4. Дать возможность почувствовать свой потенциал каждому ребёнку. Создать атмосферу сотрудничества, взаимовыручки.
Оборудование:
Компьютер, герб семьи, фотографии семьи, конверты с заданиями, плакаты с пословицами о семье и мудрыми высказываниями, текст притчи, листы ватмана, фломастеры, ручки.
Ожидаемый результат:
- активизация мыслительной деятельности,
- понимание мира на основе усвоения этических норм поведения: забота друг о друге, выделение достоинств каждого, взаимопомощь, сочувствие.
Сонастройка: «Круг радости»
Ход занятия:
Воспитатель:
На Западе при встрече люди, обращаясь друг к другу, говорят: «Как у Вас дела?», а на Востоке чаще всего при встрече говорят: «Как поживаете? Как поживает Ваша семья?». Вот сегодня я хочу, чтобы и вы ответили мне на этот вопрос: « Как поживает Ваша семья?». Прошу всех принять участие в этом разговоре.
Работа по группам: каждая группа на ватмане указывает те качества, которые по их мнению, присущи здоровой семье и прикрепляют ватман к доске.
Воспитатель:
- Я хочу, чтобы вы сравнили свои ответы. Наверное, этих ответов совпадает?
Что главное в каждой семье?
Конечно - это любовь и взаимопонимание.
(На столах у детей лежат толковые словари С. Ожегова, В. Розановой) Найдите в них слово «семья» и прочитайте, что это слово обозначает. ( на доску вывешиваются листы с выписками из словарей).
Семьи все разные. И в каждой семье есть свои традиции. В 1829 г. французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотоаппарат и с тех пор традиция составлять и хранить фотоальбомы прочно вошла в нашу жизнь.
Рассмотрите свои фотографии и выберите самые интересные для вас. Теперь выберите спикера и он ответит на вопросы карточки.
Карточка:
Когда был сделан снимок?
Какие чувства вы сейчас испытываете, глядя на этот снимок?
Почему именно эту фотографию вы выбрали?
(ответы спикеров)
Мы все храним фотографии. Они оставляют память о дорогих людях, о событиях. Просматривая их, мы вспоминаем моменты своей жизни.
«Дерево жизни» - кто ты такой? (на доске плакат с деревом).
Корень – цель и смысл вашей жизни.
Ствол – ваше представление о жизни.
Ветви – качества, которые хотели бы иметь, мечты, желания.
Плоды – что уже имеете, сбывшиеся желания или мечты.
Приходилось ли вам когда - то яростно хлопнуть дверью, выходя из комнаты, кабинета? Были ли у вас когда – либо ссоры? Или может вы были глубоко задеты чьим – то грубым замечанием? Если вы ответили утвердительно хоть на один вопрос, то вы знакомы с тем, что называется конфликт. Злой волшебник Конфликт, к сожалению, приходит к каждому в гости. Послушайте историю ( на доску вывешивается изображение винограда) «Виноград».
Вот так непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой.
Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж – на разных языках.
Шли вместе – тюрок, перс, араб и грек.
И вот какой – то добрый человек
Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.
Вот перс тогда другим сказал: «Пойдём
На рынок и ангур приобретём!»
«Врёшь, плут! – в сердцах прервал его араб.
Я не хочу ангур. Хочу энаб!»
А тюрок перебил их: «Что за шум?
Друзья мои, не лучше ли изюм?»
«Что вы за люди?! – грек воскликнул им. –
Стафиль давайте купим и съедим!»
И так они в решенье не сошлись
И, не поняв друг друга, подрались.
Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.
Вопросы:
Что послужило причиной данного конфликта?
Как можно этим друзьям прийти к согласию?
Какие конфликты случаются у вас?
Конфликт можно контролировать: идти на компромисс, сотрудничать, избегать. Я желаю, чтобы неприятностей и конфликтов в вашей жизни было, как можно меньше, а знания, полученные на наших занятиях, помогут вам достойно разрешать конфликты.
Разминка. Массаж – тренинг «Фермер».
Воспитатель:
- Говорят, что смех продлевает жизнь. Давайте и мы «скушаем» «Смешинку».
Сценка – комикс:
1 чтец. Прошло три года, я уже подрос.
Естественно, что здесь возник вопрос,
Известно всем, что маленьких ребят
Зачем – то отправляют в детский сад.
А там проблемы…
Где их только нет!
И на вопросы где найти ответ?
2 чтец. Ну, говори, что натворил в саду?
Узнаю всё! Ведь я туда пойду!
Что значит «Кушать кашу не хотел?»
Зачем её на голову надел?
Ах, не себе? А почему Серёже?
Он ябеда? А ты каков! О, Боже!
А ну – ка, в угол! Марш и не реветь!
С тобой ещё поговорит отец!
Шуточное стихотворение «Ваза».
Папа вазу опрокинул, кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!» - всё семейство скажет.
Ну, а если бы, к несчастью, это б сделал я?
«Ты разиня, ты растяпа» - скажут про меня.
Воспитатель:
На столах у вас лежат два текста. Прочитайте.
Рассказ «Сыновья».
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
- Что же сказать, ничего в нём особенного нет. – говорит женщина.
Вот набрали женщины полные вёдра воды и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, спину ломит. Вдруг выбегают три мальчика. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Другой песни поёт, соловьём заливается. Заслушались женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их домой. Спрашивают старичка женщины:
- Ну, что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? – отвечает старичок. Я только одного сына и вижу.
Притча.
В давние времена жила на земле удивительная семья. Семья огромная – сто человек. И в ней царили мир и согласие. Молва об этой семье долетела до верховного правителя. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет: почему в этой семье такие дружные и счастливые люди?
Он отправился в город и пришёл к основателю этой семьи. Правитель спросил старца: «Как Вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец долго пытался объяснить правителю, но тот никак не мог понять истины. Тогда старец взял бумагу и написал 100 раз одно слово и отдал правителю. Прочитал правитель, написанное на бумаге, и лицо его выразило удивление.
Вопросы к рассказам:
Какие чувства у вас и мысли вызвали эти рассказы?
Какой эпизод произвёл на вас большее впечатление?
Какое отношение к своему дому, к друг другу у героев этих рассказов?
А вот какое слово написал старец – «ПОНИМАНИЕ» ( прикрепляется на доску).
Воспитатель:
И теперь давайте выясним и определим – какие правила поведения нужно выполнять, чтобы не возникали конфликтные проблемы в семье. Обсудите это в группах. Запишите каждое правило и спикеры их зачитают.
Уважать старших
Не обижать младших
Помогать по дому
Делать работу сообща
Понимать друг друга
Заботиться о близких
Если вы будете выполнять то, о чём только что написали, то у вас будет дружная семья.
Встречу завершаем и всем мы пожелаем,
Чтоб всегда здоровы были, чтоб смеялись и шутили!
Рефлексия.
Давайте подведём итоги. Что же такое «Здоровая семья»? Это небосвод, на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца – взаимопонимание, любовь, дружба, совместные дела, доверие, спокойствие, забота о родных людях. И давайте помнить о том, что все, и взрослые и , и дети хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. Какова наша семья таковы наши дети, таким будет наше будущее.
(дети рисуют на доске солнце и каждый лучик подписывают словами – определениями).
В конце занятия проводится психологическая разгрузка (интерактивная методика с просмотром компьютерного диска).