Разработка внеклассного мероприятия "Почему мы так говорим"
Разработка внеклассного мероприятия "Почему мы так говорим"
Внеклассное мероприятие «Почему мы так говорим?.» посвящено чистоте русского языка. Вопрос, вынесенный в заголовок, — один из наиболее актуальных в современном обществе. Призывы защитить родное слово раздаются из уст педагогов и политиков, с экранов телевизоров и из радиоприемников. Избавиться от лексических, морфологических, синтаксических, других видов ошибок очень трудно. Запретить использование ненормативной лексики (жаргона, мата) тоже не получится — все равно нет-нет, да и промелькнет. Так что же делать? Это мероприятие – еще одна попытка найти ответ на данный вопрос.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия "Почему мы так говорим"»
Сценарий внеклассного мероприятия в 7 классе
Тема: «Почему мы так говорим?.. СЛАЙД 1
Цель:
выявить основные факторы, способствующие загрязнению русской речи;
уяснить негативное воздействие сквернословия на человека;
мотивировать необходимость борьбы за чистоту речи;
профилактика проблемы в речи слов-паразитов, бранных слов, мата.
Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить. СЛАЙД 2
Ход проведения:
Ведущий -1: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев. СЛАЙД 3
- Что значит «беречь язык»?
- От кого его беречь?
- Разве у языка есть враги?
Оказывается, есть. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, матерная брань.
Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы. СЛАЙД 4
Ведущий -2: Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке, их употребляющем, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал».
Ведущий -3: Одним из самых распространённых слов-паразитов является «как бы». Ему даже стихи посвятили:
Мы нынче, как бы, все глупеем,
Все стали, как бы, забывать,
Что, как бы, даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было, как бы, в дело,
Пусть даже, как бы, наугад.
А то ведь, как бы, неумело
И чаще, как бы, невпопад. СЛАЙД 5
Ведущий -1: А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему? СЛАЙД 6
Я торчу от этой песни – она мне нравится.
Ловлю кайф – получаю удовольствие.
Понтово - получаю удовольствие.
Прикол - шутка.
Отпад – замечательно.
Тащиться – быть в восторге.
Выделываться – вести себя вызывающе.
Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.
Интермедия «Поговорим» СЛАЙД 7
Действующие лица: Мальчик и взрослый
- Как дела?
- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Ну-ка, давай всё сначала.
- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…
- Без свечки?
-Без.
-А что же это за фитиль?
- Ну, парень длинный подкатил к шкету…
- Он на чём подъехал, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета…
- У какого шкета?
- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.
- Чего, чего?
- А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?
Ведущий - 2: Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. СЛАЙД 8
Ведущий - 3: Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матерщинник – богохульник». СЛАЙД 9
Ведущий -1: А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани». СЛАЙД 10
Ведущий -2: Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы. СЛАЙД 11
Ведущий -3: На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани. СЛАЙД 12
Ведущий -1: Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека. СЛАЙД 13
В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.
Ведущий -2: Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.
Ведущий -3: Казалось бы, от растений до людей – огромная разница, но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё не разгаданным законам.
Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.
Ведущий -1: Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
А теперь давайте посмотрим, как обстоят дела у нас со сквернословием. Вам было предложено ответить честно на несколько вопросов анкеты. И вот как вы ответили на них.
1.Сквернословите?
Да -55%,
нет-45%
2. Как часто?
Постоянно в кругу сверстников – 50%,
только в сердцах – 50%
3. Когда научились?
5-10 лет -25%,
10-15лет -25%
перестал -50%
4. У кого научились?
Компания сверстников -25%,
семья -3%,
другое -47%,
школа -25%
5. Сквернословят ли ваши родители?
Да – 45%,
нет – 55%
6. Сквернословие – это хорошо?
Да -5% ,
нет – 95%
7. Почему сквернословите?
В этом нет ничего плохого – 48%,
так делают все – 2%,
стремлюсь не отличаться от компании -25%,
не ответили – 25%
8. Нужно ли бороться с массовым сквернословием?
Да – 53%,
нет – 47%
9. Отмечаете ли вы сквернословие как отрицательную характеристику?
Да – 53%,
нет - 47%
10. Испытываете ли вы неудобство при невозможности сквернословить?
Да -48%,
нет – 52%
Заключение: Приятно, что большинство из вас все же считает сквернословие вредной привычкой, а значит, понимает, что с ней надо бороться.
Давайте будем следить за своей речью, не будем разрушать себя и своё будущее. Помните слова И.С.Тургенева:
«Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».