kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С детских лет мне не нравилось быть «середняком».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Казахская земля гордится многими сынами своей земли, чьё детство прошло в родных краях, одни из них были батырами другие поэтами, писателями, учеными, героями, руководителями страны.  Ребята, сегодня мы поговорим о детстве человека, ставшего впоследствии Президентом нашего государства. Его жизнь, трудовая деятельность по-настоящему живой пример для каждого из нас.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С детских лет мне не нравилось быть «середняком».»

Ахсанова С.А., педагог-психолог

Молодёжненской средней школы

Зерендинского района Акмолинской области

С детских лет мне не нравилось быть «середняком».

Цели классного часа: воспитывать в учащихся чувство гордости за Лидера страны; достичь проявления подлинного интереса учащихся к участникам и предмету общения;

развивать в ребятах казахстанский патриотизм;

провести психологический настрой учащихся через проявление интереса с учётом возрастного развития учащихся.

Слайд 1. « Если говорить обо мне, я никогда не стремился к власти. Однако с детских лет мне не нравилось быть «середняком», я был под влиянием внутреннего чувства самоуважения». Н.А.Назарбаев.

Ведущий: Казахская земля гордится многими сынами своей земли, чьё детство прошло в родных краях, одни из них были батырами другие поэтами, писателями, учеными, героями, руководителями страны. Ребята, сегодня мы поговорим о детстве человека, ставшего впоследствии Президентом нашего государства. Его жизнь, трудовая деятельность по-настоящему живой пример для каждого из нас.

Первый ученик: Нурсултан Назарбаев родился 6 июля 1940 года в небольшом ауле Шамалган, находящийся в Ушконыре, у горных отрогов величавого Алатау. Через несколько дней в семье Абиша праздновали шілдехана- праздник, по случаю рождения ребёнка. Это были приглашённые и гости пришедшие без приглашения, родственники, друзья. Появление нового члена семьи, считалось большим праздником. Гости исполняли традиционную песню, в котором звучали добрые напутствия: расти здоровым и сильным, веселым и храбрым, добрым и умным. В тот же день в присутствии гостей бабушка Мырзабала произнесла: »У Аллаха 99 имён, одно из них- Нур. Второе имя Аллаха – Султан. Пусть мой ненаглядный внук носит одновременно эти два имени, пусть его имя будет Нурсултан».

Второй ученик: Султан, так его называли все, пока он был мал, рос, с малых лет впитывая, доброту матери и прекрасные манеры бабушки. Рано проявились у него творческие способности: под влиянием бабушки ещё пятилетним мальчиком знал наизусть и цитировал фрагменты из народного эпоса. Детство Нурсултана прошло в Шамалгане вместе с детьми других национальностей, живших там. Они росли вместе, купались в прозрачной ледяной воде горной реки. Пасли скот. В свободное время играли в разные игры. Зимой катались на коньках на замёрзшей реке или спускались на лыжах с гор. Всё это дети из Шамалгана делали тогда, когда завершали работу по дому: участите в посадке картофеля, свеклы, капусты, полив и уборка.

Слайд 2: о семье. Третий ученик: Его маму звали Альжан, а отца Абиш. Родители Нурсултана познакомились на строительстве Турксиба, куда Абиш устроился прорабом по вольному найму, а семья Альжан в числе спецпереселенцев была согнана на принудительные работы.

Слайд 3: годы учёбы.В 1947 году Нурсултан пошёл учиться в 1 класс средней школы имени Фурманова в селе Шамалган. В классе детей было много, все они были дети разных национальностей. За первой партой сидел он. Дорога в школу была не близка: первые школьные годы он добирался к месту учёбы, прямо с гор, лишь только через несколько лет его семья переехала в село. Мама Альжан несмотря на свою большую занятость по дому и работу в колхозе помогала сыну в подготовке домашних заданий. К тому же, несмотря на дефицит свободного времени, она часто посещала школу, интересовалась успеваемостью и поведением сына. Накормив сына- Султана мама давала ему обязательно отдохнуть и опять уделяла 2-3 часа своего времени в помощи по выполнению домашних заданий Султана. Его мама в это время никого не впускала в дом, говоря, что её сын готовится к урокам. Сам Султан, даже и наигравшись с друзьями, часто просиживал при свете керосиновой лампы с вечера и до самого утра, такое стремление знать больше владело им. Для родителей учёба сына – дело святое. И такое отношение к учёбе сохранилось у него до окончания школы.

Ведущий: Мне хочется напомнить и обратить ваше внимание ребята, то, что вам и вашем возрасте нужно быть самостоятельным, а не действовать лишь по чьей-либо указке.

Четвёртый ученик: Учась, в небольшой школе, состоящей из нескольких комнат, Нурсултан получал знания, которые он сам самостоятельно закреплял, много занимаясь. И всё и это происходило, как теперь мы называем в класс-комплектах: когда у одного учителя одновременно занимались ученики двух классов.

Первой учительницей будущего Президента РК была Исмаилова Такура. Позже её ученик Садуакас Есимбай, одноклассник Султана вспоминал: » Наша учительница выпустила сотни, таких как мы, мальчиков и девочек, дала нам воспитание и образование. Во время одной из встреч учительница говорила, что Султан ещё в школьные годы удивлял её особым уважением к учителю, ответственным отношением к учёбе, манерам, свойственным людям благородного происхождения, великодушием. Его способность мыслить, манера говорить, ум не соответствовали его возрасту. У него была прекрасная память. Он был умён и расторопен. Благодаря своему этому теперь он на такой должности».

Ведущий: Этими словами, ребята, учительница выражала свою радость, видя плоды своего учительского труда.

Пятый ученик: В то время школы были семилетками. Так вот и Султан по окончанию седьмого класса хотел идти работать, думая как материально помочь своим родителям. Но отец был против –сыну нужно учиться. Класс был разновозрастной, вследствие того, что некоторые дети из-за жизненных невзгод не могли посещать школу. Но его родители в силу жестокого безвременья сами не сумевшие получить образования, старались, чтобы их мальчик мог получить всё, что может дать ему маленькая сельская школа.

Отец с детства приучал Нурсултана, как старшего из детей, к уважению к труду, к аккуратности и терпимости. И поэтому, несмотря на то, что у него было большое стремление учиться, также его одолевало желание помогать своим родителям. Нурсултан вырос закаленным с малых лет, знал, как надо ухаживать за скотиной, знал цену хлебу. Но в то время дети того поколения в отличие от вас, ребята, много работали как у себя на подворье, так и в колхозе, специализируясь на выращивании сахарной свеклы. Работа в поле начиналась с марта месяца и заканчивалась в ноябре. Сначала свеклу сеяли, и через две недели она прорастала. Расстояние между растениями надо было увеличить до 10-15 см. Ещё к тому же, если у растения было больше одной головки, его надо было вырвать с корнем. Позже поливали, пропалывали, и этот процесс повторялся несколько раз в месяц. И только после двух осенних снегопадов, свеклу можно было собирать. В свекле, прихваченной морозом, сахара становится на 12-25% больше. Трактор подрезает корни свеклы, затем ребята сами вытягивают её из-под земли, складывают копной. Лишь только после срезают со свеклы вершки, чистят, грузят в машины, которые увозят свеклу на Боралдайский сахарный завод.

Детям, живущим в сельской местности, как обычно много приходится работать и по хозяйству. Так и дети из аула Шамалган зимой и летом брали питьевую воду в реке. Зимой, прорубив верхний слой льда, наполняли водой фляги и доставляли домой на санках или на коромысле. Кроме этого нужно было водить лошадей и коров на водопой, носить воду для овец и коз, ухаживать за ними, колоть дрова, чистить двор от снега.

Шестой ученик: Почувствовав природный талант сына, отец развивал его. И когда в 1957 году в ауле Шамалган был закрыт 10 класс с казахским языком обучения и ребята, желавшие, а также имевшие возможность продолжить учёбу к тому времени, были направлены в Каскеленскую школу имени Абая. Их устроили в интернате, но Абиш- отец Нурсултана устроил его на квартире. Это была настоящая отцовская забота: несмотря на все трудности семьи, создать условия сыну для получения полноценного образования, соответствующего требованиям времени. Мама создала вокруг Нурсултана атмосферу, в которой он благодаря которой своей дисциплине и добросовестности получал крепкие знания.

Седьмой ученик: В школе он был лидером. У него было увлечение- чтение книг. Из книг он черпал много полезного, познавал мир; книги открыли ему дорогу в будущее. Он с малых лет замечал новые явления, происходящие вокруг, вникал в суть прочитанного, читал произведения классиков, учивших жизни. Читательская всеядность впоследствии сослужила ему хорошую службу, расширяя кругозор и с годами наращивая в нём умение быстро и качественно обрабатывать большие по объёму и разнообразию информацию; при изучении нового материала Нурсултан любил проводить междисциплинарные связи, что показывало прочность знаний, умение строить логически непротиворечивую картину мира. В свободное время Нурсултан посещал обе библиотеки, находившиеся в ауле Шамалган. К тому же участвовал в работе нескольких предметных кружков. Кроме этих кружков Нурсултан посещал кружки по пению, танцам, шахматам. Он хорошо играл на домбре, мандолине, пианино и гармони, исполнял песни частушки на русском языке.

Восьмой ученик: В 1954 году он со своими двумя друзьями вступили в ряды ВЛКСМ: как итог его отличной учёбы и активную общественную работу. Это было незабываемое время. Осенью 1957 года Нурсултан и пять его других одноклассников учились в Каскеленской средней школе. Это была школа-интернат, о которой её ученики говорили «наша золотая колыбель». Родители хотели создать сыну лучшие условия для жизни и учебы, хотели оградить его от влияния дурных компаний, поэтому отец снял сыну квартиру. Всем понравился вновь прибывший ученик из Чемолгана, так как отлично учился и был активистом во внеклассной и общественной работе. Одноклассники сразу же избрали его комсоргом класса, а затем и секретарём комитета комсомола школы. В классе было 42 ученика. 35% выпускников получили высшее образование,30% закончили средне-специальные учебные заведения, а остальные дети по тем или иным причинам не могли учиться дальше. Ведь у некоторых из них из-за бедности просто не было одежды и обуви.

Слайд 4. Школу он закончил в 1958 году с серебряной медалью.

Ведущий: Сверстники и учителя Нурсултана вспоминали, что ему не приходилось тратить много усилий на учёбу. Он был внимателен, обладал проницательностью ума и хорошей памятью. Сам же Нурсултан рано осознал, что природные задатки не могут заменить глубоких и прочных знаний, в связи, с чем упорно изучал каждую дисциплину, не заучивал механически, а вникал в суть вопроса. Хочу обратиться к вам, ребята, с тем, чтобы мы вместе выявили характерные черты личности Нурсултана Назарбаева как ученика в школе и как юноши, заканчивающего школу, которые впоследствии развившись, способствовали тому, что он благодаря самому себе, своим личным качествам стал Лидером нации.

Ведущий: Ребята, приглашаю к свободному микрофону. Выступления ребят.

Ведущий: Исходя из ваших слов позволю себе сделать выводы: его отличало от многих одноклассников такие черты характера как смелость, остроумие и пытливость ума, независимость мышления. Он был не по годам серьёзный и талантливый, дисциплинированный, с обостренным чувством долга и справедливости.

Девятый ученик: По завершению школы Нурсултан Назарбаев поехал в Алма-Ату, но ему не хватило одного балла, для того, чтобы поступить на химический факультет Казахского госуниверситета имени С.М. Кирова.

Ведущий: И опять Нурсултан проявил характер: возвращаться обратно в аул и безропотно мириться с поражением не мог, хотя и в той ситуации забота о репутации становилась для него делом третьестепенным: шкала его личностных ценностей и приоритетов выстроилась так, что, во-первых, он должен был оправдать надежды своих родителей, наставников, односельчан, во-вторых, ему надо держать марку и подтвердить свои способности в учёбе, в третьих, возможности его самореализации в селе были исчерпаны, в четвёртых, найти свою дорогу в жизни состояться в качестве достойного гражданина страны.

Десятый ученик: Три месяца Нурсултан работал охранником в банке. Бойцовский характер и задетое за живое самолюбие побуждали юношу напряженно думать и искать возможности более достойного приложения своих сил. Тем же летом 1958 года в Алма-Ате он сдал вступительные экзамены в Киевский институт гражданской авиации. Поступив в авиационный вуз, радостный он вернулся в родной аул. Но семейный совет не одобрил его выбор.

Ведущий: Воспитанный в уважении к старшему поколению, не привыкший перечить старшим и старавшийся не огорчать родителей, Нурсултан покорно принял этот вердикт и, съездив в столицу, забрал свои документы. Взлеты и болезненные падения, пережитые Нурсултаном за одно лето, нанесли ему переживания и открыли перед ним страницы первых серьёзных прозрений. Но желание шагнуть во взрослую жизнь, с честью выдержать испытание на прочность вдали от родительского гнезда, овладеть хорошей профессией и благодаря собственному труду стать полноправным членом общества было в нём неистребимым.

И как видим, природный талант и организаторские способности, чувство самоуважения и нежелания быть как все, проявились в характере Нурсултана уже в раннем детстве. Он и в дальнейшем смог совершенствовать в себе такие качества как активность и деловитость, ответственность сформировавшиеся ещё в школе.

Слайд5. Об этом сам Нурсултан Абишевич Назарбаевич сказал однажды: « Если говорить обо мне, я никогда не стремился к власти. Однако с детских лет мне не нравилось быть «середняком», я был под влиянием внутреннего чувства самоуважения. Например, в школе я всегда стремился быть первым в учёбе. Я думаю, это характерно для каждого уважающего себя человека. Если же человек перестанет себя уважать, то из него ничего путного не выйдет. Мне как будто было суждено руководить, меня все время избирали в какой-нибудь орган: в старших классах был членом ученического комитета, всегда был в рядах школьного, районного комсомольского актива».

Использованная литература:1.Есімбай Сәдуақас.Ушконыр- золотая моя колыбель,»Кітап»

баспасы, 2010.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
С детских лет мне не нравилось быть «середняком».

Автор: Ахсанова Салима Анасовна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства