Данное мероприятие направленно на установление позитивного взаимодействия в малой группе, осознание ролевых функций членов семьи, мотивация участников на социально значимые семейные ценности, формирование у детей правильного представления о семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семья. Семейные роли.»
КГУ «Детский дом №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с.Сандыктау»
Провела: Ткаченко Т.П.
2016 год
Цели: Установление позитивного взаимодействия в малой группе, осознание ролевых функций членов семьи, мотивация участников на социально значимые семейные ценности.
- формировать у детей правильное представление о семье.
Задачи: 1.Образовательные: ввести понятие «семья», формирование правильного представления о семьи: роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата, сына, дочери; формирование представлений о трудовых обязанностей членов семьи. 2. Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; координировать речь с движением; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе, упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательной формы существительных, расширить словарный запас; развивать внимание, память, мышление. 3. Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
Оборудование: «семейная фотография» (2); атрибутика ролей (2 комплекта); корзина для сладких призов (2); пуговица (2); реквизиты для игры (2); слова-кирпичики (2), призы (шоколадки, конфеты), видео-притча, видео «Что говорят дети о семье», фотографии семей, высказывания о семье.
Воспитатель:
Рождение семьи это важный этап в жизни каждого из нас. Скоро вы начнете самостоятельную жизнь. И для того чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения в семье.
Семья-ячейка общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками.
Семья создается по взаимному согласию мужчины и женщины. Они вступают в брак на равных правах. В семье появляются дети, которых воспитывают родители. Им помогают бабушки и дедушки. Родители обеспечивают семью всем необходимым, создают атмосферу любви и взаимного уважения.
Семья – это частичка нашего государства, нашего народа. Забота о семье - это одна из главных задач государства. В статье№27 Конституции Республики Казахстан записано: «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства». Это значит, что государство помогает родителям растить и воспитывать детей.
При рождении ребенка родителям выплачивается социальное пособие. Это определенная сумма денег для ребенка.
Взрослые в семье должны работать. Чтобы правильно распоряжаться семейным бюджетом, нужно вести его учет, контроль и планирование.
Для того чтобы научиться контролировать свой бюджет и разумно удовлетворять потребности всех членов семьи, избежать незапланированных трат, необходимо прежде всего научиться правильно делать покупки.
Люди, которые знают как вести семейный бюджет, лучше питаются, одеваются и разнообразнее проводят свой досуг.
-В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.
Притча о счастливой семье
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.
Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди.
Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,
СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,
СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: "И все?"
- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
- И МИРА тоже.
Ролевая игра.
Сегодня мы с вами поиграем в игру «Моя семья». У каждой семьи есть свой дом (показывает направо, налево, где полукругом стоят стулья). У каждой семьи есть своя призовая корзина, куда мы будем складывать призы за выигрыш.
Первые направо – это семья Ивановых, вторые налево – это семья Петровых!
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ:
Разбивка участников на 2 команды-семьи, распределение ролей в семье
«Семейные фотографии» - заготовленные пластиковые «пейзажи» с прорезанными овалами для лиц участников,под каждым овалом наклеены из самоклейки надписи: папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочь... кто на каком месте и в какой семейной роли оказался – видно по фотографии, воспитатель знакомит с семьей: это - папа, это- мама...
Знаю - дружная семья всем нужна, мои друзья,
Чтобы в отпуск на природу выезжать с родным народом!
И потом напомнит фото и купанье, и охоту!
Семья Петровых любит отдыхать на природе.
На Озере купаться любят Ивановы!
Прошу семью Петровых занять свои места на семейной фотографии!
Прошу семью Ивановых показать всем свою семейную фотографию!
А теперь посмотрим, какая семья быстрее войдет в образ!
В корзинке лежат костюмы семьи:
Папа галстук надевает,
Дед очки на нос вдевает,
Фартук маме мы дадим,
А косынку бабушке,
А пока оденем детку-
Поиграем в ладушки!
Раз, два, три, четыре, пять – образ новый показать!
Ребята надевают ролевые аксессуары.
Знакомьтесь – семья Ивановых! Знакомьтесь – семья Петровых!
Первый приз в корзину семьи …,
которая быстрее вошла в образ!
РОЛЬ БАБУШКИ:
Скажите, пожалуйста, какую роль в семье играет бабушка?
Высказывания ребят и обсуждение роли бабушки в семье:
хранитель покоя и мира в семье, миротворец, утешитель, воспитатель, печет пироги, вкусно готовит, покупает продукты, занимается хозяйством, стирает, убирает, шьет, вяжет, учит внуков: как себя вести, как готовить, стирать и убираться, ухаживает за внуками, провожает их в школу, лечит, жалеет, ласкает, балует, рассказывает сказки, поет колыбельную песенку…
Вы совершенно правы, ребята:
Бабушка наша мудра и добра, мир и покой сохраняет она!
Самые вкусные плюшки печет, готовит, стирает, вяжет и шьет!
На ночь сказку нам расскажет, колыбельную споет!
А сейчас мы проверим, в какой семье бабушка лучшая рукодельница:
игра «Пришей пуговицу» (яркая пластиковая тарелка превращена в "пуговицу" - прожжены 2 отверстия, на каждой "пуговице" продеты и закреплены по длинному шнуру-шнурку 80-100 см с " иголкой" - шариковой ручкой без стрежня, нужно "на скорость" продевать "нитку с иголкой" в пуговицу, пока не закончится шнур)
Пока бабушки рукодельничают, семья вспоминает сказки, которые бабушка рассказывает перед сном! (Какая семья вспомнит больше сказок, в каждой семье выбрать "бухгалтера" - кто считает количество сказок)
Молодцы! Больше сказок вспомнила семья … - приз в корзинку!
Быстрее пришила пуговицу бабушка из семьи … - приз в корзинку!
РОЛЬ МАМЫ:
Какое первое слово произносит ребенок? Правильно: мама!
Мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль всемье играет мама? (Высказывания ребят).
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.
Кто трусы ребятам шьет? Кто готовит и поет?
Мама кормит всю семью вкусно и питательно,
И продукты в магазине выбирает тщательно,
Нет семейного обеда без борща, котлет и хлеба.
Сейчас мы узнаем, в какой семье мама лучшая повариха!
Мамы вспоминают названия первого блюда на обед: супа!
Семья может помогать маме! Раз, два, три – начали!
Высказывания ребят: названия супов (предварительно в каждой семье выбрать "бухгалтера" - кто считает супы)
Супы и бульоны: борщ, борщ с фрикадельками, борщ украинский, ,борщ летний, борщ с грибами, щи из сежей капусты, щи из квашеной капусты, щи зеленые, щи летние, щи с фасолью, окрошка овощная окрошка мясная; свекольник, рассольник, харчо, солянка мясная, солянка рыбная, солянка грибная, суп овощной, суп грибной, суп картофельный, суп гороховый, суп куриный, суп-лапша, суп рисовый, суп рыбный, уха, суп с фрикадельками, суп с пельменями, суп с галушками, суп с сухариками, суп молочный: рисовый,; бульон куриный, бульон из дичи, бульон с гренками, бульон с клецками, бульон с яйцом, суп-пюре: из картофеля, из тыквы, из зеленого горошка, из грибов…
Молодцы! Мамы знают много супов и, наверное, вкусно их готовят!
Победила мама из семьи … - приз в корзинку!
Ситуация для мамы и папы.
Как известно не бывает семей без размолвок и обид. Разрешите ситуацию.
Разыграть сценку.
1. Муж садится обедать, а суп пересолен.
2. Муж хочет посмотреть футбол, а жена очередную серию сериала.
3.Усыпить малыша. Спеть колыбельную.
РОЛЬ ДЕДУШКИ:
А какую же роль в семье играет дедушка?
Высказывания ребят, обсуждение роли дедушки: главный умелец, все в доме ремонтирует-чинит, самый мудрый, строгий, добрый, учит уму-разуму, занимается внуком, внучкой, водит на прогулку, на спортивные занятия, по ягоды-грибы, главный воспитатель и т.д.
Мудрый и строгий. Умелые руки.
Главное счастье для дедушки - внуки!
Дед хороший – просто клад
И мечта для всех внучат!
Вот мы сейчас и посмотрим, какой дедушка лучше умеет играть с внуками!
Игра с внуком, приз в корзину семьи победителей.
РОЛЬ ОТЦА:
Ребята, а какую роль в семье играет папа?
Высказывания ребят о роли отца в семье.
Вы правы ребята, папа должен уметь все.
Папа – сильный и большой, смелый, добрый и простой!
Он заботой и трудом всю семью содержит, дом!
Он не курит и не пьет, жизнь здоровую ведет,
Он заботиться о детях, бережет свою семью,
И, конечно, очень любит милую жену свою!
Самое главное в семье, чтобы папа любил маму!
И умел показать свою любовь и заботой, и ласковым словом!
Сейчас папа начинает говорить маме ласковые слова, а вся семья помогает ему
Игра: комплименты маме. Приз в корзину семьи.
«Какими вы будете родителями?»
1. Двух-четырёхмесячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что сделаете вы?
а) дадите пустышку;
б) возьмёте на руки и успокоите;
в) оставите в кроватке: «Поплачет, поплачет и перестанет».
2. Ребёнок-дошкольник капризничает, не ест, хотя хорошо ел:
а) вы дадите ему другое блюдо;
б) разрешите ему выйти из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест всё.
3. Ваш ребёнок во дворе поссорился со сверстниками:
а) вы идёте во двор и разбираетесь со сверстниками;
б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь.
4. Вы увидели, что ребёнок-школьник читает художественную литературу, а уроки ещё не сделал:
а) начнёте его ругать и кричать;
б) сядете рядом и разберётесь вместе домашнее задание;
в) без слов заберёте книгу и унесёте в другую комнату.
5. Ваш сын (дочь) скрыл от вас полученную двойку:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;
б) попытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.
6. Ваш сын (дочь) – десятиклассник гораздо позже назначенного времени вернулся домой:
а) запретите гулять вообще;
б) обсудите случившее, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажите.
Если вы выберете вариант б) вы понимающие родители.
РОЛЬ РЕБЕНКА
Семья без ребенка – не семья.
А зачем семье нужен ребенок?
Высказывания ребят.
Попрошу встать пап и мам. Сколько вас? А теперь попрошу встать детей. Сколько вас? Жили-были четыре человека, а после них на Земле осталось только два? А сколько детей должно быть в семье?
Высказывания ребят.
Воспитатель. Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.
Телефонный звонок
Итак, ситуация для семьи Ивановых. Вас вызывает в школу классный руководитель вашего ребенка (Уважаемые родители, хочу сообщить вам, что ваш сын сорвал урок у молодого педагога. Сами знаете, какое сейчас время. Никого в село не затянешь, тем более молодых учителей. И вот такая удача! Приехал молодой химик Елена Ивановна. Тут радоваться надо, а вместо радушного приема – пожалуйста… Хотите знать, что делал на уроке ваш ребенок? Плевал из трубочки, сидел - напевал, давал ненужные комментарии. Я, конечно, могу понять, что ребенок пытался привлечь к себе внимание, но не таким же способом? Что будем делать?)
Ситуация для семьи Петровых. Вас вызывает в школу классный руководитель вашей дочери . (Ваша дочь стала плохо учиться. Девочка способная, но совсем не готовится к урокам. Я считаю, что причина в том, что Лена влюбилась в своего одноклассника, и это плохо влияет на нее. Все внимание на макияж, модную одежду, а не на учебу. А вы как считаете? В чем причина таких изменений? Что нам делать в этой ситуации?)
Воспитатель:
Если обратимся к не очень далёкому прошлому, то можем узнать, что до начала 20 века, семья состояла не из одного поколения (не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Есть тому много свидетельств, вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки. В них говорится о семье. Я приготовила вам пословицы, связанные с семьёй, давайте подберём продолжение пословицы из второго столбика.
На каждом столе лежит две половины пословицы: на синем листочке – первая половина, на желтом – вторая половина. Сейчас вы своей семьей найдёте начало пословицы и её конец.
В гостях хорошо, а дома лучше. Дома и стены помогают. Вся семья вместе, так и душа на месте. На что и клад — коли в доме лад.
Мой дом - моя крепость.
Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, почему так говорят «Мой дом - моя крепость»? (старая английская пословица)
Ученики: (Ответы: там, где мне уютно, где я чувствую тепло и защиту, безопасность, никто не имеет право вмешиваться в мою жизнь.)
Учитель: Несомненно, у человека должен быть дом, а не просто крыша над головой, то место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.
И так как со словом «семья» всегда рядом находится слово дом, ведь дом - это символ семьи, сейчас я предлагаю вам построить дом вашей мечты.
ПРОЕКТ «ДОМ»
Вы же, ребята, понимаете, что у каждого в жизни будет семья, но какой климат будет в этой семье, зависит только от самого человека и от его поведения.
Итак, ребята, чтобы наш дом стал «полной чашей» - нам необходимо создать хороший психологический климат в наших домах. Вы сейчас превратитесь в строительную бригаду, и я предлагаю вам набор «кирпичей - качеств». На листочках дан ряд личностных качеств человека, подумайте, какие из них помогут создать благоприятную атмосферу в доме, а какие её могут разрушить и почему?
Подумайте, какие кирпичи вы возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше тоже можно дать свое название.
Дома, ребята, у вас получились замечательные.
Защита дома-проекта.
Если мы из фундамента уберем хотя бы один кирпичик, то дом покосится и со временем может просто разрушиться, и не будет той сплоченной и любящей семьи, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный и уютный.
Вопросы для зрителей. Роль в семье.
1.Ответственный за материальное обеспечение семьи.
2. Распределение ролей «хозяин»-«хозяйка».
3.Ответственный по уходу за младенцем.
4.Обязанности связанные с развитием ребенка.
5.Роль психотерапевта.
Притча про семью и счастье. Видео.
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи.
Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов.
Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу: – Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает.
Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.
"Ох, что сейчас будет!", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу: – Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила. – Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья. ..
. Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный.