Социально - значимый проект «Сто дорог – одна твоя!»
Социально - значимый проект «Сто дорог – одна твоя!»
Актуальность проекта: В основе проекта лежит задача самореализации молодёжи. Молодым людям недостаёт социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе. В последнее время существует тенденция, что всё большее число молодых людей осознают необходимость получения квалифицированной помощи, рекомендаций специалистов-профконсультантов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально - значимый проект «Сто дорог – одна твоя!»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Социально - значимый
проект
«Сто дорог – одна твоя!»
Отчёт о реализации
Авторы проекта:
Учащиеся 9 «Б» класса
МБОУ СОШ №4
Руководитель -
учитель английского языка,
классный руководитель 9 «Б» класса
Бушуева Ирина Анатольевна
Ст. Полтавская
2014-2015 учебный год
Директор МБОУ СОШ № 4 Т.В.Волкова
ПАСПОРТ
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА
«Сто дорог – одна твоя!»
Авторы проекта: учащиеся 9 «Б» класса МБОУ СОШ №4.
Руководитель: учитель английского языка, классный руководитель
9 «Б» класса Бушуева Ирина Анатольевна.
Исполнители проекта: Классный руководитель, учащиеся класса, родители учащихся.
Актуальность проекта:В основе проекта лежит задача самореализации молодёжи. Молодым людям недостаёт социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе. В последнее время существует тенденция, что всё большее число молодых людей осознают необходимость получения квалифицированной помощи, рекомендаций специалистов-профконсультантов.
Сроки реализации проекта: 2014-2015 учебный год.
Цель проекта: Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности (знание о разных профессиях, потребность в выборе будущей профессии). Формирование у учащихся ориентации на трудовую деятельность как средство развития и самореализации духовных и физических потребностей, повышение профессиональной активности.
Задачи проекта:
Расширить знание о мире профессий.
Познакомить обучающихся с нужными, редкими и новыми профессиями, охарактеризовать предмет труда каждой профессии.
Развивать навыки группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого).
Познакомить обучающихся с житейским способом выбора профессии.
Повышение уровня информированности;
Формирование информационной основы принятие решения о выборе профессионального пути;
Получение учащимися конкретных знаний о себе.
Основные формы работы с классом:
- тематические классные часы;
- анкетирование;
- творческие конкурсы;
- экскурсии на предприятия города;
- диагностика интересов, склонностей учащихся;
- посещение дня открытых дверей;
- тематические родительские собрания.
Ожидаемые результаты:
- каждому школьнику по окончании 9 класса иметь реальный и обоснованный план;
- заранее определившись с профессиональным выбором, учащиеся будут осознанно и целенаправленно заниматься теми школьными предметами, по которым предстоит сдавать вступительные экзамены.
Пояснительная записка.
Экономическая реформа и переход народного хозяйства к рыночным отношениям обуславливает новый подход к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности. Прежде всего, это касается самореализации молодёжи. Молодым людям недостаёт социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе. В последнее время существует тенденция, что всё большее число молодых людей осознают необходимость получения квалифицированной помощи, рекомендаций специалистов-профконсультантов.
Специфика выпускников на рынке труда состоит в следующем:
*низкий уровень информированности о рынке труда, об условиях дальнейшего обучения;
*отсутствие опыта работы;
*массовая трудовая безграмотность в области подросткового труда;
*низкий уровень активности, инициативности, мотивированности собственного трудоустройства, психологической неготовности к самостоятельным действиям.
Поэтому необходимо формирование у выпускника внутренней готовности к осознанному построению, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкурентной профессиональной деятельности.
месяц
Форма работы
Исполнители
январь
Первичная диагностика интересов, склонностей, направленности по типам профессий и видов деятельности.
Диагностика склонностей характера к различным видам деятельности.
Кл. час «Многообразие мира профессий»
Классный руководитель
Школьный психолог
февраль
Кл. час «Пути получения профессий» (Система проф. Образования, уровни и формы образования , типы учебных заведений).
Анкетирование с целью выявления намерений и дальнейших профессиональных планов.
Классный руководитель
Студенты – выпускники школы
Классный руководитель
Школьный психолог
март
Кл. час Встреча с специалистами Центра занятости населения или посещение Центра занятости.
Тренинг «Можно ли научиться управлять собой?»
Классное родительское собрание «Профессии, которые выбирают наши дети».
Классный руководитель
Специалисты ЦЗН
Классный руководитель
Классный руководитель
Школьный психолог
апрель
Посещения дней открытых дверей различных учебных заведений.
Устный журнал для 9 классов «Наш выбор»
Классный руководитель
1-й этап
Ребята делятся на четыре группы, выбирая фигуру (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета, садятся за определённый стол.
Учитель даёт характеристику группам учеников в зависимости от выбранного цвета.
Те, кто выбрали:
– синий цвет – чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;
– зелёный цвет – испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом в коллективе;
– жёлтый цвет – мечтательны с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;
– красный – активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.
Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.
А что нас объединяет, чем мы похожи?
(Ребята называют общее, то ,что их объединяет)
2-й этап
Сегодня мы с вами проведём занятие, тема которого «Сто дорог – одна твоя». Как вы думаете, о чем пойдет речь? ( о мире профессий)
Мы познакомимся с престижными, редкими и новыми профессиями, узнаем о предмете труда этих профессий, поговорим о способах выбора профессии.
Какие вообще профессии знаете. Какая команда назовёт больше профессий на заданные буквы. На карточках даны буквы К, М, Ф, П. Нужно написать профессии, которые начинаются на эти буквы.
- работа обучающихся в группах
Подводим итоги игры, зачитываем названия профессий, называем предмет труда каждой профессии.
3-й этап
Игра «Визитка»
После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию
1-я команда «Визитка»
Определите по профессиональным характеристикам профессию
Основные виды деятельности:
мытье и массаж головы;
стрижка волос (простая и модельная);
завивка и укладка волос;
окраска волос различными способами;
стрижка бороды и усов;
бритье с учетом свойств кожи;
2-я команда «Визитка»
Определите по профессиональным характеристикам профессию
Социально значимая профессия. Основное содержание и функции деятельности составляют: образование, воспитание и обучение подрастающего поколения.
3-я команда «Визитка»
Определите по профессиональным характеристикам профессию
Одна из самых массовых профессий в сфере обслуживания.
Трудовая деятельность может проходить на предприятиях общественного питания – столовых, кафе, баров, ресторанов. Обязанности: -приготовление, оформление блюда и кулинарных изделий;
-знание режима и продолжительности первичной и тепловой обработки продуктов;
-соблюдение последовательности норм и соотношения закладки сырья;
-знание правил составления меню;
4-я команда «Визитка»
Определите по профессиональным характеристикам профессию
Этому специалисту необходимо знать: основы математической логики и статистики, английский язык; методы математического моделирования; принципы работы операционных систем, Профессионально важные качества Деятельность связана с высокой умственной напряженностью, требует творческого подхода и определенных профессионально важных качеств, среди которых: аналитические способности; развитое логическое мышление; творческое воображение и фантазия; усидчивость, внимательность
Мы с вами перечислили профессии, которые знаем, о которых слышали. Всего профессий и специализаций существует около 50 тысяч.
4-й этап
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем. Как же правильно выбрать профессию?
5-й этап
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
«Давят» родители.
Идут за модой.
Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
Выбирают «за компанию».
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Подражают героям кино и телесериалов.
Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Житейский способ выбора профессии.
ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;
ПРОФЕССИЯ – должна соответствовать возможностям и способностям человека;
ПРОФЕССИЯ – должна быть востребованной на рынке труда.
6-й этап
Тестирование
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту(читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
7-й этап
Заключительное слово
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы детей:
Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.
Литература
Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.- Самара: Издательство “ Учебная литература”, 2006.
Дидактический материал по курсу “ Твоя профессиональная карьера” /Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.