3. Работа над усвоением нового материала Семья в жизни наших предков имела большое значение. Всей семьей собирались, чтобы обсудить и решить важные проблемы, и не только быта, но и работы. В семье обязательно был старший, его все слушались. Он поддерживал в семье порядок. Главу семьи называли домостроителем. Младшие поступали под опеку взрослых и учились их ремеслу. Старики были окружены почетом и заботой. Сегодня мы поговорим о правилах семейного общения. Предлагаю вам пройти тест Тест «Много ли хлопот ты приносишь родителям?» 1. Дома ты и твоя бабушка. Бабушка снова и снова пристает к тебе со словами: «Когда же ты, наконец, уберешь свою комнату?!» Твои действия: а) ты продолжаешь сидеть 5, 10, 15 минут за компьютером. Наконец, твои нервы не выдерживают и ты начинаешь убирать; б) ты объясняешь бабуле, какая интересная игра у тебя идет, и как только ты доиграешь — возьмешься за уборку; в) ты встаешь, несмотря на то, что компьютерная игра не за-вершена, и начинаешь протирать пыль, складываешь на место учебники и игрушки. 2. Ты пришел из школы, пообедал. Твои дальнейшие действия: а) посуду мыть некогда, сейчас твой друг принесет новую компьютерную игру, и надо, пока нет родителей, наиграться вволю; б) посуду мыть не будешь, сделаешь побыстрее уроки, потому что скоро придет друг и принесет интересную компьютерную игру; в) договорись с другом, что через 2 часа он придет, поэтому нужно быстро мыть посуду и делать уроки. Мама просит в выходной день навестить бабушку: а) «Вот еще что выдумала! Мне некогда. Я договорился с ребятами сходить в кино»; б) позвонишь бабушке и скажешь, что придешь в следующий выходной, а сегодня не можешь, идешь с ребятами в кино; в) позвонишь бабушке и скажешь, что придешь вечером, т. к. днем договорился с ребятами пойти в кино. Результаты: Если больше ответов «а» - пока в вашем доме сплошное ненастье, и тебе следует над этим задуматься. Если большинство ответов «б», погода в вашем доме облачная. Подумай над тем, что ты можешь сделать, чтобы в твоем доме и тебе, и твоим близким было тепло и уютно. Если преобладают ответы «в», мы не сомневаемся, что в вашем доме ясная погода. Ты молодец! Ты стараешься учитывать не только свои интересы, но и интересы своих близких. Обсудим: Как нужно поступить, когда мама попросила сходить в магазин, а вам срочно нужно что-то доделать? Как нужно поступить, когда мама попросила вымыть посуду, а вам так не хочется это делать? Как вы поступаете, если маме что-то необходимо, а у вас свои планы? Как вы думаете, почему происходят ссоры в семье между близкими людьми? Кто виноват в этом? Что нужно сделать, чтобы в семье, в ваших отношениях с мамой что-то изменилось к лучшему? Ребята! Отношения, покой, порядок, радость в вашей семье во многом зависят не только от взрослых, но и от вас самих, от вашей внимательности, воспитанности... Вопрос о самочувствии близкого человека, маленькая услуга, приветливая интонация, готовность помочь — это создает настроение... Помните, что вас любят, и самую большую боль причиняете вы своим невниманием, непослушанием... Физминутка (слайд) Ребята, а что такое правило? Правило - это то, что было когда-то установлено и стало привычным - Посмотрите на общение дочери и мамы. Какое правило можно вывести? Сценка (Девочка собирается на вечер, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.) Мама - Света! Положи вещи на место! Света - Мам! Отстань! Не видишь, я тороплюсь? Мама - Ты когда вернешься? Света - А что? Мама - Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь? Света - Так тебе и надо! Может, побыстрее мне новый ключ закажешь! Ну ладно, некогда мне. Мама - До свидания, дочка - Понравилась ли вам Света? Почему? ( Потеряла ключ, грубо разговаривает с мамой, вещи не собирает, уходит и не говорит, когда придет. А мама будет ждать, беспокоится.) -Как нужно относиться к родителям? (Уважать, не огорчать, радовать поведением, помогать дома) - Какое правило напрашивается? На доске: Уважай и люби старших. Посмотрите на поведение старшего и младшего братьев. Сценка (Два брата дома одни, рисуют) Старший - Дай - ка сюда красный карандаш! Младший - Отдай, я же им рисую Старший - Тебе все равно, чем калякать, а я картину рисую! Младший - Ну ладно, возьми! А покажешь картину? Старший - Отстань, мелюзга, не мешай. - Обсудим увиденное. Старший брат силой отбирает карандаш у братика, обижает его. - Поднимите руку, у кого есть братик или сестренка? Как вы к ним относитесь? Что делаете вместе? Какое правило напрашивается? Позаботься о младших. Готовясь к занятию, мною были выбраны правила, которые установлены во многих семьях. Давайте мы с вами их разберем. Развлекай себя сам Не упрямься Умей договариваться - А какие правила общения существуют в вашей семье? (просмотр видеоролика) - О чем вам поведали наши родители? Ребята, а можно ли наш классный коллектив назвать семьей? Игра «В мире симпатий» Дети встают в круг. Поворачиваясь друг к другу, говорят комплимент: «Мне нравится в тебе…» (Либо «ручеек радости» - подари соседу улыбку) - Что вы испытали, когда узнали о себе что-то приятное? Вывод: Правила необходимы. Правила обязательно должны быть в жизни каждой семьи. Человеческая жизнь всегда идет по тем или иным правилам, и, осваивая правила, ребенок взрослеет, становится человеком. Любопытно: если правила исчезают, ребенок вначале радуется, а потом чувствует себя забытым и ненужным («никому до меня нет дела»). |