kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Реализация воспитательного потенциала модуля «Школьный урок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная работа должна проводиться главным образом именно на уроке. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся: развитие самостоятельности, личной ответственности, коммуникабельности, внимательности, организаторских способностей и нравственных качеств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Реализация воспитательного потенциала модуля «Школьный урок»»

«Реализация воспитательного потенциала модуля «Школьный урок»


«Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Л.Н. Толстой

Обучение и воспитание - эти понятия стоят в одном ряду, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Мы не можем на классном часе воспитывать, а на уроке учить. Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу- развитие ребенка.

Важнейшей задачей современного воспитания является определение склонностей и способностей, соотнесение их с реальными возможностями и развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития».

Задача модуля: Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися.

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработка своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Я, учитель начальных классов, практически на каждом уроке у нас реализуются воспитательные задачи. Совместно с приобретением знаний по предмету ученик получает знания о мире, учится взаимодействовать с миром, овладевает ценностными ориентирами, которые позволяют поднять уровень культуры учащегося и помогает жить в обществе на достигнутом культурном уровне. Всё это я реализую разными способами на своих уроках.

Во-первых, в процессе самого урока мы учимся контактировать со взрослым (учитель – ученик), друг с другом (ученик – ученик). Реализую это при применении работы в паре или группе. Обязательно перед таким видом деятельности получают рекомендации по правильному взаимодействию. Организацию групповой работы начинаю с первого школьного дня. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке.
     Во-вторых, темы определенных уроков позволяют в полной мере реализовать воспитательный потенциал учащегося.

Например, уроки литературного чтения, где мы даём оценку поведения героев художественных произведений, их отношению к людям, миру. Воспитываемся на примере положительных героев. Уроки поэзии в начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов. Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать. Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Чудесные стихи А.С. Пушкина, Ф. Тютчева и других поэтов – классиков позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели. Чуткость восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности.

Дома учащиеся сами подбирают пословицы и поговорки о добре и зле, о дружбе и вежливости, а на уроке ребята объясняют, как они их понимают, проводят аналогию с конкретными ситуациями из жизни. Дети оценивают свое поведение: всегда ли они поступают правильно, и приходят к выводу о том, что доброе слово творит чудеса; разбирают, как поступают настоящие друзья, как правильно относиться к своим близким и окружающим людям.

Уроки русского язык несут в себе воспитательную направленность. Я работаю по учебнику «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой. Тексты в данном учебнике позволяют развивать такие компоненты внутренней позиции школьников, как осознание ими своей гражданской идентичности, чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа – русскому языку, уважение к культурному наследию России, уважительное отношение к труду, дружеские отношения к друг другу, взаимопомощь, любовь к родной природе, (бережное отношение к духовным, природным и культурным ценностям).

С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость.

На уроках математики ученику требуется каждый шаг своего решения аргументировать и доказывать свое мнение. Также у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике – к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют.

Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной деятельности, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность.

Решение текстовых задач является одним из средств воспитания. Ведь тематика задач может и должна быть разнообразной по содержанию, относится к разным областям человеческой деятельности.

Задачи, составленные на местном материале, задачи исторические, патриотические, экономические, задачи-шутки должны отвечать учебным целям, т.е. должны быть связаны с изучаемой темой. Подобранные или лучше придуманные детьми задачи должны быть разнообразными по способам решения.

Уроки окружающего мира, которые учат нас правильно вести себя в окружающем мире, с заботой относиться к природе. Очень важно ещё в младшем школьном возрасте воспитать чувство гражданского долга, гражданской ответственности, привить любовь к малой родине, к своей стране. И если с детства ребёнок будет приучен заботиться о своём крае, о своём селе, говорить о природе, как о живой, о том, что она может грустить и радоваться, то вдумчивое и бережное отношение новых поколений к своей Родине поможет стать ему настоящим патриотом своей Родины.

Велика роль уроков в экологическом воспитании младших школьников. Проходя темы, связанные с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом. Учащихся подвела к мысли, что для их нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Предметы «Технология» и «Изобразительное искусство» – это творческие предметы, которые развивают чувство прекрасного, формируют высокие эстетические вкусы.

На каждом уроке учитель работает не только с предметным материалом. Открывая учебник, ученик постоянно сталкивается с моментами, требующими разъяснения, в ходе которого учитель имеет возможность использовать воспитательные моменты, заинтересовать и воодушевить ребенка.

В-третьих, это проектная деятельность, которая используется практически на каждом уроке. Такие темы проектов как «Моя семья», «Мой дружный класс», «Моя малая Родина» с первого класса вовлекают в воспитательный процесс.

Таким образом, в начальной школе, начиная уже с первого класса процесс воспитания и обучения неразрывно связаны. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку и определять его воспитательные возможности.

Конечно, воспитание - это долгий и разносторонний процесс, и учитель не может отвечать за проявление всех факторов, влияющих на формирование личности: социальную среду, семью, друзей, жизненные ситуации и др.

Но уже сейчас, в школьные годы, педагог должен заложить в ребенка зачатки нравственности, показать красоту и эстетику окружающего мира, научить решать жизненные ситуации с точки зрения нравственных и этических позиций, организовать обучение так, чтобы оно было для ученика наполнено положительными эмоциями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Реализация воспитательного потенциала модуля «Школьный урок»

Автор: Пономаренко Гелена Александровна

Дата: 13.02.2023

Номер свидетельства: 625519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Программа элективного курса «Искусство народов, населяющих Республику Казахстан» 5 класс "
    ["seo_title"] => string(97) "proghramma-eliektivnogho-kursa-iskusstvo-narodov-nasieliaiushchikh-riespubliku-kazakhstan-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106692"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403071941"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Интерактивный плакат "Рациональные числа""
    ["seo_title"] => string(40) "interaktivnyi_plakat_ratsionalnye_chisla"
    ["file_id"] => string(6) "598950"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1643225139"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Оценивание в обучении "
    ["seo_title"] => string(26) "otsienivaniie-v-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "175003"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424197468"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства