разработка внеклассного мероприятия "Пишет домой война", посвящённый 70-летию Победы в ВОВ
Разработка внеклассного мероприятия "Пишет домой война", посвящённый 70-летию Победы в ВОВ
Приближается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому необходимо как можно больше узнать о подвиге наших предков, совершённых в этот период, а по их письмам с фронта в уже пожелтевших, а порой и полуистлевших от времени сосредоточен целый пласт бесценных исторических хроник, запечатленных непосредственными участниками тех поистине страшных лет. По ним мы можем изучать исторические события, происходившие на фронтах Великой Отечественной войны, узнаем, что испытывали их непосредственные участники, какие моральные и физические страдания выпали на их долю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка внеклассного мероприятия "Пишет домой война", посвящённый 70-летию Победы в ВОВ»
Разработка внеклассного мероприятия
Учитель: Куренкова Е.Ю.
24.04.2015 г.
« Пишет домой война »,посвященный 70-летию Победы в ВОВ.
Учитель:Приближается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому необходимо как можно больше узнать о подвиге наших предков, совершённых в этот период, а по их письмам с фронта в уже пожелтевших, а порой и полуистлевших от времени сосредоточен целый пласт бесценных исторических хроник, запечатленных непосредственными участниками тех поистине страшных лет. По ним мы можем изучать исторические события, происходившие на фронтах Великой Отечественной войны, узнаем, что испытывали их непосредственные участники, какие моральные и физические страдания выпали на их долю.
Ведущий 1 :
Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Это завещания погибших героев живым! Это голоса, которые никогда не умолкнут, как бы далеко ни отодвинулось время. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее. Фронтовые письма!
…Теплее на фронте от ласковых писем,
Читая за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной.
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет.
Останутся грусть и разлука за дверью
А в дом только радость войдет.
А как-нибудь вечером вместе с тобою
К плечу прижимаясь плечом
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств перечтем.
Солдатские письма - это личное, эмоционально насыщенное свидетельство о войне и ушедшей эпохе, портрет человека в нечеловеческих условиях.
История Великой Отечественной войны глазами ее участников – важный исторический источник. Работу по сбору писем с фронта надо продолжать, потому что уходят из жизни хранители солдатских писем.
Ведущий 2:
Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
1) письмо – исторический документ, это память о прошлом, в нем образ времени;
2) они характеризуют человека, написавшего текст письма;
3) эти письма учат любви к своим близким, к своей Родине.
Открытки прилетают к нам под праздник,
Красивые, ложатся на столе.
И вдруг письмо – тремя углами ранит –
Солдатское, письмо военных лет.
Беру его за пожелтевший угол
И молча на ладонь свою кладу.
От брата? Нет. От фронтового друга,
С которым знал и радость, и беду.
Александр Красильников. «Треугольное письмо.»
Учитель: Фронтовые письма были разного вида:
открытки
почтовые карточки
письма -треугольники
обычные письма в конвертах
Ведущий 1 :
Письма вложенные в конверт писались на
-тетрадном листе,
-листе из нотной тетради,
-листе книги,
-бланка радиограммы или плана здания,
-обрывке плаката,
-куске старой географической карты,
-разрезанного листа ватмана.
-кальке.
Ведущий 2 :
Фронтовые почтовые открытки
Встречаются иллюстрированные и неиллюстрированные, самодельные открытки, нарисованные от руки карандашом или акварелью.
В качестве иллюстраций использовались:
изображения реальных фрагментов войны;
советская военная символика;
элементы советской военной идеологии
(например, «образ великих предков»).
Ведущий 1 :
Письма-карточки
На карточках присутствовала политико-военная символика:
ордена, ленты, вечный огонь.
Типичным был рисунок: изображение бойца с автоматом,
пишущего письмо домой.
Они содержали информацию об издательстве,номер заказа, год издания,цену,
название типографии.
Ведущиц 2 :
Солдатские треугольные письма
Важным было сохранение военной тайны.
Они сворачивались определенным образом и не требовали специального конверта для отправки.
Готовое к отправке письмо-треугольник не заклеивалось, т.к. фронтовик знал, что письмо подвергнется цензуре.
После проверки ставился штамп
« Проверено Военной Цензурой »
Учитель :
Главные функции цензуры:
-пресечение утечки через переписку информации, составляющей военную тайну (место действия, дислокация частей, их нумерация, фамилии командиров и т.п.);
- перлюстрация писем и составление обзоров о морально психологическом состоянии и настроении войск.
Разрешалось цензурой только сведения о боевых действиях, описания впечатлений фронтовика от боевых операций, оценки военного положения, соотношения сил, оценки боевого духа советских солдат, боевого духа противника и.т.д.
Эти письма эпохи войны,
Что хранятся в семейных архивах, -на бумаге полет желтизны, и протерты до дыр на изгибах. Эти письма эпохи войны, необычного требуют чтенья:
Тем их краткие строки сильны, что мы сами – их продолженье!
(Игорь Фролов)
Военная почтовая связь была важнейшей формой связи фронта и тыла
во время Великой Отечественной войны.
По данным Управления военно-полевой почты, в годы Великой Отечественной войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. С фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллионов писем, 9 миллионов посылок, 35 миллионов переводов.
Ведущий 1 :
А как ждали, ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты почтальона с известием...
Один из них Марченко Евгений Иванович, которого в шутку называли
« Непутевый» Женька.
Из воспоминаний фронтового почтальона:
Почтальон:
« Кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и “скорой помощью”.
В четырех письмах – радость, а в пятом – похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.»
Как раскладывать по кварталам Голоса всех живых и мертвых, Что дошли, словно гул металла, В треугольниках полустертых? Только адрес есть на конверте – жизнь и смерть, Если б знать вам, на почте тут же, Что внутри там! Был в окружении? Жив? Нашелся? Ранен? Контужен? Пал, по слухам, в первом сражении… Но приходит парень в старых Сбитых набок папиных ботах. И берет всех судеб удары, Радость чью-то и смерть кого-то.
( инсценеровка : почтальон приносит письма по очереди: сын, жена, мать, плача читают )
Мальчик-сын:
Я читаю письмо от солдата, что был моим дедом…
Треугольник истлевший, истёртый давно по краям…
Я не помню его: дед погиб, не дожив до Победы.
Но у бабушки в старой коробке письмо нашел я.
жена:
«Здравствуй, милая Оля. Во первых строках сообщаю,
Что я жив и здоров, и пока что не ранен в бою.
Передай моим сёстрам, что часто я их вспоминаю.
И мечтаю увидеть дочурку, малышку мою.
Ох, как трудно живётся всем вам без меня… Понимаю…
Ты с ребёнком (в такое-то время!) осталась одна.
Скоро в бой. А вернусь ли живым я оттуда – не знаю…
Что поделаешь: надо понять: это, Оля, война.»
Мать:
Здравствуй Мама!
Я скучаю по тебе! Хочется прижаться и смеяться. Хочется поесть...домашних щей, погонять по крышам голубей! ...как там, в госпитале папа? Завтра я в разведку, в тыл врага. Ты не бойся. Мне совсем нестрашно. Мама! Я люблю твои глаза...
Мама! Помнишь тёплый свитер...голубой ? Ты его, пожалуйста, заштопай...
Мама! Я вернусь, и мы с тобой вновь пойдём гулять по Ленинграду. Мама..................
Ему было 19 лет! Он не вернулся... Письмо переслали его однополчане
Учитель :
Не смотря на войну люди не переставали дарить свое творчество людям, поддерживая их в трудные минуты.
Это к примеру, такой художник, как Александр Иванович Актионов
Рассмотрите его картину « Письмо с фронта ».
Какой сюжет картины?
Кто изображен на картине?
Какое настроение у читающих письмо?
В первый раз они читают письмо или перечитывают?
Как вы думаете, что там написано?
Как сближает письмо героев?
Кто главный на этой картине и почему?
А вспомните писателей тех лет:
Твардовский А.Т. И его знаминитый и по сей день « Василий Теркин »
Константин Симонов и его пронзительные строки « Жди меня и я вернусь...»
Реконструкция памятника и скульптуры девочки с цветком( девочка, треугольный памятник)
Учитель: - А знаете ли вы, что в городе Волгограде стоит памятник солдатскому треугольнику?
Во время Сталинградской битвы с 23 августа здесь проходила малая оборонительная полоса. На отряд советских воинов возлагалась задача любой ценой остановить врага. По 10 сентября 1942 года шли здесь ожесточенные бои.Много бойцов полегло в те годы. Местные жители так и назвали это место « Солдацкое поле».Только в 1975 году поле полностью разминировали и открыли мемориальный комплекс « Солдацкое поле». В братской могиле захоронена урна с прахом погибших солдат, останки которых были найдены при разминировании.В центре комплекса -воронка , заполненная осколками от мин,снарядов,гранат, собранных здесь же, на поле. Чуть в отдалении -скульптура девочки с цветком в руке, как олицетворение спасенного поколения. Рядом с девочкой — треугольник письма Дмитрия Петракова, с подлинным текстом на нем. Строки этого письма до сих пор обжигают душу болью и мужеством тех, кто приходит к мемориалу
« Солдацкое поле »
Послушайте что написано в этом письме:(Девочка читает )
«Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. Вдруг очередной взрыв, и василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком»- пишет своей дочери защитник Сталинграда (ныне Волгограда) майор Петраков.
Учитель: Это письмо комиссар Петраков писал в 1942 году, в промежутке между сражениями под Сталинградом. Бойцы тогда на протяжении суток отражали вражеские атаки - под автоматными очередями, под залпами орудий шестиствольных минометов, под авианалётами. Комиссар Петраков был ранен, но василёк, сорванный на поле боя, сохранил в кармане гимнастёрки, а потом вложил его в письмо, которое отправил дочери уже из госпиталя.
Именно ей, теперь уже 78-летней Людмиле Дмитриевне Фадеевой, отец написал то самое письмо с фронта, которое выгравировано на белоснежном треугольнике рядом с фигурой девочки, ставшей символом этого места.
Ей только -только исполнилось пять лет, когда началась война.
Девочка: « Этот день я хорошо помню,-Папа пришел с охоты, лежал на диване, на нем была голубая рубашка. Мама вытирала стакан. И вдруг по радио объявили о войне, я не поняла смысла сказанного, но увидела, как стакан из маминых рук полетел на пол, а отец сразу сел на диване...»
(мастер класс по изготовлению солдатского треугольника)
Ведущий 3 : теперь давайте и мы с вами, внуки и правнуки ветеранов войны, попробуем сделать такой же треугольник. Но как изготовить этот треугольник мы с вами увидим и узнаем из презентации. Внимание на экран.
Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
во время изготовления песня: « Письмо отца »
-Конверт готов, теперь мы его оставим до праздника 9 мая, чтобы вручить ветеранам и труженикам тыла.
Учитель: Итог занятия:
-Что нового узнали на сегодняшнем классном часе? (ответы детей)
-Какие виды писем были в военное время?
-Какой памятник поставлен на «Солдатском поле» в городе Волгограде?
Осталось ли что-то в душе после сегодняшнего разговора?
Все мы сейчас находимся в ожидании Великого праздника радости, праздника светлой памяти о миллионах усопших. За голубое небо над головой, за нежные рассветы, за счастливое и спокойное детство мы обязаны тем, кто в сорок первом – сорок пятом отдал свои жизни, защищая нашу Родину; тем, кто в шинели встретил Победу, кто и по сей день живет рядом с нами, чья память возвращает нас ко всему пережитому – горькому и счастливому.
Все участники в комуфляже :
Просим: храните солдатские письма Они и просты и порою грустны, В них столько надежды и вечного смысла. Просим: храните солдатские письма, Тревожную память людской доброты!