История хлеба - это история человечества. В трудное для Донбасса время проблема питания вышла в который раз на первое место. Незащищенные слои населения благодаря помощи россиян могут выживать. Воспитательный час на указанную тему раскрыл историю возникновения сброженного (кислого)хлеба, бородинского и показал современным детям выживание в военном Ленинграде. Дети узнали, как разные поколения, изучив народный опыт, смогли выжить. Цель воспитательного часа - научиться по-настоящему ценить хлеб=жизнь и помощь народов России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"С хлебом по жизни"»
КОММУНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 6
ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС «РУССКИЙ КАРАВАЙ»
С хлебом по жизни
Воспитательный час
ПОДГОТОВИЛА: ТАРАСЕНКО
СВЕТЛАНА
АЛЕКСАНДРОВНА
2015
Содержание
Вступление………………………………………………………………………2-4
1.Значение хлеба в нашей повседневной жизни ………………………2-3
2.Народные пословицы о хлебе……………………………………………3-5
Основная часть
1.История возникновения хлеба…………………………………………..5-7
2 Судьба страны- судьба хлеба…………………………………………….7-
2.1 Война 1812 года и возникновение бородинского хлеба……..7-9
2.2. Хлеб и война 1941-1945 гг…………………………………………….9-12
2.3 Из воспоминаний моих родителей. …………………………………13-15
2.4 Хлеб и мы……………………………………………………………… …15-16
Заключение…………………………………………………………………….16-17
Слово учителя………………………………………………………….16
Выводы детей…………………………………………………………..17
Список использованной литературы …………………………………….18
Приложение…………………………………………………………………… 19-
-2-
Вступительное слово учителя
Капли дождя били по стеклам идущего трамвая. Рядом сидела пожилая женщина, которая бережно прижимала к груди буханку хлеба. Совсем неожиданно она прошептала: « Я ничего в жизни не боялась: во время войны с немецкими фашистами, я была маленькая и ничего не понимала, не боялась, когда с мужем ликвидировали аварию на Чернобыльской АЭС. Муж умер, и я осталась одна. Сейчас мне 82 года. Боюсь быть никому не нужной, а еще больше – умереть от голода». Плакал дождь. И плакала женщина, сошедшая на одной из остановок нашего маленького городка ... Глядя ей вслед, трамвай молчал, … и замолчал дождь за окном. Казалось, ее тихий голос прошиб сознание пассажиров, и только руки, прижимавшие хлеб, стояли у всех перед глазами. В очередной раз мы поняли, насколько хрупок мир, в котором мы живем, как важно иметь близких и родных. И как необходим и дорог нам Хлеб.
Его Величеству Хлебу, спасшему жизнь миллиардам людей на планете, посвящается наш воспитательный час.
1 ученик
Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе:
„Хлеб всему голова! “ — В поле, в доме, в державе!
/ Гельнара Сафиулова /
-3-
2 ученик
"Хлеб - это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим. Заболев, мы в последнюю очередь утрачиваем вкус к хлебу, и как только он появляется снова, это означает, что мы выздоравливаем. Хлеб можно употреблять в любое время дня, в разном возрасте, в любом настроении, он делает вкуснее любую другую еду. С чем бы его не ели, с мясом или с другой пищей,он не теряет своей привлекательности"
Недаром в народном творчестве мы встречаем множество пословиц, посвященных Хлебу.
4 группы детей представляют пословицы, подготовленные ранее.
1 группа
1.Хлеб - всему голова. 2.Без закваски хлеба не месят. 3.Хлеб да каша - пища наша. 4.Хлеб да вода - богатырская еда. 2 группа
1. Не шуба греет, а хлеб. 2.Без хлеба и медом сыт не будешь. 3. Земля - матушка, а хлеб - батюшка. 4.Без хлеба куска везде тоска.
3 группа 1.Была бы голова на плечах, а хлеб будет. 2.Где хозяин ходит, там земля хлеб родит. 3. каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной. 4.Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска. -4-
4 группа 1. считает звёзды на небе, а голодный думает о хлебе. 2. Сытый думает о деле, а голодный о хлебе. 3.Без соли, без хлеба - половина обеда. 4.Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Основная часть
1.История возникновения хлеба
группа
1ученик
По мнению историков и археологов, хлеб был "открыт" свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке наши доисторические предки ели зерна в сыром виде. Позднее они научились растирать их между камнями - будущими жерновами, и полученную муку смешивали с водой. То есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку (кстати, такую кашу до сих пор употребляют в некоторых странах Азии и Африки).
2 ученик.
Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепешки. Таким образом, проблема питания была отчасти решена: человек был обеспечен сытной пищей в виде маленьких зернышек. Первыми настоящими хлебопеками считаются древние египтяне. Еще во временастроительства пирамид, 5-6 тысячелетий назад, они, вероятнее всего случайно, открыли способ разрыхлять тесто путем брожения - например, однажды древний египтянин мог оставить смесь муки и воды в теплой печи на ночь, а утром он обнаружил неожиданно мягкое тесто, из которого получился гораздо более вкусный хлеб. Так на смену
-5-
твердокаменным лепешкам пришли пышные булки.
3 ученик
Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах - горшках, называвшихся "клибанос". Именно от этого названия и появилось слово "хлеб", которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб "хлайфс", от него в старонемецком языке образовалось слово "хлайб", трансформировавшееся затем в русский "хлеб", украинский "хлиб", эстонский "лейб". Древние египтяне и греки выпекали хлеб главным образом из пшеницы. В Древней Греции первое упоминание о "кислом" (сброженном) хлебе, искусство выпечки которого греки позаимствовали у египтян, относится к V веку до н. э.
4 ученик
У эллинов "кислый" хлеб, а также сдобный (с добавлением молока, меда, жира) считался деликатесом, стоил, естественно, дорого, и ели его только состоятельные граждане, бедняки же могли себе позволить лишь хлеб из муки грубого помола. Трапезы гомеровских героев свидетельствуют о том, что у патрициев хлеб был отдельным, причем самым важным, блюдом - даром богов. Древние греки считали, что человек, принимающий пищу без хлеба, будет обязательно наказан богами. В средневековой Европе хлеб занимал не менее почетное место. Французский король Генрих IV, например, ко всем своим титулам даже прибавил еще один - "Король хлеба".
-6-
2. Судьба страны – судьба хлеба.
2.1.Война 1812 года и возникновение бородинского хлеба
1 группа
Судьбу великих людей, патриотов войны 1812 года, которые полегли на поле боя защищая Землю- мать от нашествия французов, разделил и наш хлеб.
А один его сорт, согласно легенде, появился в память о битве на Бородинском поле, что на подступах к Москве.
Александр Алексеевич Тучков 4-й (7 марта 1778 — 26 августа 1812) — российский командир, генерал-майор, погиб во время Бородинского сражения. А ведь у красивого героя ( приложение 2), запечатленного на портрете, была беззаветно любящая жена. Став вдовой, она в отчаянии искала тело любимого мужа, а потом увековечила его память...
Сначала будущая жена Тучкова -Маргарита Михайловна,- урождённая Нарышкина ( приложение 3), вышла в 16 лет замуж за Павла Михайловича Ласунского. Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Ласунский оказался кутилой и игроком, всё время он проводил с друзьями.
Узнав о разводе, Александр Тучков не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак. Свадьба состоялась лишь в 1806 году, через 9 лет после развода. Для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы полного счастья замужества. Она гордилась красотой мужа, которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью.
Маргарита Михайловна сопровождала мужа военных походах и разделяла с ним все трудности военной жизни, сопровождая его не раз
-7-
верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку, поскольку женам было запрещено находиться при армии в походе. В её лице впервые в русской армии появилась сестра милосердия.
Она создавала пункты питания для голодающего населения в местностях, охваченных боями. В Финляндской кампании она жила в лютую стужу в палатке, ей приходилось пробираться с войсками среди снежных заносов, переправляться через реки по пояс в ледяной воде.
Существует предание о предчувствии Маргаритой Михайловной гибели своего супруга: «Твоя участь решится в Бородине» Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Она принуждена была вернуться домой.
Перенесенные ею ужасы так отразились на её здоровье, что некоторое время домашние опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного (приложении 4) . Наблюдая за постройкою церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.
Первоначально Тучкова предполагала поставить лишь небольшую часовню, но Александр I пожаловал ей 10 тысяч рублей, на эти средства в 1820 году была построена и освящена каменная церковь-храм, сюда потянулись паломники со всей России.
Таким образом, на месте гибели Александра Тучкова его жена Маргарита Тучкова поставила первый бородинский памятник павшим в
-8-
сражении — церковь Спаса Нерукотворного, освящённую в 1820 году.
Сама Маргарита подолгу жила на Бородинском поле, в небольшом, специально построенном домике.
В разбитой жизни своей Тучкова искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближнего. Она отдаётся главному делу всей последующей жизни — устройству нового женскогомонастыря.
В 1838 году Тучкова принимает постриг (посвящает жизнь Богу и становится монахиней).
Маргарита Михайловна Тучкова скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в Спасском храме монастыря, рядом с мужем и сыном.
Памятником женской любви стал бородинский хлеб. По преданию, именно в бородинской обители начали выпекать такой хлеб. Миновали годы. А название "бородинский" так и осталось за хлебом...
Рецепт хлеба "Бородинский"
Мука ржаная обойная 80,0
Мука пшеничная второго сорта 15,0
Крахмал 0,2
Солод ржаной красный 5,0
Соль поваренная пищевая 1,0
Дрожжи прессованные 0,1
Сахар 6,0
Патока сахарорафинадная 4,0
Масло растительное 0,05
Кориандр 0,5 (приложение 5)
-9-
2.2. Хлеб и война 1941-1945 гг.
2 группа
22 июня 1941 года Вторая мировая война ворвалась в жизнь нашей страны. Она получила название Великая Отечественная война. 1418 дней войны – это не только разрушенные немецкими фашистами города, мосты, дороги, это миллионы покалеченных и изменённых людских судеб.
Испытание войной… Немыслимо тяжело, но когда к взрывам, смертям множества людей и невыносимому страху добавляется голод, кажется, находишься на краю…
Судьба Ленинграда - это особая страница Великой Отечественной войны: находясь в блокаде 900 дней и ночей город испытывал ужасный голод. Чтобы спасти людей и обеспечить жизнь ленинградцам, по льду Ладожского озера, «дороге жизни» на полуторатонных машинах везли хлеб.
Пуржит пурга, стервятники бомбят, Дырявят лёд фашистские снаряды, Но не замкнуть врагу кольцо блокады Идут машины с хлебом в Ленинград.( приложение 6)
В блокадном Ленинграде работали шесть хлебозаводов. Производство не останавливалось ни на один день. Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф "для служебного пользования" и даже "секретно".
Основу хлеба тогда составляла ржаная мука, к которой примешивались целлюлоза, жмых, мучная пыль. Тогда каждый завод пёк хлеб по своему рецепту, добавляя в него разные примеси.Существует
-10-
несколько рецептов блокадного хлеба, они известны, и порой заменители
муки достигают в них до 40%.
Вот некоторые из них:
- Мука ржаная дефектная 45%,
-жмых 10%,
-соевая мука 5%,
-отруби 10%,
-целлюлоза 15%,
-обойная пыль 5%,
солод 10%.
Добавляли в тесто различные ингредиенты органического происхождения, например опилок из древесины. Иногда из этого сильно страдало качество выпускаемой продукции. Ведь доля опилок составляла более чем 70%.
Кроме того, в начале блокады в хлеб добавляли большое количество воды, в итоге получаемый хлеб представлял из себя жидкую слизистую массу...
Осень 41-го и зима 42-го - самое тяжёлое время. В ноябре 1942 года от голода, от элементарной дистрофии уже погибали тысячи и тысячи людей. 19-го ноября Военный совет Ленинградского фронта принял постановление - "О снижении норм хлеба". Вот его начало:
"Во избежание перебоев в обеспечении хлебом войск фронта и населения Ленинграда установить с 20-го ноября 1941 года следующие нормыотпуска хлеба:
рабочим и ИТР 250 г.
служащим, иждивенцам и детям - 125г;
частям первой линии и боевым кораблям 500 г;
лётно-техническому составу ВВС 500г;
всем остальным воинским частям 300 г . ( приложение 6)
Больше месяца прожили ленинградцы на таком пайке.
-11-
Так родились "сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам", которые вошли как символ нечеловеческих испытаний в память и сознание миллионов людей, стали основой для споров, версий и легенд. Кусочек хлеба на протяжении многих блокадных дней оставался для человека единственным источником жизни и единственной надеждой
«Хлеб» В одном бою под Ленинградом На поле прошлогодней ржи Перепахали всё снаряды: Окопы, рвы и блиндажи. За рощей полк «катюш» работал. За шквалом новый страшный шквал. Ждала уставшая пехота К атаке боевой сигнал. Зажав в руке опавший колос, В другой – трофейный пистолет, Комвзвода крикнул во весь голос: «Вперед! За Родину! За хлеб!» Автор: Владимир Лаптев
Пережив трагическую голодную судьбу блокады, в 1988 году ленинградцы открыли в своем городе единственный в России (тринадцатый в мире) музей хлеба - чтобы помнили и не забывали, насколько страшнее всего в жизни умереть от голода. Название этого музея, говорит о его сути. Здесь есть все, что связано с хлебом и его производством.
-12-
2.3.Из воспоминаний моих родителей.
3 группа
Мама, Маркова Нина Ивановна, уроженка Курской области, хутора Пересыпь, что в 10 км от Прохоровки:
«В хуторе Пересыпь, кроме немцев, стояли еще и итальянцы. Такой жестокостью, как немцы не отличались. Но все равно - завоеватели. Грабили местное население, отбирая последнее и без того у голодных людей. Приходилось крестьянам вспоминать опыт прежних поколений, спасающих продукты от прежних завоевателей. А уж их хватало: то хазары с печенегами, то половцы с татарами... На повороте Псела была в реке глубокая яма, в которую жители села бросали мешки с мукой на хранение (верхний слой намокал, а дальше вода не проходила). Мешки потом баграми доставали, по ночам хлеб пекли, а потом прятали кто куда мог. Иначе прокормиться было невозможно.
Отец, смастерив ручную мельницу, молол людям зерно, за что получал часть муки и так мы выжили в те голодные военные годы».
Тарасова Александра Ивановна, сестра Марковой Нины Ивановны.
« Когда совсем было трудно, мама, Анастасия Иосифовна, пекла хлеб из свеклы. Мы, дети, сидели на лавках и не отрывали глаз от
печи. Все время спрашивали: «Мама, когда уже хлеб испечется?» Мама терпеливо, чтобы отвлечь нас от голодной тошноты, рассказывала, как замешивается тесто, как оно зреет, но мы…мы ничего не запоминали! Так хотелось есть! Когда мама доставала хлеб из печи, мы ждали своего ломтика горячего хлебушка…
-13-
На утро, получив сверток свекольного хлеба, я шла в школу, в соседнее село, Семеновку. На морозе хлеб замерзал, в нем появлялись льдинки, потому что хлебушек был водянистый, и вода, содержащаяся в нем просто замерзала. Но вкуснее того хлеба, я не ела никогда.
Сестры пытались вспомнить рецепт того маминого хлеба, но не смогли
Марков Александр Стефанович, муж Марковой Нины Ивановны.
« Отец погиб в первые дни войны. Голод пришел быстро. Мать, Анна Викторовна, отправилась из своего села Введенская Готня Белгородской области в областной центр менять вещи на продукты. Мы остались дома одни с занавешенными кое-какими тряпками окнами ( пусть дети думают, что еще ночь - кушать просить не будут). Думала, что обернется быстро, но поезд немцы обстреляли, и вернулась домой мама лишь через месяц. К тому времени мы с сестрой опухли от голода, спас нас дядя, которому наши соседи сказали, что не видят детей уже давно. Дядя Федор, сняв замки с хаты, забрал нас к себе. Так и выжили – сестра Таисия 4-х лет и я.. Закончив 7-летку, я поступил учиться в летное училище, но нищета и голод сделали свое дело - не доучился, пошел в армию, попал на военный корабль, служил в Мурманске. После армии – Донбасс, наш город, где можно было, работая в шахте, худо-бедно прокормиться»
2.4. Хлеб и мы.
4 группа.
Прошло время. Позабылась война. Только в горьких воспоминаниях старики рассказывали о былом. А дети так и не
-14-
понимали, как это нет хлеба? Позабылось… и стал Хлеб чем-то обыденным, на что особенно и не падало внимание за столом: он стал обычен, неприметен…
Хлеб
В кафе, где стены с зеркалами,
Где грохот джаза дразнит плоть,
В углу валялся под ногами
Ржаной поджаристый ломоть...
Корить кого-нибудь нелепо
За то, что мир разбогател
И что кусок ржаного хлеба
Никто поднять не захотел.
Но мне тот хлеб, ржаной, «немодный»,
С обидой тихо проворчал:
«Забыли, чай, как в год голодный
Я всю Россию выручал?!
Когда война в дома ломилась,
И чёрный ветер мёл золу,
Тогда небось во сне не снилось,
Чтоб хлеб валялся на полу!
Добро, что люди сыты ныне,
Что столько праздничных судеб.
Но, как заветные святыни,
Нельзя ронять на землю хлеб».
-15-
Я протянул поспешно руку
И подобрал ржаной кусок —
Как поскользнувшемуся другу
Подняться на ноги помог.
Игорь Кобзев.
Заключение
Слово учителя
История хлеба… История народа… но одна особенность есть у истории – повторяться, в другом времени, в других поколениях…
В ушах звенела кононада,
Земля вздымалася стеной,
Все это было не когда-то,
Все это здесь, сейчас, со мной…
Вот и мы узнали цену хлебу… Но какой ценой! Война пришла, откуда ее совсем не ждали: не приняли опыт стариков, как свой, не взяли за основу жизни: беречь, работать, умножать; уважать, любить свой народ и свою землю больше самого себя. Вот история и учит…не знающих соль земли своей.
Спасибо всем, кто в нелегкое наше время, под взрывами снарядов и автоматные очереди, сеяли хлеб, растили его и лелеяли , поставляли на заводы, чтобы мы с вами, дети, помнили, что слово «хлеб» это не только слово, это жизнь наша, свобода, Родина.
На Донбассе живут люди многих национальностей, но по духу мы принадлежим к Русскому Миру, а Россия не оставила нас в такое сложное время, благодаря ей, вы не знаете, что такое голод. И не дай Бог узнать!
-16-
Рефлексия.
Что дал вам наш разговор о хлебе?
Подведение итогов.
ХЛЕБ
Бывает хлеб и сух и неподатлив, как раскалённая полынная земля. Его хранили на груди солдаты в снегами забинтованных полях. Бывает хлеб, как солнышко, румяный, а изнутри — парное молоко. Его, как мёд, янтарный и духмяный, проглотишь ненароком с языком. Бывает белым хлеб, бывает чёрным, рождает его жаркая страда… Каким бы ни был — белым или чёрным, Хлеб лёгким не бывает никогда!
Юрий Вязовниченко
-17-
Список литературы.
1. Козубова И.П. Хлеб – всему – голова:сочинение по пословице//Русский
язык и литература в школе.1999 –с.31.
2.Земля и хлеб. Очерки и рассказы/сост. Иванов Л.,Шапошникова В.И
и др.-Изд-во «Советский писатель», 1978-312с.
3.Кармазин В. Наш хлеб. Документальное повествование о
генерал-майор русской армии, погиб в битве на Бородинском поле 1812 г.
-20-
Приложение №3
Маргарита Тучкова –Нарышкина
Автор рецепта «Бородинского хлеба» (согласно легенде)
-21-
Приложение №4
Монастырь, возведенный М. Тучковой на месте гибели мужа.
-22-
Приложение 5
Бородинский хлеб
-23-
Приложение 6.
125 граммов хлеба – суточная норма ленинградцев.
-24-
Приложение7
Маркова Нина Ивановна - о детстве и хлебе.
-25-
Цель воспитательного часа
Показать значение хлеба в жизни людей во времени.
Воспитывать сознательное отношение к хлебу современных детей.
3. Развивать чувства уважения к труду людей, занятых в производстве хлеба.
Аннотация к воспитательному часу «С хлебом по жизни».
Материал данной разработки готовился на основе литературных источников, интернет-ресурсов и на основе исследовательских работ учеников Коммунального учреждения «Общеобразовательная школа I-III ступеней № 6 города Енакиево» под руководством Тарасенко Светланы Александровны.
Данная работа может быть использована как самостоятельный материал для проведения воспитательных часов или как дополнительный материал для общешкольных мероприятий такого направления, отдельные части могут быть использованы на уроках согласно темам.
Надеюсь, что разработка воспитательного часа станет полезной для коллег.