Содействие библиотеки духовно-нравственному воспитанию
Содействие библиотеки духовно-нравственному воспитанию
Доклад на тему "Содействие библиотеки духовно-нравственному воспитанию" ставит перед собой задачу решить проблемы духовно-нравственного воспитания студентов. Подготовить ответственного гражданина, способного самомтоятельно оценивать происходящее, строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Содействие библиотеки духовно-нравственному воспитанию »
«Развивайте свою душу. Она может стать зрячей. Это зрение не обычно – зрение души, а не глаз…Она может услышать саму себя, симфонию души человеческой, его любовь и ненависть…».
Проблема духовно-нравственного воспитания студентов сегодня стоит остро как никогда. Перед образовательным учреждением ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими, духовно-нравственными нормами.
Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовно-нравственного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Поэтому, большой вклад в деле духовно-нравственного воспитания вносит библиотека.
Воспитывать по книгам невозможно, поскольку каждый учащийся неповторимо индивидуален; воспитывать без книг неразумно: никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий; воспитывать с помощью книг, с опорой на книги – значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы, значит развиваться.
Библиотека нашего колледжа ведет целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию студентов. В библиотеке проводятся различные мероприятия о роли личности в обществе, нормах поведения, доброте и порядочности.
«Читать – это еще ничего не значит:
что читать и как понимать читаемое –
вот в чем главное дело».
К.Д.Ушинский
Вывод напрашивается сам собой: наше спасение — в чтении. Но как нечитающую ныне нацию превратить в читающую? В читающую - не для выполнения домашних заданий, и не для увеселения, и не для разгадывания кроссвордов (в этой функции половина населения страны еще использует книгу), а для того, чтобы остаться человеком и получить страховку от деградации себя, детей, внуков и страны в целом. Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1987 году, когда тенденция к культурной катастрофе лишь намечалась, назвал нечтение наиболее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против самих себя. «За преступление это, — сказал он, — человек расплачивается всей жизнью; если же преступление это совершает нация — она платит зa это своей историей».
Все, кто обеспокоен судьбой страны, ее будущим, обращают особое внимание на духовно- нравственное воспитание молодежи.
Процесс воспитания молодежи в Казахстане осуществляется различными социальными институтами: школой, профессиональными училищами, колледжами, вузами, музеями, театрами, библиотеками.
Что же является определяющим при рассмотрении нашей библиотеки как социального института по воспитанию молодежи?
1 Библиотека обладает собраниями литературы, в которых заложен эмоциональный, нравственный, духовный потенциал.
2 В библиотеке, как в культурном учреждение, воспитательные функции проявляются в различных формах индивидуальной и массовой работы.
3 Библиотека, как социальный институт, работает не изолированно, а во взаимодействии с другими учреждениями и организациями.
В настоящее время самые высокие инвестиции – это вложения в духовное и нравственное воспитание молодежи, что явилось определяющим при рассмотрении опыта работы нашей библиотеки по нравственному воспитанию.
Литературно – художественные произведения всегда оказывали эмоциональное воздействие на формирование души и характера человека.
«Пока жива библиотека - жив народ, умрет она - умрет наше прошлое и будущее» - слова Дмитрия Сергеевича Лихачева. Лучше Д.С. Лихачева еще никто о роли библиотек не сказал! И не случайно он называл музейных и библиотечных работников «последними святыми».
«Сокровищница книг», как называл библиотеки Белинский В.Г., может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности, болеющей душой за судьбу своей страны. Воспитать такого человека без книги невозможно. Поэтому в эпицентре воспитания стоит библиотека.
Интеллектуальная и эмоциональная сферы учащихся только складываются, потребности еще не сформированы. И здесь в руководстве чтением большую роль играет личность библиотекаря. И очень важно, чтобы каждый библиотекарь, работающий с учащейся молодежью, систематически повышал свой профессиональный уровень, приобретал опыт работы с литературой, а главное был «человеком».
Приоритетными направлениями работы библиотеки являются: духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, гражданское становление. Приобщение к чтению нравственной литературы способствует выработке духовно-нравственных идеалов. Используя все лучшее, что есть в ней, мы, библиотекари, способствуем духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, гражданскому становлению детей и молодежи, а, следовательно, и духовному преображению общества.
Читатель и книга… Их отношения вечны и не подлежат изменениям. А помочь сориентироваться в современном потоке информации и есть основная задача библиотеки. В современных условиях работа библиотеки направлена главным образом на активизацию чтения учащихся, на повышение культуры самостоятельного выбора литературы и в конечном итоге на воспитание всесторонне развитой личности.
Главная цель работы библиотеки – это развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной и творческой деятельности, нравственному поведению и экологической культуре через любовь и уважение к чтению и книге.
Задачи – научить любить людей и жизнь, формировать нравственное отношение человека к труду, природе, родному краю, к народным традициям.
Эти задачи мы решаем в сотрудничестве с учителями предметниками, классными руководителями. Механизм воспитания в библиотеке заключается в первую очередь в оказании поддержки студенту в решении его проблем по формированию нравственности, развитию способностей, в жизненном самоопределении.
У Сухомлинского есть такая мысль… «чтение – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть»
И образовательное учреждение, и библиотека преследуют единую цель: формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Даже формирование фонда библиотеки идет с учетом его педагогического назначения.
Все это помогает приблизиться к основной цели педагогической деятельности библиотеки: через подготовку квалифицированного читателя — к формированию духовно богатой личности.
Все участники образовательного процесса должны обладать такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, самоотдача, потребность в постоянном самообразовании. Взаимодействуя с учащимися с целью передачи социального опыта, библиотекарь становится участником педагогического процесса, при этом он осваивает различные технологии и методы обучения и воспитания. Одно из направлений работы нашей библиотеки – нравственное воспитание и через него воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции, духовности.
В библиотеке колледжа в рамках программы нравственного воспитания проходят различные мероприятия, оформляются тематические и персональные выставки, проводятся литературные вечера, беседы, тематические полки, презентации, составление и пополнение папок. Регулярно, в соответствии с планом, организуются открытые просмотры литературы, круглые столы, проводятся обзоры новинок по темам: «Художественная литература о медиках», «Правовому государству – правовую защиту», «Живой огонь культуры», «Милосердие – долг или призвание»; «Я гражданин Казахстана», «Символы Республики РК», «Всемирный день здоровья», «Всемирный день окружающей среды», «Размышления о наркомании», «СПИД – знак беды» и др.
Систематически оформляются книжные выставки по актуальным темам: «Казахстан: взгляд в прошлое и устремленность в будущее», «Язык страны – душа народа», «Познай свою профессию», «Даты, события, факты», «Будь здоров малыш» и др.
Приступая к своей работе, библиотекарь должен решить задачу: ответить на вопрос, кого мы хотим воспитать и как осуществить воспитание через книгу. А что значит воспитать? Ответ такой: воспитать, прежде всего, хорошего человека, чтобы он не потерялся в этом сложном мире, чтобы он был человеком с большой буквы, любил и уважал свою семью, дом, природу, родной край, был полезен кому-то. И задача библиотеки – помочь ему в этом, потому что именно мы, библиотекари, занимаемся процессом воспитания через книгу, развиваем в них культуру чтения. Ребята должны чувствовать и знать, что их любят и ждут в библиотеке.
Усвоение человеческой культуры не дается легко и сразу, так что у библиотекаря есть возможность значительно помочь ему стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия корректируя отношения. Надо быть терпеливым!
Воспитательная стратегия библиотеки строится на формировании и развитии у молодежи, прежде всего духовно-нравственных ценностей, гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости, гражданственности и патриотизма.
Вся массовая работа по нравственному воспитанию направлена на привлечение большого числа читателей в библиотеку.
Человек, как звезда рождается
Средь неясной,
Туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности..
Поколеньями созидается
Век за веком
Земля нетленная,
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
Дмитрий Голубков.
Северо-Казахстанский медицинский колледж
ДОКЛАД
«СОДЕЙСТВИЕ БИБЛИОТЕКИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ»
2012
Используемая литература:
Библиотекарь – 1985 - №1. – с. 58- 61
Богданова А.С. , Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся. – М.:Просвещение, 1978. – 158 с.