kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Романса звук прелестный

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном мероприятии учащиеся познакомятся с историей возникновения романса, послушают романсы на стихи А. С. Пушкина, А. К. Толстого, С. А. Есенина и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Романса звук прелестный»

«Романса звук прелестный...»

1-й ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Се­годня мы собрались в этом зале для того, чтобы встре­титься с русским романсом, познакомиться с историей его возникновения.

Если бы меня спросили, что я люблю больше - музы­ку или стихи, мне было бы трудно ответить. Хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка. Очень люблю читать стихи вслух, пусть даже себе самой.

Я снимаю с полки томик стихов А. С. Пушкина и на­хожу одно из самых прекрасных и едва ли не самое зна­менитое пушкинское стихотворение:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Начинаю читать и сразу же останавливаюсь. Про­честь его, оказывается довольно трудно. В ушах сразу же начинает звучать чудесная музыка Глинки, и стихи эти хочется петь.

Звучит мелодия романса М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье».

2-й ведущий. Вслушайтесь в мелодию, пропойте эту «мимолетность» видения, чистую красоту в ее напеве, мягкую, светлую грусть. Да, очень трудно, почти невоз­можно представить себе теперь эти пушкинские строки без музыки Глинки.

Возникает чувство, что музыка и слова создавались одновременно и даже одним и тем же человеком, настоль­ко кажутся созданными друг для друга.

А между тем, слова и музыка написаны в разное время разными людьми и даже посвящены двум разным женщинам. Стихотворение посвящено юной жене генерала Керна, Анне Петровне Керн, а музыка, много лет спустя, её дочери Екатерине.

3 ведущий. Осенью 1825 г. Александр Сергеевич Пушкин находился в своем селе Михайловском Псковской губернии в ссылке. Здесь он испытал незабываемые минуты счастья и творческого вдохновения. Когда-то, еще в 1819 г., в Петербурге поэт встретил на балу у Олениных девятнадцати­летнюю красавицу Анну Керн. Когда бал окончился и гости разъезжались, влюбленный Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз, чтобы проводить Керн, и стоял на крыльце, пока она не уехала. С тех пор А. С. Пушкин и А. П. Керн больше не виделись. И велика была радость поэта, когда у своих друзей Осиновых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн, такую же обаятельную и красивую. Они вспоминали Петербург, юношеские годы. На следующий день Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и передал ей недавно напечатанную главу романа "Евгений Онегин". Между страницами был вложен небольшой листок со стихами "Я помню чудное мгновенье...", посвященными А. П. Керн.

Ученик читает стихотворение А. С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье... "На экран проецируется портрет М. И. Глинки.

4 ведущий. Прошло почти 15 лет. В марте 1839 г. композитор М. И. Глинка, удрученный разладами в своей семье, часто навещает свою сестру Марию Ивановну Стунееву в Смольном монастыре, где управляющим работал ее муж Дмитрий Степанович. Там композитор встретил молодую девушку. Это была дочь Анны Петровны Керн - Екатерина Ермолаевна. М. И. Глинку поразила ее печальная задумчивость, созвучная его настроению. С этой встречи началось его увлечение Екатериной Ермолаевной. Однажды композитор обратился к А. П. Керн и попросил текст стихотворения

А. С. Пушкина, посвященного ей. Он напи­сал романс "Я помню чудное мгновенье...", в котором выразил чувства, владевшие поэтом.

Звучит этот романс.

Это совершенное творение двух гениальных худож­ников часто называют «жемчужиной русского романса».

1-й ведущий. Вот мы с вами и подошли к главной теме нашего сегодняшнего вечера. Что же такое романс?

Романс — это музыкальное произведение, написанное для одного голоса с каким-нибудь инструментальным со­провождением.

Романс... он полон очарования и светлой грусти. Не од­нажды проклятый то за банальность, то за примитив­ность, не единожды приговоренный к забвению, всякий раз, как феникс, возрождается из пепла.

Чтец.

Что за звуки! неподвижен, внемлю

Сладким звукам я:

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

Всемогущий! что за звуки! Жадно

Сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадной

Каплю вод живых!

И в душе опять они рождают

Сны веселых лет

И в одежду жизни одевают

Все, чего уж нет.

Принимают образ эти звуки,

Образ, милый мне;

Мнится, слышу тихий плач разлуки,

И душа в огне.

И опять безумно упиваюсь

Ядом прежних дней,

И опять я в мыслях полагаюсь

На слова людей. (М.Ю. Лермонтов «Звуки».)

1-й ведущий. Знаете ли вы, что означает слово «романс»? Вернее, как появилось это слово?

Родилось оно в Испании. Когда-то, очень давно, там называли «романсами»... народные стихотворения и песни. Удивлены? Ну что ж, давайте разберемся, в чем тут дело.

Дело в том, что в те далекие времена, кроме обычного повседневного языка, во многих странах существовал еще и другой язык. На нем писали ученые книги. Он был признан официальным языком католической церкви. Этот язык - латынь. Сейчас вы встречаетесь с ней только тогда, когда пытаетесь разобрать на рецепте, какое имен­но лекарство вам выписал врач.

Так вот, в отличие от этих малопонятных сочинений с латинскими текстами, песни и стихи народного склада, которые исполнялись на повседневном, близком и понят­ном романском наречии, стали называть романсами. Поз­же романсом стали называть в Испании всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального ин­струмента (чаще всего – гитары).

2-й ведущий. Во все века во всех странах всегда су­ществовали лирические песни, песни про любовь. Их пели и простые деревенские девушки, и нежные город­ские барышни; дочери аристократов и их служанки.

Конечно, эти песни не могли быть одинаковыми у тех и у других, особенно в «галантном» XVII веке, веке фижм, мушек, пудреных париков и нежных, тонких чувств, сентиментальных и благородных. Аристократам того времени особенно недопустимыми казались «плебей­ские» (простонародные) песни. Даже само название «песня» и то, казалось, говорило о чем-то совершенно

невозвышенном.

3-й ведущий. Вот тогда-то во всей Европе город­ские песни с чувствительной мелодией и любовным со­держанием, в отличие от простонародных, стали назы­ваться красивым иностранным словом - «романс».

Исследователь русской музыкальной культуры М. Ли­ванов пишет: «Романсы и песни сочинялись едва ли не по­всюду, где для этого хватало музыкальной грамотности».

Прослушайте романс П.П. Булахова на слова В. Чуевского «Гори, гори, моя звезда».

Звучит романс П.П. Булахова «Гори, гори, моя звезда».

1-й ведущий. Петр Петрович Булахов - ярчайший представитель русского бытового романса. В романсах и песнях Булахова соединились мелодические сплавы го­родской русской песни и цыганской музыки.

Изящный, порхающий вальс с гибкой, взлетающей мелодией, с паузами, вздохами, игрой, сменой мажора и минора - таким предстает перед нами романс «Нет, не люблю я вас».

Такой же выразительностью наполнена одна из луч­ших его элегий «Не пробуждай воспоминаний».

Тихо звучит романс П.П. Булахова «Не пробуждай воспоминаний».

Чтец. Не пробуждай воспоминаний

Минувших дней, минувших дней,

Не возродить былых желаний

В душе моей, в душе моей.

1-й ведущий. Здесь поет каждый звук, каждое сло­во, глубокие, искренние чувства, простота и естествен­ность в выражении печали. Все от сердца, души, от себя. Композитор весь во власти владеющего им настроения.

Творчество Петра Петровича Булахова не получило должного развития. Жизнь композитора была отягощена тяжелой болезнью. Последние годы он жил из милости в усадьбе Кусково у графа Шереметева, где в 1885 году и скончался.

Тихо звучит романс П.П. Булахова «Гори, гори, моя звезда».

2-й ведущий. Отзвучали звуки романса. И нас зо­вет в дорогу другой романс.

Тихо звучит мелодия романса «Утро туманное», слова И.С. Тургенева, музыка А. Абаца. На ее фоне ведущий продолжает рассказ.

«Я все хочу забыть, исключая вашего взгляда, кото­рый я теперь так живо, так ясно вижу», - пишет в своем последнем прощальном письме Иван Сергеевич Тургенев Татьяне Бакуниной в марте 1843 года. А в ноябре этого же года, под впечатлением разрыва с любимой, пишет сти­хотворение «Утро туманное». В нем с поэтическим очаро­ванием запечатлено чувство тоски по ушедшему счастью. Так появляется романс-элегия «Утро туманное». Это одна из версий. Существует и другая: стихотворение «Утро туманное» воспринимается как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, и романс передает «главное настроение этой любви». Как бы то ни было, мы имеем возможность слушать произведение удивительной красо­ты, пронизанное грустью и печалью.

Звучит романс «Утро туманное», слова И.С. Тургенева

4 ведущий. На стихи Ф. И, Тютчева создано много красивых, лири­ческих романсов.

В 1823 г. поэт находился на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с шестнадцатилетней Амалией фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III. Она была побочной сестрой другой дочери этого короля - русской императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Ф. И. Тютчев влюбляется в юную красавицу. В 1824 г. он написал стихотворение "Твой милый взор, невинной страсти полной...", посвященное Амалии. В нем есть строки:

Как жизни ключ, в душевной глубине

Твой взор живет и будет жить во мне:

Он нужен ей, как небо и дыханье...

В 1825 г. поэт уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи портреты висели в галерее европейских красавиц у баварского короля Людвига I, чьей красотой и обаянием восхищались Г. Гейне, А. С. Пушкин и царь Николай I, выходит замуж за сослуживца Ф. И. Тютчева — А. С. Круденера. Поэт по-прежнему любит ее и всю свою жизнь будет дружен с ней. В 1870 г. в немецком курортном городе Карлсбаде произойдет встреча Ф. И. Тютчева и Амалии Круденер. После этой встречи поэт написал стихотворение "Я встретил вас..." Положенное на музыку, оно стало популярным романсом.

Звучит этот романс.

3-й ведущий. К жанру романса обращались и многие другие русские композиторы: А.С. Аренский, А.Т. Гре­чанинов, Н.К. Метнер. К концу XIX века в жанре роман­са происходит заметная дифференциация направлений. С одной стороны, вокальная музыка все больше обособ­лялась в замкнутый, кабинетный жанр изысканного со­чинительства, с другой - романс, теряя связь с корнями, превращался в развлекательную эстрадную продукцию.

Но и среди этого потока творчества разного сорта ав­торов выделялись произведения, которым было суждено остаться в памяти. Нередко забывалось имя композито­ра, а произведение оставалось жить.

4-й ведущий. Имена авторов музыки оставались неизвестными. Часто имя композитора запоминалось благодаря лишь одному его произведению.

Романсы создавались не только профессионалами и композиторами-любителями, но и нередко людьми, не имеющими прямого отношения к музыке.

Примером может служить романс адвоката А.Т. Обу­хова «Калитка».

Звучит романс А.Т. Обухова «Калитка»

Романсы сочиняла графиня Т.К. Толстая, произведе­ния ее исполнялись на эстраде и в быту. Ее романс на сти­хи А. Фета «Я тебе ничего не скажу» и романс «Тихо все» на собственные слова исполняются и в наше время. Их отличает теплота тона, мелодичность.

Чтец. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей...

3-й ведущий. Это одно из лучших лирических про­изведений А. Фета. Более того, это один из лучших об­разцов русской любовной лирики. А посвящено оно Тать­яне Андреевне Кузминской, женщине живой, обаятель­ной, обладавшей хорошим голосом, свояченице Льва Николаевича Толстого. В историю русской литературы Т. Кузминская вошла не только благодаря стихотворе­нию Фета. Она была одним из прототипов Наташи Рос­товой. В конце своей жизни Кузминская написала книгу воспоминаний «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне», где описан тот случай, который вдохновил Фета на это заме­чательное произведение.

1-й ведущий. «Уже стемнело, и лунный свет ло­жился полосами на полутемную гостиную, - пишет Тать­яна Андреевна. - Соловьи, как я начинала петь, перекри­кивали меня. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского, "Крошку" Булахова на слова Фета... За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая при­рода, и слова выигрывают в пении.

Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет... Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошел молча ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги...

- Это вам в память вчерашнего эдемского вечера...

Это было стихотворение "Сияла ночь. Луной был по­лон сад"».

Звучит романс «Сияла ночь. Луной был полон сад», слова А. Фета, музыка

Н. Метнера.

Наш рассказ о романсе был бы неполным без расска­за о поэте Алексее Константиновиче Толстом.

Чтец. Средь шумного бала, случайно,

В тревогах мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты...

2-й ведущий. Начало 1851 года. Алексею Толстому уже за тридцать. Он не женат. По долгу службы сопро­вождает наследника престола на бал-маскарад. На балу встречает незнакомку, у которой интригующая манера разговаривать, пышные волосы и прекрасная фигура. А. Толстому, избалованному женской лаской, показалось, что с первых же слов они с этой женщиной могут гово­рить свободно, она поймет все, что бы он ни сказал ей...

Звали прекрасную незнакомку Софья Миллер. Его первым признанием ей были известные стихи: «Средь шумного бала, случайно...».

Композитор Петр Ильич Чайковский пишет к ним музыку. И сегодня мы можем послушать эту тонкую, проникновенную, лирическую миниатюру.

Звучит романс П.И. Чайковского «Средь шумного бала».

3-й ведущий. В начале XX века был очень популя­рен романс «Я помню вальса звук прелестный», испол­няемый эстрадным певцом Юрием Морфесси.

Чтец исполняет стихотворение па фоне тихо звучащей мелодии романса.

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час.

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась,

Да, то был вальс, прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс.


1-й ведущий. Предлагаем викторину, в которую, наряду с другими, включены сведения, прозвучавшие на нашем вечере. Тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов, получит приз.

Ангел кроткий, безмятежный,

тихо молви мне: прости,

Опечалься: взор твой нежный

подыми иль опусти;

И твое воспоминанье заменит душе моей

Силу, гордость, упованье и отвагу юных дней. (А.С. Пушкин. "Предчувствие")

Как небеса, твой взор блистает

эмалью голубой,

Как поцелуй, звучит и тает

твой голос молодой...

За звук один волшебной речи,

за твой единый взгляд

Я рад отдать красавца сечи,

грузинский мой булат...

(М. Ю. Лермонтов. "Как небеса, твой взор блистает...")

Как после вековой разлуки, гляжу

на вас, как бы во сне, -

И вот - слышнее стали звуки,

не умолкавшие во мне;

Тут не одно воспоминанье,

тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в вас очарованье,

и та ж в душе моей любовь!.. (Ф. И. Тютчев. "Я встретил вас...")

На заре туманной юности всей душой

любил я милую;

Был у ней в глазах небесных свет,

на лице горел любви огонь.

Что пред ней ты, утро майское, ты, дубрава,

мать зеленая,

Степь-трава - парча шелковая,

заря-вечер, ночь-волшебница! (А. В. Кольцов. "Разлука")

Что ты жадно глядишь на дорогу

в стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?...

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет. (Н. А. Некрасов. "Тройка")

Я тебе ничего не скажу

И тебя не встревожу ничуть.

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы.

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы

и я слышу, как сердце цветет. (А. А. Фет. "Я тебе ничего не скажу")

Средь шумного бала, случайно,

в тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты;

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,


Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал. (А. К. Толстой «Средь шумного бала…»)

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным…

(С. А. Есенин «Клён ты мой опавший…»

Вопросы:

1.Назовите родину романсов. (Испания.)

2. Где произошла встреча А. С. Пушкина с А. П. Керн, во время которой он отдал стихотворение "Я помню чудное мгновенье...", посвященное ей. (В Псковской губернии, в имении друзей

А. С. Пушкина Осиновых, находящемся неподалеку от села Михайловского, где поэт в то время находился в ссылке.)

3. Композитор, написавший музыку к романсу "Я помню чудное мгновенье..." (М. И. Глинка.)

4. Автор слов романса "Утро туманное ..." (И. С. Тургенев.)

5. Композитор, написавший музыку к романсу "Гори, гори, моя звезда..."

(П. П. Булахов.)

6.Кому посвящены стихи, в которых есть строки:

7. В душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты...

(А. П. Керн.)

8. Название романса, в котором есть строки:

Лишь только вечер затеплится синий, лишь только звезды зажгут небеса

И черемух серебряный иней

жемчугами украсит роса... ("Калитка".)

9. Поэт, написавший строки:

Шёпот, робкое дыханье, трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья…(А. А. Фет)


1-й ведущий. Каждое поколение творцов романса оставляло свой временной срез на его беспокойной судь­бе. Каждое из поколений искало в нем утешения, опоры, заставляло его говорить о горестях и печалях, несправед­ливостях и страданиях. Как ни трудна была судьба ро­манса, он, словно маленький звонкий родничок, бился и сверкал, чтобы напоить жаждущих.

2-й ведущий. Яркий образец современного романса – «Очарована, околдована» (муз. М. Звездинского, сл. Н. Заболоцкого)

Звучит романс.

3-й ведущий. Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И если прислушаться к голосу сегодняшнего дня, к мо­гучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сда­вать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неук­лонно и красиво увлекает все больше и больше молодых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир на­стоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

Тихо звучит мелодия романса «Только раз бывает в жизни встре­ча», слова

П. Германа, музыка Б. Фомина.

2-й ведущий. Дорогие друзья! Наш вечер подошел к концу. Мы прощаемся с вами. До новых встреч с рус­ским романсом! До новых встреч, друзья!

Романс звучит громко.

'



« РОМАНСА ЗВУК

ПРЕЛЕСТНЫЙ…»


(Литературно-музыкальная гостиная)


Учитель: Л. А. Максимова


Март, 2007 г










4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Романса звук прелестный

Автор: Максимова Людмила Алексеевна

Дата: 29.08.2016

Номер свидетельства: 341286

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) ""К нам Лермонтов сходит, презрев времена..." Литературный вечер посвященный 200 летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "
    ["seo_title"] => string(133) "k-nam-liermontov-skhodit-priezriev-vriemiena-litieraturnyi-viechier-posviashchiennyi-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "152339"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420824605"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""К нам Лермонтов сходит, презрев времена...""
    ["seo_title"] => string(44) "k-nam-liermontov-skhodit-priezriev-vriemiena"
    ["file_id"] => string(6) "251105"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447178755"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "« ... Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала.»  (к 200-летию М.Ю. Лермонтова) "
    ["seo_title"] => string(88) "moia-dusha-ia-pomniu-s-dietskikh-liet-chudiesnogho-iskala-k-200-lietiiu-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "182009"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425452269"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства