Роль духовно-культурного наследия академика д. с. лихачева в воспитании духовно-нравственной личности
Роль духовно-культурного наследия академика д. с. лихачева в воспитании духовно-нравственной личности
Изучение духовного наследия Д.С. Лихачева на занятиях, участие в Конкурсе помогает студентам понять себя и окружающий мир, способствует воспитанию духовно-нравственной личности, формированию духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль духовно-культурного наследия академика д. с. лихачева в воспитании духовно-нравственной личности»
РОЛЬ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АКАДЕМИКА
Д. С. ЛИХАЧЕВА В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Духовное наследие академика Дмитрия Сергеевича Лихачева велико. Духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи академик придавал большое значение. В книге "Русская культура", ставшей его духовно-нравственным завещанием России, он писал: "Школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр…»
С 2009 года студенты колледжа ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность». Конкурс проводится в целях повышения интереса молодежи к жизни, общественной деятельности и творчеству Д.С. Лихачева; к отечественной культуре и литературе.
Творческая работа представляет собой сочинение, в котором автор развивает конкретное положение из научного и общественно-политического наследия академика Д.С. Лихачева, сформулированное в одной из цитат.
В 2012 году предметом анализа творческой работы студентки стала тема: «Наша культура, русская культура и культура российских городов, - европейская культура, универсальная культура; культура, изучающая и усваивающая лучшие стороны всех культур человечества».
Студентка читала, изучала, анализировала статьи, книги Д.С. Лихачева, связанные с этой темой. Автор работы обращается к тем статьям, книгам, наследию Д.С. Лихачева, в которых большое внимание уделяется культуре.
Читая работы Д.С. Лихачева, она обращает внимание на то, что мы живем в мире все усложняющих нравственных проблем. Мы можем восхищаться разнообразием мира, но редко восхищаемся богатством и разнообразием мира культуры, который окружает нас. Дмитрий Сергеевич широко пропагандировал изучение древней русской литературы, культуры, вёл активную борьбу за бережное отношение к шедеврам и памятникам культурного прошлого нашей родины.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв любил русскую культуру и восхищался ею и считал, что ценнейшая черта русской культуры состояла в её мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Русская культура — открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая. Русская культура заслуживает особого к ней внимания и отношения. Д.С. Лихачёв призывал не забывать и сохранять культуру Руси.
В основной части работы студентка рассказывает о культуре Вологодчины, о жемчужинах Вологодского края. Это Спассо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов монастырь.
Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память.
Святыни Руси не могут быть растеряны, проданы, поруганы, забыты, разбазарены: это смертный грех.
Огромными ценностями владеет русский народ, ценности русской культуры своеобразны в том отношении, что их художественная сила лежит в тесной связи ее с нравственными ценностями.
С работами выступают студенты на научно-практических конференциях в колледже.
Тема нравственности и нравственного воспитания была актуальна всегда и в особенности она востребована в наши дни. Цель жизни и самооценка, сострадание и воспитанность, милосердие и интеллигентность… Будущий специалист не сможет состояться без человеческих качеств, о которых просто и ненавязчиво говорит в своих «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев. Желая передать подрастающему поколению основы духовно-нравственного воспитания, он обращался к ним в «Письмах о добром и прекрасном». Это сборник мудрости, это речь доброжелательного человека, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.
Советы, которые можно получить, прочитав его «Письма», касаются практически всех сторон жизни. Его «Письма» адресованы юношеству. Ученый говорит со вступающими в жизнь на равных.
На занятиях русского языка включаются страницы из его «Писем», публицистики». Для этого подбирается материал, наиболее соответствующий актуальным проблемам нашего времени и волнующий студентов. Используются тексты для написания сочинений
Изучение духовного наследия Д.С. Лихачева на занятиях , участие в Конкурсе помогает студентам понять себя и окружающий мир, способствует воспитанию духовно-нравственной личности, формированию духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям. Все эти цели и задачи закреплены в образовательном стандарте по литературе, в котором усилена духовно-нравственная функция предмета.