Сотрудничество колледжа и семьи в воспитании подростка
Сотрудничество колледжа и семьи в воспитании подростка
В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать учебные учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество колледжа и семьи в воспитании подростка»
Сотрудничество колледжа и семьи
в воспитании подростка
Подготовила: Коновалова С.Г
В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать учебные учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью.
Такой подход к оценке деятельности колледжа и оценки роли семьи в воспитании детей привели к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.
Мы всегда стремимся к тому, чтобы включить семью в воспитание подростков.
По своему психологическому статусу колледж и семья – противоположные полюсы.
В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не учебное заведение выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.
Родители часто жалуются на то, что они работают, заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей.
Социологи установили, что на воспитание детей у родителей остается ежедневно всего лишь 17 минут. Но родители воспитывают детей в семье не только во время своего присутствия, но и отсутствия.
Семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни, это постоянное общение с детьми. Воспитывают в семье иногда даже молчанием, взглядом, мимикой, шуткой или грустью.
“Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания”. (Сухомлинский В.А. 1969 год).
Взросление по - разному протекает у подростка, но если при этом вся его предшествующая жизнь в семье была полноценной в моральном плане, если его отношения со сверстниками не вызывали трудностей, то, как правило, серьезных осложнений переход во взрослую жизнь больших затруднений не вызовет ни у самого подростка, ни у людей, его окружающих.
Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья? Как она может помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для самих родителей? В первую очередь, это всесторонняя эмоциональная поддержка своего ребенка. Какие бы метания не терзали бы ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.
Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по взрослому», - говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско - родительских отношений.
Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я».
Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понять, как взрослые относятся к нему
Русская пословица гласит: “Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому”.
Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в своего ребенка и доверие, не показное и фальшивое, а искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки дают свои всходы в подростковом возрасте.
Именно в подростковом возрасте родители приходят к учителям и говорят о том, что ребенок, совершенно изменил отношение к семье. В первую очередь родители обвиняют ребенка, не понимая того, что он взрослеет и то что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», повседневной, из общения с членами семьи исчезают доверие и искренность. Родители и не подозревают, что проглядели душевное состояние своего ребенка
Для каждого возрастного этапа характерны свои физиологические, поведенческие особенности развития.
Безусловно, первым примером для подражания служат родители. Часто именно благодаря им ребенок знакомится с «легальными наркотиками» - алкоголем, никотином. Именно наблюдая за взрослыми, он узнает о традиции использования алкоголя по торжественным случаям. Алкогольные напитки на столе у ребенка прочно связываются с атмосферой праздника, веселья в доме.
Знакомство с ними кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу, его друзей - таких сильных, мужественных, взрослых. Так происходит первая алкогольная проба
Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием. Его не случайно называют «трудным» - вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими.
Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых. Мнение и советы родителей теряют свою значимость, большую роль приобретает общение с ровесниками. Отсюда и возникают молодежная мода, сленг, музыка и т.п.- все то, что образует для подростка особый мир, отличающийся от мира взрослых. При этом для многих подростков употребление алкоголя и курение становится одним из главных способов демонстрации своей «взрослости », независимости.
Организуя работу по нравственному воспитанию с семьей, мы должны уделить самое серьезное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи. К ним относятся законы. На основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.
Законы семьи.
Закон семьи 1. каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любимым не зависимо ни от чего.
Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину.
Закон семьи 2.каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты
Закон семьи 3.ребенок должен иметь право на разъяснения и рассуждения
Закон семьи 4.исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.
Закон семьи 5.родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.
Закон семьи 6. закон культивирования в семье положительных привычек.
Закон семьи 7. создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.
Закон семьи 8.родители должны демонстрировать красоту своих отношений.
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях
Если ребенок постоянно критикует, он учится….(ненавидеть)
Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)
Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)
Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)
Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)
Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)
Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)
Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)
Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)
Тест «Какой ты родитель»
Родителям нужно отметить те фразы, которые наиболее часто употребляются в общении с детьми:
-Сколь раз тебе повторять!
-Посоветуй мне, пожалуйста!
-Не знаю, что бы без тебя я делала!
-И в кого ты только уродился?
-Какие мы замечательные друзья!
-Ну на кого же ты похож?
-Вот я в твое время!
-Ты моя опора и помощник!
-Ну что за друзья у тебя?
-О чем ты только думаешь?
-Ах, какая ты у меня умница!
-У всех дети, как дети, а ты…
-Какой ты у меня сообразительный!
Подсчитать общее количество баллов: каждый положительный ответ-1 балл
баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!
баллов. Вы непоследовательны в общении со своим ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он нуждается в любви и ласке.
баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Тест «Какой ты родитель»
Родителям нужно отметить те фразы, которые наиболее часто употребляются в общении с детьми:
-Сколь раз тебе повторять!
-Посоветуй мне, пожалуйста!
-Не знаю, что бы без тебя я делала!
-И в кого ты только уродился?
-Какие мы замечательные друзья!
-Ну на кого же ты похож?
-Вот я в твое время!
-Ты моя опора и помощник!
-Ну что за друзья у тебя?
-О чем ты только думаешь?
-Ах, какая ты у меня умница!
-У всех дети, как дети, а ты…
-Какой ты у меня сообразительный!
Подсчитать общее количество баллов: каждый положительный ответ-1 балл
баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!
баллов. Вы непоследовательны в общении со своим ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он нуждается в любви и ласке.
баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Тест «Какой ты родитель»
Родителям нужно отметить те фразы, которые наиболее часто употребляются в общении с детьми:
-Сколь раз тебе повторять!
-Посоветуй мне, пожалуйста!
-Не знаю, что бы без тебя я делала!
-И в кого ты только уродился?
-Какие мы замечательные друзья!
-Ну на кого же ты похож?
-Вот я в твое время!
-Ты моя опора и помощник!
-Ну что за друзья у тебя?
-О чем ты только думаешь?
-Ах, какая ты у меня умница!
-У всех дети, как дети, а ты…
-Какой ты у меня сообразительный!
Подсчитать общее количество баллов: каждый положительный ответ-1 балл
баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!
баллов. Вы непоследовательны в общении со своим ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он нуждается в любви и ласке.
баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях
Если ребенок постоянно критикует, он учится….(ненавидеть)
Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)
Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)
Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)
Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)
Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)
Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)
Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)
Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях
Если ребенок постоянно критикует, он учится….(ненавидеть)
Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)
Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)
Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)
Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)
Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)
Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)
Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)
Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)
Родительское собрание.
Тема: Сотрудничество колледжа и семьи в воспитании подростка.