты ?
Послушаем стихотворение про комплименты
Гулевич Настя.(Ученица рассказывает стихотворение)
Мне сказали слово злое, Грустно стало на душе, Захотелось мне, не скрою, Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови, Злое слово подбирать. Но подумала: любовью Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась, Не взлетала высоко, Я взяла и улыбнулась. Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
в) Работа в группах (м \о)
С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркивают.
В пустые клеточки вписывают положительные качества.
УМНЫЙ
ГЛУПЫЙ
ЗЛОЙ
ЧУТКИЙ
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
СМЕЛЫЙ
ЧЕСТНЫЙ
ВРУН
ОТЗЫВЧИВЫЙ
ЖАДНЫЙ
ГРУБЫЙ
ДОБРЫЙ
ЯБЕДА
НАСМЕШНИК
СПРАВЕДЛИВЫЙ
ТЕРПЕЛИВЫЙ
НАДЁЖНЫЙ
ВЕРНЫЙ
РЕШИТЕЛЬНЫЙ
ЖАДНЫЙ
Слайд 7, 8 .
– Каким словом можно заменить все эти качества? (толерантность).
Учитель:
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Можем ли мы научиться быть толерантными.?
Заключительное задание
- Возьмите цветную бумагу, обведите на ней свою ладошку и вырежьте её. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружелюбными.
Мы возьмем ваши ладошки и наклеим их на ватман у нас получится плакат-портрет нашего класса и повесим его в классе.)
- В конце мне хочется сказать, что класс– это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор.
Вместе весело шагать
Вместе весело шагать По просторам по просторам по просторам И конечно припевать лучше хором Лучше хором лучше хором Спой-ка с нами перепелка перепелочка Раз иголка два иголка будет елочка Раз дощечка два дощечка будет лесенка Раз словечко два словечко будет песенка Вместе весело шагать По просторам по просторам по просторам И конечно припевать лучше хором Лучше хором лучше хором
(исполняют песню о дружбе)
Слайд № 9 – Дарите друг другу сердца и улыбки!
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - термин, в последнее время невероятно популярный, но далеко не однозначный, а потому требующий подробного разъяснения. Происходит от латинского слова tolerantia, которое буквально означает терпение, выносливость терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) —
то есть терпимость к иному миру овоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Толерантность противоположна безразличию, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением[1].
Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций.
2. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или притворство. Проявление толерантности также не означает отказа от своих убеждений .
Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям[ или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость»
3. Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В.И.Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению[11]. Другие словари дают похожее толкование.
Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в 18 веке. В России понятие толерантности стало употребляться в печати с середины 19 века, но с середины 30-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов 20 века].
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность это — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их[13].