Разработка тренинга на тему: "Критическое мышление"
Разработка тренинга на тему: "Критическое мышление"
На тренинге рассматриваются различные приемы критического мышления. Учителя сами пробуют провести различные приемы критического мышления на различных стадиях урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники проанализируют методы тренинга и используют их в своей практике.
Результат
Участники сделают анализ методов тренинга, сформулируют выводы и продемонстрируют навыки проведения занятий для учителей по теме «Критическое мышление» программы «Эффективное обучение».
Ключевая идея
Первое, что следует принимать во внимание на любой стадии разработки и подготовки тренинга, это то, как то, что делает тренер, соотносится с целями тренинга и насколько способствует их достижению. На этапе выбора методов тренинга этот вопрос обладает наивысшим приоритетом. Другие факторы, которые следует учитывать при выборе методов и методик тренинга, касаются его участников. Чем больше тренер о них знает, тем эффективнее будет разработка тренинга.
Ход тренинга
Занятие
№ 1: Совместная и групповая работа. Методика проведения работы в группах
(90 мин)
Этап работы.
Микроцель.
Деятельность тренера
Деятельность учителей
Оценивание
Ресурсы
5мин
Приветствие
Прием «Фруктовый сад»
Предлагает на стикерах (яблоко, лимон) написать положительные ожидания и опасения от тренинга
Пишут ожидания и опасения от тренинга
Самооценивание
Модели деревьев
5 мин
Деление на группы: геометрические фигуры
Раздает цветные геометрические фигурки и делит
группу по видам геометрических фигур
Садятся по группам
10 мин
Вызов
Микро цель: Подвести учителей к теме тренинга, мотивировать на изучение темы
Просмотр видеоролика: Критическое мышление
Формулируют тему и цель тренинга
Взаимооценивание
15 мин
Осмысление
Прием «Доска вопросов». Групповая работа
Микро цель: развитие внимания при просмотре видео ролика, умение задавать вопросы
Результат: формулируют вопросы и на них отвечают
Предлагает написать на стикерах вопросы по увиденному и ответить другой команде на них. Цвет стикеров у каждой команды свой
Создают сообща вопросы, затем отвечают на вопросы другой команды
Взаимооценивание
стикеры
5 мин
Рефлексивное обсуждение
Тренер задает вопросы:
-Чему научило вас данное задание?
- Что помогало вам при выполнении задания?
- Что мешало?
Дают оценку данного задания и своего участия в нем
Самооценивание, взаимооценивание
25 мин
Изучение текста в Руководстве
И составление теста
Микро цель:
научиться работать с текстом
Результат: создание рисунка
Тренер предлагает изучить текст о критическом мышлении и составить тест для другой команды
Читают и составляют тест
Взаимооценивание в группах
Руководство 3 уровня
Страница 135-138
5 мин
Рефлексивное обсуждение
-Какие возникли трудности при выполнении этого задания?
-Какие вы видите пути решения?
_ чему научило данное упражнение?
- Все ли одинаково работали?
-Каждый ли из вас выполнял свою роль?
Отвечают на вопросы, производят самооценку
Самооценивание
Рефлексивные листы
15 мин
Мини-лекция
Презентация «Конструктор урока»
Микро цель:
Ознакомить слушателей с различными приемами критического мышления
Результат: материал освоен и проанализирован каждым слушателем
Тренер знакомит слушателей с методикой проведения групповой работы, применяя презентацию «Организация работы в группах»
Изучают, анализируют предоставленный материал
Самооценивание
Конструктор урока
10 мин
Рефлексия
«Лестница успеха»
Микро цель:
самооценивание достигнутых результатов
Тренер предлагает изобразить себя на лестнице успеха
Учителя производят самооценку
Самооценивание,
Лестница успеха
Перерыв
Занятие № 2
Управление процессом обучения в классе и происходящими в нем изменениями. Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения. Точки зрения учителей и учащихся. ериал
Этап работы
Деятельность тренера
Деятельность учителя
Оценивание
Ресурсы
10 мин
Разминка: Домики-хозяева Цель: подвигаться, разрядить обстановку в группе
Все участники стоят по кругу, делятся на "тройки". Первый и третий берутся за руки так, чтобы второй оказался между ними внутри. Тот, кто внутри - "хозяин", кто держится за руки - "домик". Когда людей много (от 20 человек и выше), ведущий остается постоянным (то есть, тренер), он только командует, но в игре сам не участвует. Ведущий может использовать три команды: "хозяева", "домики", "землетрясение". При команде ведущего "хозяева!" те, кто стоит внутри "домика", должны быстро поменять свой "домик", т.е. выскочить из "своего" и заскочить в другой. При команде "домики!" - "хозяин" остается на месте, а "домики" бросают своих "хозяев" (не отпуская рук) и находят новых "хозяев". Главное при этом - "хозяева" остаются на месте, а не носятся вместе с "домиками" (хотя все равно носятся). Третья команда - "землетрясение!" После этой команды все рушатся: "домики" отпускают руки и "тройки" должны образоваться новые. Кто кем был в "прежней жизни" - неважно, "хозяин" может стать частью "домика", "домик" может стать "хозяином".
Выполняют инструкции тренера
Самооценивание
5 мин
Рефлексия
-Какие навыки развивает данное задание?
- На какой стадии выполнения задания было легко (трудно)? Почему?
- Как можно применить эту стратегию на уроке?
Перечисляют навыки, которые развивает упражнение, анализируют, оценивают
Самооценивание, взаимооценивание
10 мин
Вызов
Презентация: Тренинг Критическое мышление
Просмотрите презентацию- какие эмоции вызывает он?
- Как вы считаете, какова идея презентации?
- Почему нам надо меняться?
Просматривают презентацию, оценивают увиденное
Самооценивание
20
Осмысление
Групповая работа:
1. Клякса
2. Восточный базар
3. Пары слов
Микро цель:
Применить приемы КМ на практике
Предлагает каждой группе выполнить задания:
1. Дидактическая игра «Клякса»
Предлагает краски, кисти, бумагу и просит сделать кляксы, затем сложить вдвое и продемонстрировать свои кляксы и назвать три предмета или животных, которых напоминает клякса.
2. Дидактическая игра «Пары слов». Назвать пару слов, не имеющих логическую связь между собой, или назвать любые 4 буквы. Каждая группа конструирует по пять предложений, логически верные, связанные между собой.
3. Дидактическая игра «Восточный базар». Берутся два никчемных предмета, не имеющих ценность или вообще не нужных, предложить привести как можно больше аргументов, чтобы их продать, затем сравнить, чьи аргументы были убедительнее.
Каждая группа выполняет свое задание
Самооценивание
Взаимооценивание
Краска, бумага
5
Рефлексивное обсуждение
- Над чем заставили задуматься данные задания?
- Можно ли их применить на уроке?
Слушатели (выборочно) поясняют значения приемов
Взаимооценивание
15 мин
Чтение и обсуждение статьи «Лестница успеха: секретная формула превращения отстающих учеников в успевающих»
Цель: разобрать один из приемов работы с отстающими учащимися
Тренер предлагает познакомиться с приемом «Лестница успеха» в работе с отстающими
Каждая группа обсуждает прочитанное
Взаимооценивание
«Лестница успеха: секретная формула превращения отстающих учеников в успевающих», Приложение №1
5 мин
Рефлексия
-Чему научило вас данное задание?
- Можно ли использовать этот прием в своей практике?
Данный тренинг был направлен на применение приемов критического мышления каждым учителем. На тренинге отрабатывалась методика проведения стратегий. Каждый учитель учился рефлексировать после каждого вида занятия. Центральное место на тренинге была отработка умения работать с текстом, умения задавать вопросы.
На занятии были предложены методы работы с отстающими. Каждый учитель проанализировал предложенные методы, сделал вывод о том, на каких этапах урока они применимы.
Приложение№1
Лестница успеха: секретная формула превращения отстающих учеников в успевающи
ПоделитьсяПоделитьсяПоделитьсяНе ставьте крест на отстающих учениках. Примените к ним правильный подход! Это ваша главная задача, как учителя. Давайте начнем с простых рекомендаций, а после перейдем к главной формуле. Пятерка, как абсолют?
Для отстающих учеников пятерка – недостижимая вершина. Кто захочет стараться, если заранее известно, что успех недостижим? Вот почему нельзя мерить всех одной линейкой. Пускай «четыре с минусом» станет таким же праздником, как и «пять». Это не значит, что нужно снизить требования. Это значит, что учеба должна приносить удовлетворение всем, а не только тем, кто получил «пять». Ясная цель
Учеба – не вещь в себе. Мы учимся в школе не ради пятерок, но ради знаний, а знания имеют конкретный прикладной аспект. Неуспевающие ученики зачастую не понимают, что они делают в школе и зачем им учиться. Помогите им найти свой путь к цели, где каждый новый шаг — это возможность отпраздновать свои достижения, обдумать дальнейшие шаги и настроиться на успех.
Это звучит очевидно, но попробуйте задать ученикам простой вопрос: «Зачем вы учитесь в школе?». Поощрение прогресса – двигатель прогресса
Поощряя даже незначительные достижения, вы стимулируете академическую успеваемость. Ваша главная цель сделать так, чтобы ученик стал учителем и наставником самому себе. Низкая самооценка — это главный враг успеха, а радость маленьких побед — это путь к большим победам. Лестница успеха
Что такое «лестница успеха»? Это стратегия. Она дает возможность ставить глобальные цели и достигать их.
Как это работает?
1. Ученик рисует лестницу с долгосрочной целью на вершине (топ-цель).
2. Ступенью ниже ученик указывает цель, предшествующую топ-цели.
3. Двигаясь вниз по лестнице, ученик создает план достижения топ-цели. В конечном итоге, добираясь к тому, что нужно сделать на этой неделе (или сегодня), чтобы приблизиться к топ-цели.
Выглядит просто, не правда ли?
Что это дает?
1.Развитие целеустремленности
Осознание того, что любая глобальная цель состоит из простых шагов на пути к ней, развивает целеустремленность и позволяет сосредоточиться на пути к простым промежуточным целям, не рассеивая энергию под гнетом «непосильности» основной цели.
2. Дофаминовая стимуляция
Гормон дофамин дает чувство радости и успеха. Он выделяется, когда человек добивается поставленной цели и стимулирует достижение новых успехов. Долгий и тяжелый путь к большой цели может оказаться непосильным, но движение от одного успеха к другому, где в конце пути происходит закономерная кульминация, по силам каждому. 3. Связь с реальностью
Когда цель разбита на несколько этапов, становится ясно, что работает, а что нет. Так стратегия успеха становится пластичной и легко подстраивается под обстоятельства.
Резюме
Формула «Лестница успеха» — ключ к повышению успеваемости. Примеры академических топ-целей: «закончить четверть без двоек», «научиться писать без ошибок» и т. п. При работе по этой методике отстающим ученикам нужна помощь учителя. Каждую неделю проверяйте как происходит движение по лестнице. Помните, что продуктивная работа с учителем стимулирует не меньше, чем сам успех.
Иногда промежуточные цели включают в себя суб-цели. Учитель может помочь в их создании и реализации. Проявите фантазию, чтобы адаптировать эту методику для каждого ученика, а также терпение и настойчивость. Результаты не заставят себя долго ждать!
Приложение №2
Приложение 2
Что такое критическое мышление?
Не есть критическое мышление:
запоминание,
понимание,
творческое или интуитивное мышление.
Многие педагоги проверяют объем памяти /запоминание/. Понимание – сложная мыслительная операция, но учащиеся трудятся над постижением чужой идеи. Ученик переводит чужие идеи на доступный для себя язык и мыслительный уровень. Однако, мышление пассивно: воспринимается то, что создано другими.
Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и проверяются.
Критическое мышление
Самостоятельное /каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных/.
Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления /чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору фактов, идей, теорий. Но каждый новый факт подвергается критическому осмыслению/
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Необходимо заменить традиционное накопительное образование на образование проблемно-постановочное.
Критически мыслящим человеком невозможно манипулировать.
Критическое мышление есть мышление социальное /использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии/. Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать.
Традиционно успешность обучения измерялась лишь усвоением того, что преподано ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций.
Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам.
Цель проекта – способствовать развитию критического мышления, воспитывать людей, стремящихся учиться в течение всей жизни.
Цели учеников:
мыслить критически.
брать на себя ответственность за собственное обучение,
работать сообща.
Цели учителей:
мыслить критически.
устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение,
строить обучение на основе методов критического мышления,
активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление учащихся и их самостоятельность,
стать размышляющими практиками,
делиться опытом с коллегами.
Методы развития критического мышления
Название метода
Описание метода
Стадия использования
«Мозговой штурм»
Цель использования: 1) выяснение того, что знают дети по теме; 2) набрасывание идей, предположений по теме; 3) активизация имеющихся знаний.
Вызов
«ИНСЕРТ»
Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее. Составление таблицы, выписываются основные положения из текста
+
-
!
?
Осмысление
«Ролевая игра»
Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка
Вызов
«Свободное письмо»
Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли
Рефлексия
«СИНКВЕЙН»
Пятистишие:
Тема
2 прилагательных, описывающих тему 3 глагола, характеризующих действие Фраза из 4 слов, содержит основную мысль Синоним к теме. В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.
Рефлексия
«Толстый и тонкий вопросы»
? – фактический ответ ? – обстоятельный ответ, развернутый. Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.
Осмысление и рефлексия
Прогнозирование с помощью открытых вопросов
Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.
Токсономия вопросов:
Простые /фактические/ Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? / Объясняющие / «Почему?»/ Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./ Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/ Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»/ Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.
Осмысление
«Кластер»- гроздь винограда
Карта мышления. 1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):
2. 1 этап – мозговой штурм (идеи) 2 этап – систематизация, оформление в кластер 3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями. 3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера
Осмысление и рефлексия
Перепутанные логические цепи
Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку
Осмысление Рефлексия
«Зигзаг»
1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение
Осмысление
«Двухчастный дневник»
Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике
Осмысление
«ЗХУ»
Заполнение таблицы:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/
Осмысление
«Продвинутая лекция»
На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект. На второй стадии – активное слушание. 1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию 2 ученик выписывает новую информацию Обмен мнениями по проблемным вопросам. Свободное письмо
Осмысление
Взаимоопрос
Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу
Осмысление
«Карусель»
Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
Осмысление
Стратегия «Галерея»
После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.
Рефлексия
«Кубик»
Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.
Осмысление Рефлексия
Перекрестная дискуссия
По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.
Осмысление
«Последнее слово за мной»
На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.