Разработка позволит доказать, что воспитательные возможности семьи зависят не от числа детей, а от общего нравственного и эмоционального климата в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в воспитании детей»
Доклад на родительском собрании на тему:
«Роль семьи в воспитании детей»
Родители - главные воспитатели ребёнка . К сожалению, многие из них не вполне соответствуют этим требованиям. А некоторые весьма достойные родители не разбираются в детской психологии и не представляют, как воспитывать ребёнка.
Каждый день в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагогических ситуаций. Но в любом случае родители должны стараться:
- правильно оценивать поступки детей, определять объективную позицию по отношению к ним, применять меры воздействия, т. е. выступать в роли воспитателей;
- чтобы повседневной нормой поведения было единство слова и дела.
Каждая семья создаёт свою культуру повседневной жизни. Роль родителей при этом если не всеобъемлюща, то велика и многогранна. Поэтому родители ответственны за жизненную позицию ребёнка, его нравственные принципы и идеалы. Психологический климат семьи , степень её сплочённости определяется согласованностью представлений с фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью её членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов друг к другу и детям. Родители по-разному могут оценивать многие поступки и явления и реагировать на них. Очень распространено противоречивое воспитание, отсутствие единых требований.
Нередко родители общение с детьми воспринимают как нагрузку, время от времени принимаются за воспитание, требуют объяснений, кричат, грозят.
Можно выделить условно несколько видов семейных отношений.
Диктат – это тип семейных отношений, где одни ее члены подавляют самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства = у детей оказываются сломленными многие качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя.
Авторитарность – игнорирование интересов и мнений ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся = из таких детей вырастают трусы, приспособленцы, циники, хамы, деспоты.
Существуют семьи, в которых родители готовы сделать все, чтобы угодить ребенку («поздние» дети, болеющие т.д.). Все это ведет к раздвоению личности. В ребенке уживается жестокость к одним и заискивание перед другими, грубость и трусость, лицемерие, предательство. Он жалеет только себя.
Излишняя опека приводит к диспотичному поведению, детей, как правило, ограждают от трудовых усилий, ответственности.
Мирное сосуществование и позицией невмешательства – это еще один тип семейных отношений. В такой семье все выглядит вполне благополучно. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера деятельности, свои проблемы, свои трудности, но, можно не сомневаться, что родители не найдут сочувствия у своих детей в трудных жизненных ситуациях, у таких детей отсутствуют сострадание, сопереживание; именно отсутствие внимания со стороны родителей приводит к тому, что дети начинают «доказывать» свою значимость, убеждать себя и окружающих, что они не просто существуют в этом мире, а могут «совершить» поступок, о котором заговорят, все услышат.
В семьях, где дети проводят свободное время совместно с родителями; мамы и папы активно слушают, т.е. умеют слышать, что ребенок хочет сказать родителям доводят до сознания ребенка собственные слова, другими словами – они умеют выразить собственные чувства; используют принцип «оба правы» при решении спорных вопросов, т.е. умеют говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника, в таких семьях присутствует взаимопонимание, уважение, любовь, сочувствие между детьми и родителями.
Однодетные семьи. В демографическом плане это явление крайне нежелательно. Но в воспитательном процессе много положительных моментов: материальное положение, духовные и временные факторы, снижаются перегрузки женщины и т.д. Все это благоприятно сказывается на отношениях в семье.
По данным криминологов дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, хотя педагоги считают, что воспитание в таких семьях значительно облегчено.
Вывод: воспитательные возможности семьи зависят не от числа детей, а от общего нравственного и эмоционального климата в семье.
Еще одно явление – неполная семья, многие исследования подтверждают, что в воспитательном плане неполная семья проблематична. Теряя одного из родителей, ребенок лишается целого мира нравственно-эмоциональных отношений. Но бывают и исключения.
Ведущее место в нравственном формировании личность занимает семья. Она берет с первых дней жизни ребенка на себя заботу о его здоровье и воспитании. Семья дает детям первоначальные знания об окружающем, вырабатывает определенные навыки, надежно охраняет, защищает от жизненных трудностей и невзгод.