kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка конспекта по психологии "Взаимоотношения в школьном коллективе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена  игра "Лидер" по психологии. На данном мероприятии дети говорят о том, в каком коллективе они учатся, разбирают деловые стороны коллектива: ответственность, организованность, сплоченность, коллективизм. Разбираются в сложных взаимоотношениях людей в коллективе; контактности, открытости, информированности. В ходе мероприятия ученики обсуждают деловые качества коллектива.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта по психологии "Взаимоотношения в школьном коллективе" »

МБОУ «СОШ №1г. Анадырь»




Конспект урока по психологии


«Взаимоотношения в школьном коллективе»










Педагог - психолог

МБОУ «СОШ №1г. Анадыря»

Армана Роза Хасановна




















Тема «Взаимоотношения в школьном коллективе»


Цель: Оценка взаимоотношений в коллективе.

Форма: Дискуссия, само аттестация.

Подготовительная работа: Психолог продумывает вопросы для предстоящего обсуждения.

На листе бумаги или мелом на доске надо изобразить не закрашенную радугу, на каждой полосе наметить семь деления. Понадобятся также цветные маркеры или цветные мелки, листы бумаги для каждого ученика.


Содержание работы:

Психолог во вступительном слове предлагает ребятам поговорить о том, что для них важно, в каком коллективе он учится. Важно и потому, что от этого зависит и то, каким он станет сам. Каждый коллектив имеет, как и любой человек, свой характер. Есть черты, которые характеризуют его деловые стороны:

  • ответственность;

  • организованность;

  • сплоченность;

  • коллективизм.

А есть качества, свидетельствующие о взаимоотношениях людей в коллективе:

  • контактность;

  • открытость;

  • информированность.

Всего семь разных качеств. У каждого коллектива они развиты по-разному. Попробуем выяснить, какие из этих качеств есть у нашего коллектива.

1. Первая часть дискуссии посвящена обсуждению деловых качеств коллектива. Примерные вопросы:

  • Всегда ли вы ответственны при выполнении различных заданий, поручений? За что конкретно вы ответственны? Какие поручения выполняете с большим удовольствием? Какие поручения вызывают неприязнь?

  • Умеете ли вы сотрудничать друг с другом? Легко ли находите общий язык при распределении обязанностей, связанных с конкретным поручением?

  • Удается ли вам мирно решить важные для всего классного коллектива вопросы? Кто чаще вступает в противоречие, пытается сорвать спокойное решение вопроса?

  • Как часто вы бываете единодушны в оценке проблем, встающих перед вами?

  • Насколько вы требовательны друг к другу? Умеете ли прислушиваться к мнению других?

  • Есть ли в классе взаимовыручка и взаимоподдержка? Придут ли одноклассники на помощь, если возникнут у кого-то из вас проблемы с ребятами из других классов?

  • Как часто ваши слова подтверждаются делом? Как к вам будут относиться одноклассники, если слова будут расходиться с делами?

При постановке вопросов надо учитывать особенности классного коллектива.

Цель дискуссии: помочь детям разобраться в назревших проблемах. Обсуждение должно быть спокойным, деловым, без оскорблений.

2. Вторая часть дискуссии выстраивается вокруг взаимоотношений в классе.

  • Умеете ли вы быть доброжелательными по отношению друг к другу?

  • Что значит «оказывать внимание»?

  • Комфортно ли в классе вновь поступившим детям?

  • Как вы относитесь к одноклассникам, у которых возникают затруднения в процессе обучения?

  • Насколько терпимо вы относитесь к ученикам других классов?

  • Считаете ли вы свой коллектив дружным? В чем это проявляется?

  • Умеете ли вы радоваться успехам друг друга?

  • Какую помощь вы оказываете своим одноклассникам?

  • Есть ли у вас взаимопонимание друг с другом?

3. На третьем этапе психолог предлагает ученикам провести экспресс-опрос. Каждый ученик на листке бумаги ставит оценку тем семи качествам, о которых велась дискуссия. Напоминается еще раз значение этих качеств:

  • ответственность - сознательное, добросовестное отношение к своим обязанностям;

  • организованность – умение взаимодействовать, распределять обязанности так, чтобы добиваться наилучших результатов в совместной работе;

  • сплоченность – единство мнений по важнейшим вопросам жизни ученического коллектива;

  • коллективизм – стремление решать все вопросы сообща, исходя из интересов коллектива;

  • контактность – благоприятные личные взаимоотношения в коллективе, доверие друг к другу;

  • открытость – доброжелательное отношение к новичкам, другим коллективам;

  • информированность – хорошее знание всеми ребятами состояния дел своего класса и друг друга.

Оценки ставятся исходя из того, какая часть класса проявляет это качество:

0 баллов – никто;

1 балл – почти никто;

2 балла – меньшинство;

3 балла – половина;

4 балла – большинство;

5 баллов – почти все;

6 баллов – все.

4. Собрав листочки у детей, счетная группа по каждому качеству подсчитывает средний балл. Бесцветную радугу можно теперь закрасить, на каждой полосе откладывая нужный балл по каждому из качеств. Дети увидят, какая полоса радуги получилась длинной, а какая самой короткой.

В конце беседы психолог предлагает выработать те черты, которые развиты слабо и поработать над их развитием. Как это сделать лучше и эффективнее можно решить сообща.


Практическая часть занятия Психологическая игра ЛИДЕР


Игра – путешествие

Путешественники: 5 -6 классы ( в группе от 7-10 участников)

Помощники организатора: 9-е, 11-е классы (учителя, родители)

Игра проводится в виде соревнований между классами.

Перед началом игры все участники собираются на первом этаже. Психолог знакомит с условиями игры, вручает маршрутные листы. Представляет руководителей станций. Вместе с руководителем на станции находится помощник, выбранный из учащихся 9-11ых классов. За каждым классом закреплены сопровождающие, тоже из учащихся 9-11ых классов. Их роль: во время передвижения от станции к станции наблюдать и следить за временем работы группы. Работа на каждой станции 7 минут. Как только время вышло, участники одновременно идут с одной станции на другую, но так, чтобы не было столкновения.


Количество станций зависит от того, сколько классов участвуют в игре. На каждой станции классы получают баллы в виде значков: …

Эти значки вклеиваются помощниками в маршрутные листы напротив каждой станции.

После того, как все группы прошли все станции, вновь собираются на 1 этаже для обсуждения.

  1. Какие чувства возникли у вас в процессе игры, что показалось новым и полезным для будущего?

  2. Как распределились роли внутри группы?

  3. Какие были трудности?

  4. Кто такой лидер?


Подведения итогов и награждения.




Название станции

Место проведения

Руководитель станции

Количество баллов

1

Интеллектуальная

10 кабинет

Цитович Т.Г


2

Психологическая

Каб. психолога

тренинговый

Армана Р.Х


3

Монолог по теме

Библиотека

Ревина Е.В.


4

Цепочка речи

Кабинет

Русского яз.

Зубко Т.В.


5

Остров счастья

Акт.зал

Павлова Т.Б.




1-я станция «Интеллектуальная»

Цель: способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Форма: викторина (тесты).

2-я станция «Психологическая»

Цель: Развивать взаимопонимание и сплоченность в классных коллективах.

Эти игры настраивают на то, чтобы участники почувствовали командный дух.

Игра «Паровозик» (на сплочение)

Участники становятся в колону, друг за другом, руки кладут на плечи участнику, который стоит впереди. Первый участник выступает в роли «локомотива» и движется он с открытыми глазами, остальные члены команды выступают в роли вагончиков и движутся с закрытыми глазами.

Задача: во время движения не расцепиться.

«Тактильный образ» (на взаимопонимание).

Участники становятся в колону друг за другом. Ведущий рисует на спине участника, стоящего впереди, какую-нибудь фигуру (например: квадрат). Первый участник команды должен нарисовать ту же фигуру, который нарисовал ведущий, на спине участника, который стоит впереди него, и так по цепочке до последнего. Последний должен назвать эту фигуру. Если последний называет ту фигуру, который нарисовал ведущий, то в команде есть взаимопонимание.

3-я станция «Монолог по теме»

Цель: развивать умение сконцентрироваться, логично и последовательно излагать мысли.

Участникам по очереди предлагается в течение 1 минуты придумать рассказ по одной теме из тем предложенной руководителем станции. Например:

  1. зависть

  2. настроение

  3. конфликт

  4. счастье

  5. стресс

  6. дружба

  7. агрессия

4-я станция «Цепочка речи»

Цель: тренировка умения слышать и слушать, концентрироваться на партнере; развитие памяти и восприятия.

Группа участников сидят в кругу. Первый участник предлагает первое предложение на заданную тренером тему. Второй повторяет его и добавляет следующее и т.д. по цепочке, чтоб получился связный рассказ.

5-я станция «Остров счастья»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческого воображения.

На этой станции надо выразить свою команду без слов на ватмане из предложенного материала: цветная бумага, клей, ножницы, нитки, пластилин, пенопласт, природный материал, ткань и т.д.

Оценивается: оригинальность, изобретательность, творческий подход, быстрота действий, взаимоподдержка.






Педагог-психолог: Армана Р.Х.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разработка конспекта по психологии "Взаимоотношения в школьном коллективе"

Автор: Армана Роза Хасановна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147469


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства