Воспитательная работа должна проводиться главным образом именно на уроке. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся: развитие самостоятельности, личной ответственности, коммуникабельности, внимательности, организаторских способностей и нравственных качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Л.Н. Толстой
Обучение и воспитание - эти понятия стоят в одном ряду, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Мы не можем на классном часе воспитывать, а на уроке учить. Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу- развитие ребенка.
Важнейшей задачей современного воспитания является определение склонностей и способностей, соотнесение их с реальными возможностями и развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития».
Задача модуля: Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися.
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработка своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Я, учитель начальных классов, практически на каждом уроке у нас реализуются воспитательные задачи. Совместно с приобретением знаний по предмету ученик получает знания о мире, учится взаимодействовать с миром, овладевает ценностными ориентирами, которые позволяют поднять уровень культуры учащегося и помогает жить в обществе на достигнутом культурном уровне. Всё это я реализую разными способами на своих уроках.
Во-первых, в процессе самого урока мы учимся контактировать со взрослым (учитель – ученик), друг с другом (ученик – ученик). Реализую это при применении работы в паре или группе. Обязательно перед таким видом деятельности получают рекомендации по правильному взаимодействию. Организацию групповой работы начинаю с первого школьного дня. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке. Во-вторых, темы определенных уроков позволяют в полной мере реализовать воспитательный потенциал учащегося.
Например, уроки литературного чтения, где мы даём оценку поведения героев художественных произведений, их отношению к людям, миру. Воспитываемся на примере положительных героев. Уроки поэзии в начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов. Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать. Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Чудесные стихи А.С. Пушкина, Ф. Тютчева и других поэтов – классиков позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели. Чуткость восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности.
Дома учащиеся сами подбирают пословицы и поговорки о добре и зле, о дружбе и вежливости, а на уроке ребята объясняют, как они их понимают, проводят аналогию с конкретными ситуациями из жизни. Дети оценивают свое поведение: всегда ли они поступают правильно, и приходят к выводу о том, что доброе слово творит чудеса; разбирают, как поступают настоящие друзья, как правильно относиться к своим близким и окружающим людям.
Уроки русского язык несут в себе воспитательную направленность. Я работаю по учебнику «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой. Тексты в данном учебнике позволяют развивать такие компоненты внутренней позиции школьников, как осознание ими своей гражданской идентичности, чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа – русскому языку, уважение к культурному наследию России, уважительное отношение к труду, дружеские отношения к друг другу, взаимопомощь, любовь к родной природе, (бережное отношение к духовным, природным и культурным ценностям).
С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость.
На уроках математики ученику требуется каждый шаг своего решения аргументировать и доказывать свое мнение. Также у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике – к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют.
Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной деятельности, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность.
Решение текстовых задач является одним из средств воспитания. Ведь тематика задач может и должна быть разнообразной по содержанию, относится к разным областям человеческой деятельности.
Задачи, составленные на местном материале, задачи исторические, патриотические, экономические, задачи-шутки должны отвечать учебным целям, т.е. должны быть связаны с изучаемой темой. Подобранные или лучше придуманные детьми задачи должны быть разнообразными по способам решения.
Уроки окружающего мира, которые учат нас правильно вести себя в окружающем мире, с заботой относиться к природе. Очень важно ещё в младшем школьном возрасте воспитать чувство гражданского долга, гражданской ответственности, привить любовь к малой родине, к своей стране. И если с детства ребёнок будет приучен заботиться о своём крае, о своём селе, говорить о природе, как о живой, о том, что она может грустить и радоваться, то вдумчивое и бережное отношение новых поколений к своей Родине поможет стать ему настоящим патриотом своей Родины.
Велика роль уроков в экологическом воспитании младших школьников. Проходя темы, связанные с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом. Учащихся подвела к мысли, что для их нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.
Предметы «Технология» и «Изобразительное искусство» – это творческие предметы, которые развивают чувство прекрасного, формируют высокие эстетические вкусы.
На каждом уроке учитель работает не только с предметным материалом. Открывая учебник, ученик постоянно сталкивается с моментами, требующими разъяснения, в ходе которого учитель имеет возможность использовать воспитательные моменты, заинтересовать и воодушевить ребенка.
В-третьих, это проектная деятельность, которая используется практически на каждом уроке. Такие темы проектов как «Моя семья», «Мой дружный класс», «Моя малая Родина» с первого класса вовлекают в воспитательный процесс.
Таким образом, в начальной школе, начиная уже с первого класса процесс воспитания и обучения неразрывно связаны. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку и определять его воспитательные возможности.
Конечно, воспитание - это долгий и разносторонний процесс, и учитель не может отвечать за проявление всех факторов, влияющих на формирование личности: социальную среду, семью, друзей, жизненные ситуации и др.
Но уже сейчас, в школьные годы, педагог должен заложить в ребенка зачатки нравственности, показать красоту и эстетику окружающего мира, научить решать жизненные ситуации с точки зрения нравственных и этических позиций, организовать обучение так, чтобы оно было для ученика наполнено положительными эмоциями.