1 Ведущий: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: Мы- хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1 Ведущий: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: Мы- хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину.
(демонстрация слайдов)
2 Ведущий: Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера! Здравствуйте, птицы! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожили их.
1 Ведущий: Уничтожение продолжается и сейчас! Цели разные: кто-то хочет получить больше денег, продав редкое животное или его мех, кто-то охотится в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом.
2 Ведущий: И когда слышишь: Человек- царь природы, то спрашиваешь: «А что он представляет собой без природы- без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев- человек?». Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.
1 Чтец: На нашем шарике земном, где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса и голубые небеса,
Где пруд, река, озера, лес, полно таинственных чудес.
2 Чтец: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы останемся одни!
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Прекрасна, родная Земля,
Прекраснее не найти никогда.
Зеленые дали, леса и поля
И синяя в речке вода
1 Ведущий: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу, Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да)
Молодцы! А теперь я хочу вам предложить различные ситуации, а вы должны найти правильное решение.
1. Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.
-Давайте посмотрим, что внутри муравьиного домика,- сказал Алеша.
- Давайте,- с интересом ответила Аня.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети,
мама подбежала к ним забрала палку и сказала.
-Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…
2. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
-Что ты делаешь?- спросила старушка
-Пчел прогоняю, они цветы жалят.
Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого
Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
-А я и не знал об этом.
Вопрос: Что рассказала Олегу старушка?
3. Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
4. Идя на экскурсию в лес, увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести ее в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили кто прав. Помогите им.
2 Ведущий: Молодцы, почти все правильно ответили. Перед вами сейчас выступят ребята, которые сегодня нарядились в сказочные персонажи, так или иначе связаны с природой. Они еще раз напомнят вам эти правила и, возможно, вы узнаете себя или своих знакомых среди них.
Включает магнитофон. Звучит музыка, все танцуют. В разгар пляски происходит резка смена настроения. Звучит удар грома и шум дождя
Хрюшка:
Неужто дождик, было ясно.
Барашек:
Прогнозам никогда не верь.
А как повеселились классно!
Кот:
Щас громыхнет!
Пес:
Умолкни, зверь!
Звучит AveMaria. На сцену выходит Земля-матушка. На ней- черная накидка с прикрепленным мусором: пачками сигарет, бутылками, стаканчиками. На голове капюшон, лица почти не видно.
Пес:
Мадам, Вы кто? Мы вас не звали!
Как неопрятны Вы, грязны.
Хрюшка:
О, сколько грусти в Вас, печали.
И чем же вы огорчены?
Земля:
Узнать меня должно быть трудно
Хоть я- родимая Земля.
Такая- в праздники, такая – в будни.
Да, вами я засорена.
Услышьте Вы мою молитву.
К Вам обращаю я ее.
Еще немного, я погибну.
Услышьте слово Вы мое.
Молитва Земли-Матушки
(Земля обращается к зрителям)
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут.
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски.
Конфету съел- и что, малыш,
Бросаешь фантик, не глядишь?
Пуста бутылка, все испил?
А унести не стало сил?
Услышьте голос мой родной.
Я плачу дождевой слезой.
Я задыхаюсь, не молчу-
Землетрясеньями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистой и здоровой.
Ведущий:
Давайте выйдем все во двор.
Очистим мы земной ковер
От мусора, нечистоты,
Кругом посадим мы цветы.
И станет больше доброты,
Надежды, веры, теплоты.
Любви другу к другу навсегда!
Мы смоем грязь, уйдет беда.
(С Земли снимают накидку, собирают в мешок мусор. Земля- в чистой, белой одежде)
Барашек:
О, боже! Как она чиста!
Явилась миру красота.
Смотрите, и бумажек нет,
От нами съеденных конфет.
Не поднимать чтоб, не бросай,
И Землю- мать оберегай.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
И будет оставаться в них навеки,
Чистая и вкусная вода!
Кто же виноват в том, что происходит вокруг нас? («Земля» обращается к детям). Ответы детей.
Земля-матушка: Правильно, молодцы!
Но мы всегда должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Он любуется природой. А вы знаете растения и животных? Давайте посмотрим. Докажите! Угадайте мои загадки.
Растет в траве Аленка В красной рубашонке. Кто ни пройдет, Всяк поклон кладет. (Земляника)
В густом лесу под елкой, Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками, Комочек, а живой. (Ежик)
Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. (Береза)
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
На поляне, возле елок, Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нем миллион. (Муравейник)
С ветки на ветку Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету Он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка)
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. (Кошка)
Днем слепа, ночью зряча, Мышей ловит, а не кот. (Сова)
Мать, отца не знаю, Но часто называю. Детей знать не буду - Чужим сбуду! (Кукушка)
Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила. А о чем она грустит Никому не говорит. (Ива)
Земля-матушка: Спасибо, я очень рада, что вы отгадали мои загадки.
-Из-за губительного отношения людей к природе многие растения и животные пропадают. Чтобы сохранить их люди создают заповедники, разводят и охраняют исчезающие виды животных и растений.
(демонстрация слайдов заповедно-природного парка «Сибирские Увалы»)
2 Ведущий: Знаете ли вы что: На территории заповедно- природного парка «Сибирские увалы» обитают 109 видов птиц, 136 видов жуков, 105 видов пауков.
1 Ведущий: А в государственном заповеднике «Малая Сосьва» только ягод-14 видов.
В Юганском государственном заповеднике кроме болота, которое занимает одну треть территории, есть еще и музей хантыйского быта.
2 Ведущий: А всего на территории Ханты-Мансийского округа 8 памятников природы, 4 природных парка, 11 заказников окружного и федерального значения, 2 заповденика.
1 Ведущий: А кто знает, что такое Красная книга?
Ответы детей.
1 Ведущий: В этой книге собраны все виды исчезающих растений и животных.
Чтец:
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери и змеи,
Охраняются даже цветы!!!
2 Ведущий: Молодцы! Много нового вы сегодня узнали! Я очень хочу, чтобы вы жили в дружбе с природой, чтобы всегда любовались её красотой, ведь сохранить природу для других поколений- это в ваших руках! А природа отблагодарит вас за ваши добрые дела спелыми ягодами, чистыми дождями, душистыми цветами, ярким солнышком …и другими чудесами! Ведь чудес полна – могучая природа!
1. Ведущий:
Природа, которая дает нам все для жизни, требует бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед нашими потомками. Только что мы видели с вами, как герои сказки беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносят большие беды.
На сцену выходят все участники мероприятия
1 Чтец: У всех людей одна планета,
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света,
И перелетам диких птиц.
2 Чтец: И нам беречь планету надо,
Для тех, кто будет после нас.
А мы безумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
3 Чтец: Леса свою теряют силу,
Уходит нежный запах лип.
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб
4 Чтец: А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки.
5 Чтец: Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней.
Все вместе: Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
2 Ведущий:
Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Берегите каждое деревце, веточку, цветочек. Не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожара в лесу. Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым. Не травите и не губите рыбу. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей, наоборот, боритесь с браконьерами.
Звучит песня в исполнении автора Кольцова Николая «Сибирские Увалы»
(Демонстрация слайдов)
Сибирские Увалы
Сибирские равнины
Хранят большие тайны,
Но есть, кто раскрывает,
Их видно не спроста,
От глаз людских болотами
Совсем не проходимыми
Закрыты для охоты,
Такие вот места!
Бобры там, как хозяева,
Свои плотины строят,
Старательно и быстро
Возводят прочный сруб.
А в мерзлоте закованный,
Спешит проснуться с солнцем
Сибирский углозуб.
С рождения не тронутый,
Весь в первозданном виде,
Послужит человеку
Еще не сотню лет.
Природный парк с названием
Сибирские Увалы,
Все знают, что красивее
Его в России нет!
1 Ведущий: Если мы хотим видеть нашу планету экологически здоровой, то экологом должен быть каждый в своей жизни.
А сейчас каждому из вас мы подарим закладку-памятку о правилах поведения в природе. Чтобы вы еще раз могли прочитать правила, познакомить с ними ваших друзей, родных.
А тем, кто хочет показать свои знания по экологии, мы предлагаем закладки-загадки, ответы на которые вы должны принести в библиотеку до 25 апреля, помните, победителей ждут призы.