kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание в 5 классе «Внимание: пятиклассник! Трудности адаптационного периода и пути их преодоления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как бы ни был занят человек, если у него есть дети, значит, у него есть заботы. Но, прежде всего, о здоровье и воспитании. Если вникнуть, главное, что составляет личную жизнь каждого человека, у которого есть дети, - это общение с ними. Заботы о них, воспитание приносят нам и самые большие радости, и самые большие тревоги. Потому, наверное, всё, что связано со здоровьем и воспитанием детей, имеет огромное социальное значение. Все вы знаете истину: дети – наше будущее. Вникните в эту мысль поглубже: от того, какими вырастут ваш ребёнок и ребёнок ваших друзей, знакомых, соседей, зависит наш завтрашний день. Будут ли подростки ломать почтовые ящики и красть диски у своих знакомых, искать наркотики и развлекаться малодостойными способами, или же у них будут совсем иные, высокие цели. Вот почему физический, нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества прежде всего зависит от того, что будет заложено в наших детей с детства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 5 классе «Внимание: пятиклассник! Трудности адаптационного периода и пути их преодоления»»

Родительское собрание в 5 классе

«Внимание: пятиклассник! Трудности адаптационного периода и пути их преодоления»

Цели: познакомить родителей с особенностями адаптационного периода: дать рекомендации по преодолению сложностей, возникающих в пятом классе.

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…

как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби.

Как бы ни был занят человек, если у него есть дети, значит, у него есть заботы. Но, прежде всего, о здоровье и воспитании. Если вникнуть, главное, что составляет личную жизнь каждого человека, у которого есть дети, - это общение с ними. Заботы о них, воспитание приносят нам и самые большие радости, и самые большие тревоги. Потому, наверное, всё, что связано со здоровьем и воспитанием детей, имеет огромное социальное значение. Все вы знаете истину: дети – наше будущее. Вникните в эту мысль поглубже: от того, какими вырастут ваш ребёнок и ребёнок ваших друзей, знакомых, соседей, зависит наш завтрашний день. Будут ли подростки ломать почтовые ящики и красть диски у своих знакомых, искать наркотики и развлекаться малодостойными способами, или же у них будут совсем иные, высокие цели. Вот почему физический, нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества прежде всего зависит от того, что будет заложено в наших детей с детства.

До недавних пор считалось, что главным воспитателем должна быть школа, класс, а семья лишь постольку, поскольку у родителей хватает, а точнее, не хватает времени на общение с детьми. Однако сегодня уже никто не станет спорить с тем, что коллективное воспитание не приносит желаемых результатов. Мы должны помнить, что всё лучшее закладывается в семье: дети впитывают все жизненные впечатления и получают жизненный опыт вместе с любовью матери и её поддержкой, с отцовским уважением. Контакт с родителями ребёнку нужен как воздух.

Для того, чтобы у вас с вашими детьми был тесный контакт, чтобы дети в вас видели союзника, человека, который всегда поймёт, поможет в трудную минуту, необходимо хорошо знать возрастные особенности ваших детей, те трудности, с которыми им приходится сталкиваться, проблемы, которые им приходится решать каждодневно. Нужно знать, чем живут ваши дети, что их беспокоит, радует, огорчает. И вот в этих вопросах я как классный руководитель смогу вам помочь. На родительских собраниях мы будем обсуждать вопросы воспитания, учёбы ваших детей, постараемся понять, какие стороны воспитания способствуют развитию ребёнка, их адаптации в школе и обществе, а какие факторы являются тормозящими и отклоняющими развитие от нормы.

Сегодня мы с вами поговорим о проблемах пятого класса.

Но прежде, чем продолжить собрание, я бы хотела вручить вам, уважаемые родители, блокноты-сувениры. На первой страничке представлена вся необходимая информация об учителях, работающих в классе. В этих блокнотах вы можете делать записи, связанные с воспитанием вашего ребёнка; записывать мысли великих людей о воспитании, вопросы, которые хотелось бы задать педагогам.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдёт процесс адаптации, привыкания к новым условиям, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Наша задача – разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», уроки, как правило, проводятся в разных кабинетах.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определённой гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» историчке и «вредном» физруке. Кроме того, определённая часть детей осознаёт своё новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить несложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизические исследования свидетельствуют о том, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «маленького» в средней – всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими, или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе?

  1. Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике число нужно писать цифрами и на полях, а в тетради по русскому языку – словами и не на полях, а по иностранному языку нужна ещё и рабочая тетрадь, учительница по истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т. п.

И все эти требования необходимо и учитывать и выполнять.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли ребёнку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история – составить план ответа по учебнику», «иностранный язык – приносить с собой, помимо основной тетради и рабочую тетради, выучить слова» и т. п.)

  1. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

На ребёнка обрушивается большой поток информации, незнакомых слов, терминов. Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. А также нужно научить их спрашивать о значении непонятных слов у взрослых. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

  1. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны с тем, что у некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не всегда удаётся уделить всем необходимое внимание. И некоторым детям кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определённой части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причём, у одного и того же подростка это может сочетаться.

Однако некоторое «обезличивание» подхода к школьнику – очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую для него позицию.

Помощь родителей нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают в пятом классе.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их жизни.

Вы должны знать признаки, свидетельствующие о дезадаптации , т. е. о том, что ребёнок еще не привык к новым условиям школьной жизни. Вот эти признаки:

- Усталый, утомлённый вид ребёнка.

- Нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне.

- Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

- Нежелание выполнять домашнее задание.

- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

- Беспокойный ночной сон.

- Трудности утреннего пробуждения, вялость.

- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Какие рекомендации можно дать для успешного преодоления адаптационного периода?

Воспользуйтесь рекомендациями специалистов Филадельфийского детского центра по обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребёнка»:

1. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.

Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, которые ребёнок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, учителях.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Даже если нет особых поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителями вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца. Во время беседы выразите своё стремление улучшить школьную жизнь ребёнка. Если между вами и учителем возникают серьёзные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придётся беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребёнка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к собственному учителю.

  1. Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребёнок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь ребёнка, и быть уверенными, что он получает хорошее образование. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребёнок учится и как его учат.

  1. Помогайте выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребёнком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое для выполнения их наилучшим способом. Однако если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

  1. Помогите почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например: любит фильмы – купите книгу, по которой поставлен фильм, так возникнет любовь к чтению; любит играть – покупайте справочники, так возникнет стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.

6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.

В процессе обучения и воспитания участвуют несколько сторон: родители, учителя и сами дети.

Накануне собрания всем учителям-предметникам, работающим в классе, было предложено ответить на вопросы анкеты, связанной с выяснением их первых впечатлений от работы в нашем классе. В результате качественной обработки данных представляется следующая картина. (Зачитываются ответы учителей на вопросы анкеты).

На родительском собрании в первой четверти родителям было предложено задать вопросы, которые в настоящий момент волнуют их больше всего. (Отвечает на вопросы).

Итак, все стороны имели возможность высказаться. Теперь пришла пора высказаться и главным героям нашего собрания. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. ( Знакомство присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью»).


В заключение нашего разговора хочется лишь напомнить родителям об их главном таланте и обязанности: родителям нельзя лениться. Родители должны уметь наблюдать, уметь чувствовать. Как ребёнок спит? Как ест? Почему пропал аппетит? Не испытывает ли он чрезмерной нагрузки? Только благодаря этому таланту, терпению и любви все трудности непременно окажутся преодолимыми.

И ещё: правильно относитесь к неприятностям, всё-таки случающимся в жизни. Будьте оптимистами и научите этому своего ребёнка.


Удачи!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Терещенко Ирина Валентиновна

Дата: 29.04.2017

Номер свидетельства: 412348


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства