Просмотр содержимого документа
«Сердце, отданное Донбассу»
Сердце, отданное Донбассу.
( встреча в литературной гостиной, посвященная Году Чтения.)
Учитель
Ребята, позвольте начать наш первый урок. Как видите, он необычен, необычен уже тем , что проходит не в наших родных кабинетах, а в зале. А еще необычен он тем , что посвящен книге, чтению . Чтение.. Польза и важность его, несомненно, велика. Чтение развивает воображение, а постепенно вытесняющее его телевидение, зачастую, не дает возможности человеку думать самому. Все можно легко понять по выражениям лиц, изменениям тона голоса и декорациям. Но когда ты читаешь, то самостоятельно распределяешь роли, выбираешь обстановку и следишь за ходом событий. Значение книг и чтения в жизни человечества сложно переоценить. С древних времен человек, умеющий читать, был уважаем и почитаем согражданами, а к самой книге относились с благоговением. И это совершенно неслучайно. «Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки», - справедливо подчеркивал австрийский писатель Стефан Цвейг. И действительно, книга – неисчерпаемый источник мудрости многих поколений, который хранит живое дыхание истории, это кладезь информации, которую невозможно исчерпать, это тренажер для развития ума и воображения.
Ученик. Однажды Альберта Эйнштейна спросили, что нужно сделать , чтобы дети , были умнее. Его ответ был прост и мудр.» Если вы хотите чтобы дети были умны, читайте им; а если хотите, чтобы они стали еще умнее, читайте им еще больше»
Ученик. Думаю он понимал ценность чтения и воображения. Ведь чтение – это познание « откровений мудрости». Каждый из нас мечтает быть успешным в будущем, конечно, а путь к успеху лежит через книгу, чтение.
Ученик. Чтобы поддержать интерес к книгам, чтению,2016 год объявлен в ДНР Годом чтения. Потому что книга может дать ответы на многие интересующие вас вопросы. Подскажет пищу для размышлений. Она воспитывает в нас человека. Книга- это окошко, через которое мы видим и познаем мир, познаем себя. Книгу заменить ничем нельзя. «Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информатики, не будем спешить расставаться с книгой, - призывает нас академик Д.С, Лихачев.
Ученик. Интересен факт. В Германии, начиная с 1947 года ежегодно 10 мая отмечается День книги. Эта дата была выбрана не случайно и напоминает миллионам людей во всем мире об истинном лице фашизма. Т.К. 10 мая 1933 года в Берлине и в некоторых других городах были сожжены книги, неугодные гитлеровскому режиму. Поэтому неслучайно на одной из центральных площадей Берлина , Бебельплац ,в 1995 году был установлен памятник сожженным книгам работы Михи Ульмана.
Ученик. Памятник представляет собой пустые книжные полки, установленные ниже уровня сотовой и закрытые сверху стеклом. А на табличке рядом можно прочитать слова немецкого поэта Генриха Гейне « Это была лишь прелюдия. Там , где сжигают книги, впоследствии убивают и сжигают людей».
Ученик. Ужасающие примеры сожжения книг в разные исторические времена свидетельствуют об одном : книга влияют на формирование духовного мира человека.
Ученик. Рост духовной культуры – задача первостепенной важности, тем более для нашей молодой республики, непокоренного Донбасса. Время выдвинуло своевременную и актуальную проблему истинной гуманизации общества на фоне разрастающегося терроризма. Террористическими действиями охвачен Донбасс со стороны фашиствующей власти в Украине. В трудных условиях восстанавливается и продолжает жить трудовой Донбасс, несмотря на обстрелы, разрушения, создавая новую государственность- Донецкую Народную Республику. Возрождая внимание нашей молодежи к нашим стокам , глубинным корням нравственности. Поэтому 2016 год, объявленный главой республики А.В. Захарченко- это закономерность , так как литература воздействует на ум и сердце читателя, способствует воспитанию искусством слова нравственных идеалов, духовного богатства.
Ученик. Донбасс- великий край. Он издавна славился именами талантливых людей, которые занимаю значительное место в литературной ждизни нашей страны. и сегодня мы поговорим о писателях и поэтах, которые свои ми произведениями прославили наш край.
( Звучит мелодия песен, посвящённых Донбассу).
Ученик . Стихотворение. « Донбассу Жить».
Ученик. Это стихотворение Павла Беспощадного ( Иванов).Он стал первым действительно известным донбассовским поэтом. До революции он 10 лет отработал на шахтах, затем активно участвовал в Гражданской войне на стороне большевиков. А в 1924 году в горловской газете « Кочегарка» были опубликованы его первые стихи. Творчество шахтерского барда нашло отклик у читателей и бывший шахтер активно занялся литературной деятельностью. В итоге- целые книги его стихов ,посвященные Донбассу и его людям. И сегодня, даже тем кто не интересуется поэзией, известны эти строчки «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано», ставши квинтэссенцией донбасского менталитета.
Ученик. Особенно актуально звучали эти слова в годы Великой Отечественной войны. Когда в маленьком шахтерском городке Краснодоне поднялись на борьбу с фашистами молодые ребята., школьники, наши ровесники , готовые отдать жизнь , но не покориться врагам.
Ученик . Известный писатель Франц Кафка однажды записал в своём дневнике « Я думаю, мы должны читать лишь те книги, что кусают и жалят нас». Я думаю, что такой книгой является роман А. Фадеева « Молодая гвардия» о событиях 1942 года в маленьком шахтерском городке.
( сценка Клятвы молодогвардейцев в исполнении уч-ся)
Ученик. Чтение отрывка из романа « Молодая гвардия».
Ученик. Я восхищаюсь мужеством, силой воли наших сверстников, которые не испугались в трудную годину для нашей страны, а встали на её защиту. Ведь самому младшему из них было всего 14 лет. Читая роман , я часто спрашивал себя : « а я смог бы? ….»
Ученик. Радьков Дмитрий Филиппович - наш земляк, принимал участие в Великой Отечественной войне, много писал о войне. Все мы прекрасно знаем нашу святыню Саур-Могилу, нашу главную высоту. Ей поэт посвятил свое стихотворение.
Ученик. Читает стих. «Саур- Могила»
Ученик. Перечитывая строчки стихотворений Радькова мы находим и описание родной природы.
Ученик . Читает стих. « Булавинка».
Ученик. О чем бы не писал поэт, в каждой строчке чувствуется огромная любовь к своей малой родине.
( стих. « Родной простор»)
Ученик. Продолжая тему поэзии , нельзя не вспомнить нашего земляка, выпускника нашей школы поэта Анатолия Кравченко.
( Презентация , посвященная жизни и творчеству А. Кравченко)
Ученик. Поэзия А. Кравченко вошла в литературу как взрыв.
( стих. « Поэзия как взрыв..»
Ученик. Донбасс называют краем угля и металла. Но тот , кто хоть раз побывал здесь не мог не заметить главную его особенность. Это край трудолюбивых , мужественных, талантливых людей, знающих себе цену, ценящих жизнь.
( Стих. « Я знаю жизнь зачем…»)
Ученик. Читает стих. « Поэзия».
Ученик. Говорят, города Донбасса похожи друг на друга. Я думаю иначе. Двух одинаковых подъездов не бывает, не то что городов. Но для меня очевидно одно: енакиевский климат благоприятствует произрастанию поэтов.
Ученик. 2 ноября 2015 года нашему земляку поэту -песеннику М. Пляцковскому исполнилось бы 80лет. Но этот юбилей прошел без него. Михаила Спартаковича знали и любили все. На его песнях выросло не одно поколение юных граждан нашей страны. О чем бы не писал поэт , но Донбасс и Енакиево остались ностальгической мелодией во всем его творчестве. Мне очень нравится вступление к поэме, посвященной Павлу Турутину, чье имя носит одна из улиц нашего города.
Ученик читает стих. « Утопает город мой донбасский…»
Ученик. А мне запомнился эпизод, связанный с песней « Улыбка». В Донецке во время праздника Михаил Пляцковский исполнял под гитару свои песни. Когда он запел « От улыбки солнечной такой перестанет плакать самый грустный дождик,- дождь, барабанивший по стеклам, перестал, небо стало проясняться. Волшебная песня получилась.
Ученик. Исполняет песню « Улыбка», которую подпевает весь зал.
Ученик. Города Донбасса… Они как люди. Есть красавцы- дорогие, импозантные. А бывают обычные трудяги. Города, которые привыкли называть индустриальными. Но все они чия-то родина, чей то дом. Вот и наш город, город труженик, с виду неказистый, а поди –ка . дал истории такого прекрасного поэта -песенника, который как цветок бессмертник- неувядающий, как неувядающие его стихи.
( Уч-ся читают стих. « Откуда я родом», « Родина шахтерская моя»)
Ученик. Стихи песни М. Пляцковского можно читать , петь, слушать бесконечно. Потому что в каждой строчке откровения автора, любовь. Наверное он был счастливым человеком, ведь его любили и он был любим.
Учитель. Родной мой Донбасс, Енакиево мой любимый. Вечный мой страдалец. Тебя бросали в концлагеря, тебя пытали, расстреливали. Уничтожали . и продолжают уничтожать, А ты , не смотря ни на что продолжаешь воспитывать академиков Слова, навечно привязывая их к своему антрацитовому телу могучими узами сыновьей любви. Сегодня у нас член литературного объединения « Родник» Эдуард Бондарь.
( Выступление барда).
Учитель. Вот и подошла к концу наша встреча с книгой , этим великим и сложнейшим чудом из всех чудес , сотворенных человеком.. В заключении хочется вспомнить всем известную фразу и перефразировать её немного « Глупый учится на своих ошибках, умный на чужих, а мудрый…учится с помощью книг» .
( Читает стих. Василия Миронова « Читайте больше» )
Цели и задачи :
- формирование представления о книге как о средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций народа;
- осознание значимости чтения для личного развития; ; формирование потребности в систематическом чтении;
-понимание роли чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности;
- воспитание любви к книге и потребности в чтении, - формирование индивидуальных читательских интересов, умение и желание обсуждать прочитанное.
Место проведения: актовый зал.
Форма проведения: литературная гостиная.
Оборудование : плакаты с символикой Года Чтения, компьютернаяпрезентация, книги, аудио и видео материалы.
«КУ ОШ I-III № 7 г. Енакиево»
« Сердце, отданное Донбассу»
( встреча в литературной гостиной, посвященная Году Чтения)