Просмотр содержимого документа
«Семейный час: "Мои права и обязанности"»
Семейный час «Мои права и обязанности»
Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру воспитанников.
Задачи:
Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Формировать уважительное отношение к правам других людей.
Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Оборудование: листовки «Мои права» (на каждого ребенка), Памятка «Обязанности воспитанника (из Устава детского дома)» (на каждого ребенка), карточки к игре «Юридическая консультация», карточки с ситуациями из жизни школьника.
Форма: семейный час с элементами игры.
Ход
Психологический настрой: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого дерева есть листочки разного цвета. я попрошу взять один из них(любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех. Кто выбрал зелёный лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Красный лист- желает общаться. Жёлтый лист- проявит активность. Синий лист- будут настойчивы. Помните. Что красота дерева зависит от вас, от ваших стремлений и ожиданий. Дети приклеивают листочки к дереву. Получится «Дерево достижений».
1.Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь. Сценка поможет нам определить предмет нашего разговора.
Сценка (разыгрывают воспитанники)
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.
Артем: Давайте поиграем в войну!
Владик: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, милиционером. А ты, Димка, будешь бандитом.
Дима: А я не хочу.
Артем: Чего не хочешь?
Дима: Играть в войну.
Влад: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!
Дима: Я не хочу.
Артем: Захочешь.
Дима: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
(Дети садятся на места)
Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Артем и Влад? Почему они не правы? Прав ли Дима?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)
Воспитатель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности» . Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
Воспитатель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы :
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека
А что такое Декларация? Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо .
Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
- Как вы думаете, какое право может обозначать сердечко? Что значит забота? Кто о вас заботится?
-Что может обозначать домик? Можно ли брать чужую вещь без разрешения?
-Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти речь здесь?
-О каком праве могут напомнить вам ваши учебники?
-какими правами пользуются учащиеся в школе?
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (слайд 4, щелчок, гиперссылка на слайд 6).
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 20 лет, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.
Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую листовку, которая называется «Мои права». Рассмотрите ее. ( раздаются листовки «Мои права» (Приложение 1).
Закрепление знаний. Игра «Юридическая консультация». Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на дос ку, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...» (см. Приложение 2), (слайд 18) (Во время игры дети вытаскивают одну карточку и комментируют, какие права ребенка были нарушены в данном случае).
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются? (Заслушиваются примерные ответы детей).
Да, я согласна с вами, что мно гие взрослые не считают детей полноправными личностями, не ува жают детей, поэтому не соблюдают их прав.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).
Есть у вас обязанности в семье? Какие?
Существуют ли обязанности у учеников в школе? Какие?
Где могут быть записаны обязанности учеников?.
Вот в уставе нашего детского дома тоже есть обязанности воспитанников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности . Давайте их озвучим. (см. Приложение 3).
Закрепление. Анализ предложенныхситуаций.
Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности. Предлагаю вам проанализировать следующие ситуации. (см. Приложение 4.) (Заслушиваются комментарии детей к предложенным ситуациям).
Подведение итогов беседы. Рефлексия:
Вот и подошел к концу наш семейный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.
Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).
Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).
Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).
Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
Сколько лет исполняется в этом году с тех пор, как Россия подписала Конвенцию о правах ребенка (20 лет)?
Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?
Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.